Interfax-Russia.ru – Президент России подписал несколько "казачьих" указов. Что они изменят в жизни "степных рыцарей"?
Вступили в силу сразу четыре президентских указа, касающихся казачества. В минувший четверг их подписал Дмитрий Медведев.
Речь идет об указах "Об удостоверении казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ", "О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ", "Об учреждении гербов и знамен войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ РФ" и "О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ". Президент также отменил действие ряда ранее принятых указов в данной области.
Честно говоря, само по себе подписание указов вряд ли стоило бы особого внимания. Формально три из них решают чисто "технические" вопросы: уточняют, расширяют, детализируют содержание "казачьих" указов и положений, подписанных еще первым президентом России Борисом Ельциным 24 апреля 1998 года – и о порядке присвоения чинов, и о форме одежды, и о знаках различия…
Конечно, приятно, что срок выслуги для присвоения очередного чина от вахмистра до старшего вахмистра сокращается с трех лет до одного года. Несомненно, давно назрело и изменение формы одежды, чтобы казаки не превращались в общую массу, а отличались по принадлежности к тому или иному войску. Раньше указ о форме одежды казачества был крайне неконкретен. Потому на местах рядовые "степные рыцари" вообще чаще всего носили обычную военную полевую форму. Разве что терцы и кубанцы любили покрасоваться в пышных папахах и бекешах, посиять газырями. Учитывая же то, что, помимо реестровых, существуют разнообразные самодеятельные "общественные" казачьи общества, пестрота одеяний "степного рыцарства" бросалась в глаза, что прочно закрепило в народе за нынешними казаками нелестное прозвище "ряженые".
Как пояснил помощник президента Александр Беглов, на сегодняшний день, к сожалению, форма одежды разная. Каждый надевает ту форму, которую он считает нужной. И в этом отношении, наконец, будет наведен порядок. В течение года во всех 10 казачьих войсках будет проведен смотр, где форма "уже должна соответствовать той форме, которая утверждена указом".
Нынешний указ подчеркивает особенности формы в зависимости от принадлежности к тому или иному казачьему обществу. Скажем, члены войскового казачьего общества Всевеликое войско Донское и Волжского войскового казачьего общества носят галстук и кашне – синего цвета, а рубашку – светло-синего цвета. Члены Енисейского, Забайкальского, Иркутского, Оренбургского, Сибирского и Уссурийского войсковых казачьих обществ носят галстук и кашне – темно-зеленого цвета, рубашку – светло-зеленого цвета. Члены Кубанского и Терского войсковых казачьих обществ носят галстук и кашне – черного цвета, рубашку – светло-синего цвета – и так далее.
Различаются околыши и канты на фуражках, мундирах, кителях – красные, желто-оранжевые, красно-малиновые. Есть и много других отличий, которые касаются даже петлиц и погон.
Но, разумеется, не это привлекло внимание общества к новым указам президента России. Есть в них существенное отличие от прежних, ельцинских. Это видно уже из самих названий. Вот как звучал апрельский указ Ельцина 1998 года: "О форме одежды, знаках различия и об удостоверении казака не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ". В нынешних указах Дмитрия Медведева слова, специально выделенные нами, отсутствуют. И вот это, пожалуй, особенно знаменательно.
"Нынешние указы свидетельствуют о том, что коренным образом меняется отношение государства к казачеству, - подчеркнул в беседе с Interfax-Russia.ru заместитель атамана реестрового казачьего общества Всевеликое войско Донское Владимир Воронин. – Как сказал атаман нашего войска Виктор Водолацкий, казаки становятся государствообразующей структурой. Казаки – надежная защита и опора государства Российского".
Казачий полковник отметил, что в подготовке указов принимали деятельное участие представители всех казачьих войск России. Поэтому казачество новыми законодательными актами в целом довольно. "Хотя у нас, у донских казаков, есть ряд замечаний к гербу Всевеликого войска Донского", - заметил Воронин и выразил надежду, что в дальнейшем после консультаций с председателем Геральдического совета при президенте Георгием Вилинбаховым вопросы к гербу удастся снять.
Вообще эта неделя для казачества оказалась чрезвычайно насыщенной событиями. Для начала следует уточнить, что на самом деле было подписано не четыре, а пять "казачьих" указов. Пятым указом казачий генерал Виктор Водолацкий был утвержден атаманом войскового казачьего общества Всевеликое войско Донское. Но дело не только в этом.
В тот же день, когда были подписаны "казачьи" указы, в Москве состоялось заседание Совета атаманов Союза войсковых казачьих обществ России. В его работе приняли участие атаманы войсковых казачьих обществ, включенных в государственный реестр. Председательствовал в заседании атаман Всевеликого войска Донского, председатель Союза войсковых казачьих обществ Виктор Водолацкий. Данное заседание явилось, фактически, подготовкой к заседанию Совета при президенте РФ по делам казачества, которое прошло двумя днями позже.
Напомним, что нынешний Совет при президенте по делам казачества создан специальным распоряжением Дмитрия Медведева совсем недавно – в январе 2009 года. Вместе с тем, в России подобного совещательного и консультативного органа не существовало на протяжении 12 последних лет. А вот с 1994 по 1997 годы похожий орган действовал, но был упразднен 23 мая 1997 года.
Решение, которое тогда принял Ельцин, многие казаки расценили с обидой – как указание на то, что власть не слишком заинтересована в возрождении казачества. Решение Медведева было, наоборот, воспринято с надеждой на серьезные перемены. Так, Виктор Водолацкий вспомнил, что, еще будучи кандидатом в президенты, Дмитрий Медведев встречался с атаманами и кадетами на донской земле: "Медведев тогда сказал, что хорошо знает о проблемах казачества, ведь по материнской линии он – донской казак, и пообещал всяческую помощь и поддержку".
Время показало, что Медведев умеет держать слово. Были приняты изменения в федеральный закон о государственной службе казаков, разработана концепция государственной политики в отношении казачества. Возрождение Совета при президенте РФ по делам казачества – еще один шаг в этом направлении.
Тогда же, в январе этого года, состоялось первое заседание нового органа при президенте РФ в Государственном Кремлевском дворце. А незадолго перед этим в подмосковной резиденции Горки Дмитрий Медведев встретился с атаманами 12 самых крупных казачьих обществ России. "Казаки всегда играли исторически важную роль в укреплении российской государственности, осваивали Сибирь и Дальний Восток, развивали экономику", - отметил в ходе встречи президент. Особо поблагодарил он казаков за то, что они были одними из первых, кто протянул руку помощи Южной Осетии в ходе летнего нападения Грузии на эту республику.
И вот теперь участники очередного заседания Совета под председательством помощника президента РФ Александра Беглова не только подвели итоги работы за год, но и озвучили ряд перспективных направлений по укреплению роли казачества в российском обществе.
Одно из самых важных, как и следовало ожидать, связано с привлечением казаков на военную службу. И это был, пожалуй, один из самых болезненных вопросов.
"Нас не устраивает роль, отведенная казачеству в российской армии, - говорит Владимир Воронин. - Части с наименованием "казачьи" формируются контрактниками на общих основаниях. Хотя в них достаточно большой процент казаков, они, кроме названия, никакой казачьей атрибутики не имеют. Казачьи знамена хранятся в "красном уголке", выносятся только на парадах, боевыми знаменами не являются. Да, казаками-призывниками пополняются экипажи больших десантных кораблей "Азов" и "Новочеркасск". Но там нужны матросы определенных воинских специальностей. Невозможно сформировать экипаж исключительно из донских казаков!".
Сотня донских казаков служит в Президентском полку. Но они тоже ничем не отличаются от остальных солдат. Ни одного полноценного казачьего подразделения в российской армии не существует. В результате среди части казаков до сих пор бытовало мнение, что казачество как традиционное военное сословие российской власти не нужно.
Теперь все может измениться. Это пообещал на заседании Совета при президенте по делам казачества начальник Генштаба РФ Николай Макаров. Он предложил создать, наконец, отдельные казачьи части, о необходимости которых многие годы твердили представители казачьих войск. Макаров заявил, что казаки должны компактно служить на территории того региона, из которого они призываются, причем служба их будет проходить в специально созданных казачьих подразделениях.
Макаров настроен оптимистично. Он убежден, что представители казачьих общин и военные комиссариаты сумеют выработать такую позицию, когда соединения полностью будут комплектоваться казаками с необходимой атрибутикой. Глава Генштаба добавил, что уже в ближайший весенний призыв казаков будут набирать с учетом нововведения. К осени части будут сформированы и Генштаб определится, где именно будут расположены казачьи части. При этом генерал армии уточнил: служить казаки будут на общих основаниях, единственным отличием новых соединений будет казачья форма.
Однако не все так просто. На самом деле из слов начальника Генштаба логично вытекает, что казачьи части в составе российской армии должны обладать как раз особым статусом. Так, на основании вступившего в силу указа президента России, бойцы таких подразделений будут носить казачью форму – а стало быть, и казачьи чины с соответствующими знаками отличия. На форму казака не пришьешь погоны ефрейтора, сержанта, тем более лейтенанта или капитана. Стало быть, в казачьих частях будут урядники, вахмистры, подхорунжие, хорунжие, сотники, подъесаулы, есаулы, войсковые старшины, казачьи полковники…
Возникает вопрос: кто будет присваивать казакам эти звания? Соответствующий указ гласит: "Представление о присвоении чина члену казачьего общества осуществляется по форме, установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами".
Но речь идет о казачьем обществе, а не о казачьей части в составе Вооруженных сил. Казачье войско и армия – структуры несколько разного толка.
Правда, здесь есть интересные идеи. Так, бывший президент Ингушетии, а ныне советник президента Мурат Зязиков полагает, что наиболее разумным решением было бы создание из казаков организованного резерва высокой степени готовности, учитывая приграничную дислокацию казачьих формирований. В этом случае их особый статус никому не будет помехой.
Пока ребят, называющих себя казаками, в армейские ряды ежегодно призывается около полутора тысяч. Не в последнюю очередь это связано с общим нежеланием нынешней молодежи служить, боязнью дедовщины, разного рода неуставных отношений. Не исключение и молодые казаки. "В обычную армию я не пойду, - твердо заявил обозревателю Interfax-Russia.ru 16-летний донской казак Александр Мартынов. – Не всякому же повезет попасть в Президентский полк или в морфлот на "Азов". Нет, по-разному бывает. Несколько наших ребят отслужили в целом нормально. Но у каждого обязательно первый год были разборки, проблемы, особенно вымогательство денег! А в казачий полк – это без вопросов. Там все свои, там за такие фокусы голову снимут. А не там, так домой вернется… Все-таки у казаков свои традиции, к тому же и за дисциплиной легче следить, и ответственность у людей другая"
По экспертным оценкам, в России около 7 миллионов человек, которые причисляют себя к казакам. Из них членов реестровых (находящихся на государственной службе) войсковых казачьих обществ – около 800 тысяч человек. Остальные – "общественники", "сами по себе". Создание казачьих боевых частей привлекло бы в реестровые ряды немало новых членов. А это значит, что пополнятся и ряды защитников Отечества.
В общем, казачество стоит на пороге серьезных перемен. К чему они приведут, покажет время.
Обозреватель Александр Сидоров