Interfax-Russia.ru – Минобороны сообщило итоги расследования декабрьского крушения Ту-154 над Черным морем. По версии комиссии, пилот потерял ориентировку в пространстве.
Министерство обороны РФ 31 мая опубликовало результаты расследования катастрофы военного Ту-154, который в декабре прошлого года сразу после взлета в Адлере упал в Черное море. Выводы, сделанные экспертами, не сильно расходятся с изначальной приоритетной версией – это была ошибка пилота.
Согласно опубликованным результатам расследования, катастрофа Ту-154 под Сочи могла произойти из-за нарушения пространственной ориентировки командира: он запутался, и это привело к ошибке при управлении судном, сообщили в министерстве обороны.
"По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки - ситуационной осведомленности командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям", - сообщили в военном ведомстве.
Комиссия не обнаружила нарушений правил заправки самолета топливом в аэропорту Адлера, как и не подтвердила вероятность воздействия внешних факторов.
Также расследование исключило нарушение требований, связанных с рассадкой пассажиров в салоне и перегрузку и центровку груза. По данным Минобороны, вес груза составлял 152 кг.
В апреле СМИ сообщили, что одной из причин падения лайнера могло быть превышение лимита перевозки груза на борту. Тогда Следственный комитет РФ опроверг эту версию.
"Появившееся заявление в прессе о перегрузке воздушного судна, которая якобы стала причиной катастрофы над Черным морем, не соответствует установленным фактическим обстоятельствам и материалам уголовного дела", - сказала "Интерфаксу" официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко.
После обнародования результатов расследования в Минобороны заявили, что на этом изучение авиакатастрофы завершено. В комиссию входили эксперты Минобороны РФ, представители Минтранса, Межгосударственного авиационного комитета, Минпромторга и авиационного концерна "Туполев".
"В ходе работы комиссии экспертами были внимательно проанализированы все обстоятельства, предшествовавшие авиационному происшествию, а также изучены технические параметры полета Ту-154 с момента взлета с аэропорта Сочи", - сообщили в военном ведомстве.
В марте источник "Интерфакса", знакомый с ситуацией, сообщал, что летчики, вероятно, могли неверно соотнести личностные ощущения положения лайнера с показаниями приборов.
"Предварительно на первый план вышла версия о том, что пилоты лайнера в силу переутомления в условиях темного времени суток столкнулись с так называемым явлением соматогравитационной иллюзии. То есть, некорректно соотнесли показания приборов и личностные ощущения, в результате чего могло произойти рассогласование действий", - сказал собеседник агентства.
Аналогичное явление, предварительно, могло быть причиной и другой катастрофы, которая произошла в ростовском аэропорту с лайнером авиакомпании FlyDubai, считали специалисты, проводившие расследование.
Скорее всего, пилот управлял Ту-154 до непосредственного столкновения с поверхностью моря. Военная техническая комиссия сделала выводы о причинах катастрофы по 3D-модели последнего полета, которую подготовили эксперты Межгосударственного авиационного комитета.
Согласно обнародованным Минобороны выводам, взлет в Адлере "не задался" с самого начала. Пилот испытывал трудности во время руления к взлетно-посадочной полосе, а затем, оторвавшись от земли, отклонил штурвал от себя, замедлив набор высоты.
Затем произошел еще ряд "нелогичных", по мнению комиссии, действий экипажа.
"По данным самописца, на 70-й секунде полета Ту-154 находился всего в 90 м от поверхности воды. При этом каждую секунду он опускался еще на 20 м ниже и продолжал идти с большим левым креном. Уже в этот момент, по мнению специалистов, самолет и все его пассажиры были обречены: вывести машину из снижения в такой ситуации не смог бы даже опытный летчик-испытатель", - приводит данные комиссии "Коммерсант".
Лайнер, направлявшийся в Сирию, упал в море вблизи сочинского побережья 25 декабря 2016 года. Самолет пропал с радаров в 5:40, сигналов бедствия он не подавал. На борту было 92 человека, включая военнослужащих, журналистов, артистов ансамбля имени Александрова, а также главу фонда "Справедливая помощь" Елизавету Глинку.
Основная фаза поисков на месте крушения была завершена в конце 2016 года. Силы отрядов "Центроспас" и центра "Лидер" были выведены с территории проведения поисковой операции на месте крушения самолета 30 декабря. Но затем на протяжении пяти месяцев в акватории продолжалась другая, более детальная работа, направленная на помощь расследованию.
"Мы буквально несколько недель назад завершили там работу, я имею в виду работу на месте, работу в акватории, на дне, по поиску всех необходимых деталей. Есть на 99% уверенность, что мы имеем уже окончательную версию причин этой катастрофы", - говорил в мае глава Минобороны Сергей Шойгу.
Он подчеркивал, что Минобороны с "особой щепетильностью" подошло к расследованию катастрофы. "Этот один процент нам требуется для того, чтобы быть абсолютно уверенными и абсолютно честными перед всеми",- сказал он.
Стоит отметить, что ошибка пилотирования стала ведущей версией крушения с первых дней расследования. Версию теракта Минобороны отвергло уже в первые часы после случившегося, оперируя тем, что "речь идет о самолете министерства обороны", "это охраняемые объекты, это проверенный экипаж".
Уголовное дело после трагедии было заведено по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта). Следственный комитет пока не закрыл дело. При этом, если СКР согласится с выводами экспертов, к ранее возбужденному уголовному делу может добавиться еще одно - о халатности командования авиабазы и ВКС (ст.293 УК).
Лайнером, летевшим в Сирию, управлял опытный пилот, летчик первого класса. Эксперты сочли, что он был физически и эмоционально утомлен, и ему не хватило навыков управления в критических ситуациях.
При этом, комиссия считает, что ответственность за катастрофу должны разделить с погибшими пилотами их командиры.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook