Interfax-Russia.ru – Правительство РФ распорядилось сделать платным еще два отрезка трассы М-4 "Дон". Обновленным скоростным участкам не хватает придорожной инфраструктуры.
Новый платный участок дороги М-4 "Дон", проходящий по территории Юга России, начнет работать к концу этого года. Еще один отрезок федеральной трассы - в Краснодарском крае - тоже в ближайшее время станет платным, однако сроки установки на нем терминалов пока не оговариваются. Безопасные скоростные дороги, пусть и платные, нужны в РФ, однако у них пока больше минусов, чем плюсов, считают эксперты. Участники движения с ними не могут не согласиться.
17 августа правительство РФ подписало распоряжение, которое дает право вводить платные участки трассы "Дон" в Ростовской области и на Кубани.
Как сообщается в распоряжении N1765-р на сайте правительства РФ, участок М-4 "Дон" 1091,6 км - 1119,5 км в Ростовской области будет использоваться на платной основе до 1 мая 2109 года в составе объединенного участка этой дороги 1091,6 км - 1195 км.
"Общая протяженность объединенного участка составит 103,38 км", - говорится в сообщении.
Еще один участок дороги 1195 км - 1319 км автомобильной дороги в Краснодарском крае будет использоваться на платной основе до 1 мая 2109 года. Число полос движения на этом отрезке будет варьироваться от четырех до шести. Тут будет построено 24 развязки и десять мостов.
В совокупности два отрезка М-4, которым предстоит стать платными в ближайшем будущем, имеют протяженность 227 км.
"В приложениях к распоряжению приведены характеристики платного участка автомобильной дороги М-4 и альтернативных дорог, по которым возможен бесплатный проезд", - отмечается в сообщении.
Так, в качестве бесплатной альтернативы для отрезка М-4 в Ростовской области
можно использовать трассу Р256 Батайск-Старощербиновская-Краснодар, которая ведет в Ейск.
Возможно, в будущем платным сделают отрезок автодороги Р217 "Кавказ" на Кубани, которая пролегает по маршруту Темрюк – Краснодар – Кропоткин – граница Ставропольского края – автомобильная дорога М4 "Дон". Его протяженность - 240 км, он имеет от двух до шести полос.
В кабинете министров подчеркивают, что средства, полученные от сбора платы за проезд, возместят часть затрат на содержание и ремонт этих участков автомобильной дороги.
Проект реконструкции с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 реализует ГК "Автодор".
Оба участка, которые в ближайшее время станут платными, представляют собой единый транспортный коридор на участке от Ростова-на-Дону до развязки автомобильной дороги в месте примыкания к федеральной трассе М-29 "Кавказ". Оттуда идет разветвление транспортных потоков по направлению к Краснодару (по М-4) и по направлению к Ставропольскому краю, Дагестану и Кабардино-Балкарии.
Как сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе Росавтодора, терминалы для оплаты проезда на отрезке в Ростовской области сейчас готовятся к установке, а протестировать их и уже за деньги проехать по этому отрезку пути автомобилисты смогут, предположительно, в четвертом квартале этого года. При этом тарифы на проезд Росавтодор пока не готов озвучить.
"Распоряжение правительства РФ лишь дает нам право сделать эти участки законно платными. Пока что рано говорить о том, что они уже стали платными. Предложения о тарифах будут готовы в ближайшее время. Сказать о том, будут ли они равноценны другим расценкам платных участков на М-4, пока сложно", - сказал представитель компании.
При этом собеседник Interfax-Russia.ru подчеркнул, что пока речь идет об отрезке, который проходит через Ростовскую область – там уже обустраивают терминалы. А в Краснодарском крае платный проезд будет вводиться поэтапно, по мере продвижения комплексного благоустройства дороги.
Реконструкция участка на территории Ростовской области, который станет платным уже в этом году, шла три года. Сегодня он соответствует первой технической категории. Трасса имеет четыре полосы, две транспортные развязки и четыре моста. Общая стоимость работ составила более 4 млрд рублей.
Всего на М-4 девять платных участков. На сегодня эта трасса – пионер по числу коммерческих отрезков. Их общая протяженность - более 600 км, и общая стоимость проезда по ним днем на легковом автомобиле составит примерно 840 рублей. Ночью проезд дешевле.
По мнению руководителя Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергея Канаева, главный плюс платной трассы – это возможность проезда без пробок по хорошей магистрали. Зачастую эти участки освещены и безопасны. К минусам он отнес задержки на пропускных пунктах и сам по себе факт оплаты.
"Один из главных минусов – полное отсутствие на этих дорогах какой-либо инфраструктуры. Эти участки скоростные, но безжизненные. Хорошо было бы, если бы рядом с контрольно-пропускными пунктами начали делать обустройство по типу западных и американских хайвеев. Хотя бы заправки, кафе, туалеты и зоны отдыха на платных отрезках должны быть. Желательно также расположить на них и гостиницы", - сказал Interfax-Russia.ru эксперт.
Впрочем, сегодня в соцсетях, на тематических форумах и в региональных СМИ можно встретить не одну жалобу именно на перечисленные недостатки: водители жалуются на то, что на платных участках от Москвы до Воронежа негде отдохнуть и не хватает заправок.
По словам Сергей Канаева, вопросом создания единой концепции развития придорожной инфраструктуры на федеральных трассах занимается попечительский комитет при Росстандарте "Удобные дороги", который был создан в мае 2017 года. Эксперт также подчеркнул, что платные дороги должны иметь альтернативу.
"Если они построены с нуля, не за деньги налогоплательщиков, комфортны и безопасны и имеют альтернативу – то я за, чтобы они развивались. Особенно в направлении М-4, М-10, М-3", – сказал он.
Реконструкцию главной транспортной артерии М-4 "Дон", которая соединяет центральные и северные регионы европейской части страны с Северным Кавказом, Черноморским побережьем и Новороссийском, будут продолжать. В мае этого года Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), ГК "Автодор" и итальянская инфраструктурная госкомпания ANAS подписали соглашение по созданию консорциума, который займется развитием российской автодорожной инфраструктуры и оперирования автомобильными дорогами.
В качестве совместного пилотного проекта стороны выбрали инвестиции в проект комплексного обустройства М-4, который РФПИ реализует в партнерстве с ГК "Автодор". Речь идет об участке 1091,6 – 1319 км от Ростова-на-Дону до Краснодара.
"Помимо предоставления финансирования для реализации проекта и эксплуатации магистрали, компания ANAS выступит поставщиком высокотехнологичного оборудования для организации комплексной системы управления дорожным движением на участке трассы", - сообщали в пресс-службе фонда.
"Автодор" подтверждал, что упомянутый участок определен в качестве возможного пробного совместного проекта. Стороны хотят определить формат взаимодействия в области поставок оборудования, операций взимания платы и совместного инвестирования.
Прежде предполагалось, что этот участок будут реконструировать при участии ближневосточных инвестфондов, которые совместно с РФПИ планировали вложить в реконструкцию около 7 млрд руб.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook