Не музей, а живая история

Interfax-Russia.ru – В Астрахани реализуют грандиозный проект возрождения кремля.

Хотим в список ЮНЕСКО!

Идею не просто воссоздать прежний Астраханский кремль, но и "оживить" его губернатор Астраханской области Александр Жилкин озвучил еще в 2008 году, в дни, когда отмечалось 450-летие областной столицы. Портал губернатора Астраханской области цитирует обещание Жилкина, что при реконструкции кремля будет реализована "не просто музеефикация всех семи башен кремля и других его построек, а современная концепция живого музея".

Как утверждает заведующая филиалом Астраханского историко-архитектурного заповедника "Астраханский кремль" Галина Карнаухова, речь идет о создании единого историко-культурного пространства с музеем нового типа, отвечающего современным международным критериям построения музейных комплексов как объекта туризма и культурно-образовательной деятельности.

До этого музейные площади Астраханского кремля не обновлялись более 15 лет, а стены – около 40 лет. И только к 450-летнему юбилею Астрахани специалисты начали работу в кремле: отреставрировали погреб, зачистили стены, открыли ордынскую кирпичную кладку. Впервые за много лет были расчищены внутренние стены собора - под толстыми слоями известки и водоэмульсионной краски строители обнаружили искусственный мрамор.

Однако планы областного головы значительно перспективнее. Еще в 2007 году Александр Жилкин поставил задачу – добиться включения Астраханского кремля во всемирный список объектов ЮНЕСКО. В марте 2007 года руководители области обсуждали этот вопрос с прибывшими в Астрахань ответственным секретарем комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григорием Орджоникидзе и президентом Российского комитета всемирного наследия Игорем Маковецким.

В декабре 2008 года Астраханский кремль был внесен в предварительный список Всемирного наследия.

А уже в феврале 2009 года во время презентации Астраханской области в Париже в штаб-квартире ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) внесение Астраханского кремля как уникального памятника культуры и зодчества середины XVI века в список ЮНЕСКО обсуждался уже с зарубежными партнерами. Презентация памятника состоялась на парижской выставке "На перекрестке великих цивилизаций", в которой приняла участие делегация Астраханской области.

В ходе научно-практической конференции "Сохранение мирового культурного наследия. Новые технологии" астраханские ученые выступили с докладами "Художественное наследие Астраханской области, как часть мирового культурного фонда и потенциал для развития международного сотрудничества", "Музей будущего, культурное наследие и информационные технологии", "Астраханский кремль и Белый город – многофункциональный историко-архитектурный и научно-образовательный комплекс" и др.

Судя по всему, астраханцы произвели должное впечатление. Для подготовки необходимых для экспертизы документов, включающих архивные материалы, фотографии, видеоролики (четыре комплекта на английском языке и три на русском), ЮНЕСКО в 2009 году выделила администрации области около миллиона рублей. Ожидается, что решение по музейному комплексу Астраханского кремля может быть вынесено уже в 2011 году.

Руководство области и деятели культуры понимают: для положительного решения одних докладов мало. Сотрудников ЮНЕСКО необходимо впечатлить. А это не так просто. Они повидали многое. Сегодня в списке мировых ценностей под защитой ЮНЕСКО находятся 506 объектов. Из российских - Московский и Казанский кремли, исторический центр Санкт-Петербурга, Владимиро-Суздальский комплекс и др.

"ЮНЕСКО очень строго отбирает памятники для своей охраны, - подчеркнул министр культуры России Александр Авдеев, когда эта тема обсуждалась с ним в сентябре 2007 года. - Но если объект попадет в список, он будет получать серьезную материальную поддержку".

Так что придется еще здорово попотеть. И руководство области к этому готово. Как сообщили в 2008 году в пресс-службе губернатора Астраханской области, стоимость проекта составляет не менее миллиарда рублей.

Без пыток обойтись никак нельзя

Надо сказать, "живой музей" Астраханского кремля создается не на словах. Уже менее чем через год после юбилейной реставрации, 18 мая 2009 года, состоялось торжественное открытие новых экспозиций Пыточной башни и Артиллерийского двора. На создание в них экспозиций из регионального бюджета был выделен транш более чем в 10 млн рублей.

Комплекс Артдвора с Пыточной башней, долгое время имевшей недобрую славу у астраханцев, всегда привлекал к себе туристов. Именно в этой башне, на ее первом ярусе, по приказу воеводы Ивана Хворостинина начали проводить дознания с применением пыток. Правду об ужасах и истязаниях долгое время хранили толстые стены башни. Неслучайно главной экспозицией комплекса артдвора всегда была тема "История телесных наказаний на Руси".

Теперь Пыточная башня и снаружи, и изнутри претерпела кардинальные изменения. Ее внутренние стены полностью отреставрированы, пропитаны антикоррозийными составами против сырости и плесени. Для туристов открыты все четыре яруса башни. На каждом ярусе действуют новые увлекательные выставки по истории судопроизводства на Руси, смут и народных восстаний прошлых столетий.

При этом впервые речь шла о реализации особого, амбициозного проекта. Во-первых, в Пыточной башне появился целый "музей восковых фигур": стрелец и воевода, дьяк, проводящий дознание "с пристрастием" в застенках первого яруса башни и другие исторические персонажи. Во-вторых, музей пополнился копиями жалованных грамот, промысловыми орудиями монастырей, редкими копиями летописных сводов и историческими реконструкциями огнестрельного оружия и военной амуниции, полковых знамен, изготовленными в Москве мастерами реконструкции и декорации.

Изменилась и территория Артиллерийского двора, где воссозданы Приказная изба, срубленная из дерева, с деревянным настилом-площадкой для проведения музейных праздников и мероприятий. Во дворе расположились муляжи старинных орудий – пушек и мортир, телега с бочками "свинцового и порохового запасу".

Нашелся порох в пороховницах

И вот теперь, через год после реконструкции Пыточной башни и Артиллерийского двора, в июне 2010 года, Астраханский кремль получил новый подарок: здесь открылся Пороховой погреб - последний объект музеефикации Артдвора. Погреб представляет собой двухкамерное помещение со сводчатым потолком, углубленное в землю на три метра. По словам Галины Карнауховой, раскопки в пороховом погребе проводились еще в семидесятых годах прошлого века. Он был сложен в середине XVI века из того же материала, что и кремль.

Однако нынешняя презентация нового реставрированного объекта Астраханского кремля прошла значительно ярче, чем предыдущая. Церемония открытия продемонстрировала, что же подразумевается под концепцией "Живого музея". В Артдворе выступили артисты Астраханского музыкального театра. Сцены из оперы М.Мусоргского "Борис Годунов" органично вписались в концепцию открытия экспозиции "Пороховая казна и оружейная палата воеводы".

На выставке, сопровождавшей церемонию открытия Порохового погреба, была представлена историческая реконструкция разных астраханских полков: стрелецкая амуниция - кафтаны, шапки, бердыши, топоры, пики. Особый интерес представляет кольчатый доспех, миндалевидный деревянный щит и лук со стрелами (саадак).

Во втором зале военно-исторический клуб "Варяг" представил "Живой музей": женские и мужские костюмы городского средневековья, женские украшения, обереги. В центре зала расположилась лошадь с амуницией XV века, огромная оригинальная попона лошади была сделана из кожи.

Живые исторические реконструкции в будущем планируется сделать неотъемлемой частью музейного комплекса.

"Для того чтобы привнести дух времени и "оживить" экспонаты, представленные в погребе, – вооружения, кафтаны стрельцов, стрелецкие знамена, мы взаимодействовали с военно-историческими клубами, - цитирует слова заведующей филиалом Астраханского историко-архитектурного заповедника "Астраханский кремль" портал органов госвласти Астраханской области. – Активисты клубов помогут нам ежедневно показывать, как все это рождалось – как наши предки шили знамена, как изготавливали амуницию".

Во время музейного праздника можно было приобрести сувениры - копии украшений XVI-XVIII вв. Таким образом, каждый желающий мог унести с собой частичку астраханской истории.

Надо особо отметить, что на астраханского губернатора церемонии открытия нового музейного объекта произвела неизгладимое впечатление.

"После школы я первый раз побывал в кремле, и на меня он в то время произвел не слишком сильное впечатление, - признался Жилкин. - Сегодня же мы стараемся сделать кремль центром притяжения для астраханцев и гостей нашего региона".

Жилкин обещал завершить полную музеефикацию кремля в течение ближайших трех лет. Он также выразил надежду на то, что кремль войдет в список культурного наследия ЮНЕСКО уже в феврале следующего года.

Столицу Золотой Орды отстроят к концу года

Но губернатор не собирается останавливаться на достигнутом. Еще с 2005 года он осуществляет еще один совершенно потрясающий проект: создание музея под открытым небом "Селитренное городище". "Селитренное городище", по мнению ученых-археологов, является остатками первой столицы Золотой Орды - Сарай-Бату, которая была основана ханом Бату около 1250 года. Общая площадь, занимаемая памятником, - свыше 750 гектаров. Примечательно, что в период расцвета первая столица Золотой Орды насчитывала около 75 тыс. жителей, в то время как европейские города - 30-40 тысяч.

И вот на днях в блоге губернатора Астраханской области появилось сообщение о том, что воссоздание стилизованной столицы Сарай-Бату как этнокультурного проекта будет полностью завершено к концу года, и столица Золотой Орды примет первых посетителей. Фотографии, приложенные к информации, не оставляют никаких сомнений: в России действительно появится потрясающий, уникальный музей под открытым небом – настоящее произведение искусства, деревянного и глиняного зодчества.

Александр Жилкин особо подчеркивает: археологический памятник и станет изюминкой для отечественных и иностранных туристов. Причем Сарай-Бату является частью "Живого музея", то есть город будет наполнен горожанами, воинами, купцами, пестрыми толпами средневекового люда. Посетителям не только покажут в реальности быт древних жителей Сарай-Бату, но и предложат поучаствовать в стилизованных битвах древних воинов и в раскопках.

В то же время никто не забывает и о научной направленности нового музея. Раскопки на месте бывшей столицы Золотой Орды не прекращаются и в настоящее время. За сорок лет различные археологические экспедиции изучили около 3 гектаров территории городища: раскопали усадьбы, дворцы, мавзолеи, мастерские, административные, жилые, культовые здания. Коллекции находок с Селитренного городища хранятся в фондах Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника, государственного исторического музея, Эрмитажа.

В общем, Астрахань претендует на то, чтобы стать одним из наиболее значимых историко-архитектурных центров России.

Обозреватель Александр Сидоров