Камеры на взлете

Interfax-Russia.ru - Крупные беспилотники с камерами на борту скоро появятся в Ростовской области, а вскоре "разлетятся" по всему Югу. Создатели считают, что аппараты будут востребованы в регионе.

"Беспилотный авиационный комплекс мониторинга вертикального взлета и посадки, предназначенный для кино-видеосъемки" - так называется последняя разработка Таганрогского технологического института (ТТИ) Южного федерального университета. Эти компактные и юркие беспилотники, конечно, не полностью самостоятельны и нуждаются в тотальном контроле пилота с земли. Кроме того, эта модель, в отличие от обычных беспилотников, обладает большим весом, поэтому формально считается уже не авиамоделью, а тяжелым летательным аппаратом.

"Это уже немного другая авиационная система. Наши новые летательные аппараты В131 могут поднимать в воздух до 10 кг груза, в отличие от предыдущих, которые "тянули" лишь по 1-1,5 кг. Теперь можно брать более весомое оборудование на борт и получать лучшие, более достоверные характеристики - то есть мы повысили их эффективность", - сообщил Interfax-Russia.ru заместитель заведующего кафедрой летательных аппаратов ЮФУ, руководитель проекта Олег Носко.

Сегодня специалисты отрабатывают сам летательный аппарат, пока не загружая его багажом. Затем начнется поэтапная установка датчиков, вес которых может достигать максимальных 10 кг.

Беспилотник для видеосъемок используется, когда нужно маневрировать над опасным и сложным рельефом. Их, например, уже давно используют операторы-документалисты, а также в целом в киноиндустрии. Хотя киносъемка – лишь дополнительное направление, а основное предназначение аппаратов – сельхозмониторинг.

"Востребованность очень большая, к нам обращаются регулярно выполнить наблюдения кратковременные, порой обращаются сельхозпроизводители, которые не имеют доступа к спутникам, которым нужно оперативно провести наблюдения за состоянием поля. На глобальные работы пока что не выходили - не хватает человеческих ресурсов. Все же мы в первую очередь вуз, у нас идет учебный процесс",- напомнил Олег Носко.

Опытный образец, созданный инженерами ТТИ, будет оснащен камерами, которые снимают в видимом, инфракрасном (ближнем и дальнем) и ультрафиолетовом (ближнем и дальнем) спектре. Высота его полета составит 100-150 метров. Кроме того, новый беспилотник может взлетать вертикально, поэтому площадка для взлета нужна минимальная.

"Они предназначены для съемок массовых мероприятий, но главная аудитория - все же киноиндустрия, а также, возможно, в рекламных целях. Он может нести камеры большого размера, которые там используются. Снимать он сможет сразу несколькими камерами, которые будут установлены на гиростабилизирующей платформе - независимо от планирования вертолета, она работает дистанционно, ею управляет оператор с земли", - рассказал Олег Носко.

Что касается массовых уличных мероприятий, беспилотник может находиться в воздухе в течение нескольких часов – на нем установлен бензиновый двигатель.

"В нашем регионе эта ниша пока открыта, воздушные съемки могут быть востребованы. Нас уже приглашали на "Бизон-Трек-Шоу" (гонки на тракторах - ИФ), но, к сожалению, мы не успели подготовить к этому времени аппарат", - сообщил собеседник Interfax-Russia.ru. Первые опытные съемки с воздуха разработчики аппарата планируют провести на мотокроссе в Таганроге.

Кстати, аппарат застрахован от ущерба третьим лицам. Грубо говоря, если беспилотник вдруг рухнет на кого-то из участников гонки, страховая компания выплатит ему компенсацию. Однако за сохранность камеры и летательного аппарата отвечают сами владельцы.

На время, пока аппарат еще проходит тестовые испытания, разработчики готовы сдавать беспилотник в аренду. Позже кафедра института планирует получить лицензию для продажи комплексов.

"Если мы увидим, что это востребовано и рынку будут нужны наши аппараты, то следующим этапом станет серийное производство на продажу", - добавил Олег Носко.

Сегодня в РФ много частных предприятий, производящих аналогичные комплексы. Причем крупных компаний, занимающихся комплексами беспилотной видеосъемки, не больше трех. А летательных аппаратов, аналогичных созданному в ТТИ, пока нет ни у одной компании Юга РФ.

Это связано, прежде всего, с юридическими аспектами, пояснил заместитель завкафедры. Поскольку модель тяжелая – она выпадает из класса авиамоделей и по сути это уже тяжелый вертолет.

"Хотя, конечно, конкуренция есть. Серьезные команды, которые занимаются этим, в частности - на Украине, ну и, конечно, на Западе. Но на Юге России пока что нет, поэтому мы нацелены на наш округ", - отметил он.

По словам Олега Носко, размер летательного аппарата влияет на качество съемок лишь косвенно: тяжелый аппарат устойчивее при различных погодных условиях, а значит качество съемки лучше.

"Выбор нашей весовой категории складывался именно из того, что нам необходимо было выполнять съемки чаще при не самых хороших погодных условиях", – пояснил собеседник.

В планах кафедры - создать малое инновационное предприятие для дальнейшего развития беспилотников на Юге. Среди прочих в состав его учредителей войдет и Южный федеральный университет.

По оценке исследователей американской организации AUVSI, которая изучает рынок беспилотников, основными "потребителями" подобной продукции станут фермеры. И у России есть все шансы занять лидирующие позиции в использовании таких летательных аппаратов.

Единственным минусом, мешающим фермерам активнее пользоваться беспилотниками, является их небольшая грузоподъемность. Пока они не могут соперничать с легкомоторными самолетами, с помощью которых фермеры удобряют почву и вносят пестициды. Поэтому сейчас в ТТИ пытаются усовершенствовать летательный аппарат, оснастив его прибором для точечного внесения микроудобрений.

Обозреватель Евгения Артемова