Interfax-Russia.ru - Гибель руководителя республиканской молодежной неправительственной организации "Спасем поколение" Заремы Садулаевой и ее мужа Алика Джабраилова подтвердили в МВД Чечни.
Собственно, органы Следственного комитета при прокуратуре РФ по Чеченской республике еще накануне начали доследственную проверку по факту похищения супругов из офиса ЮНИСЕФ неустановленными вооруженными лицами. С заявлением о похищении 10 августа в правоохранительные органы Чечни обратились члены правозащитных организаций. Сначала правоохранители заявляли, что пока рано квалифицировать произошедшее в офисе как похищение, поскольку, по словам очевидцев, Зарема (по паспорту - Раяна) и Алик добровольно сели в машину, незнакомцы силы к ним не применяли.
Вообще информация о похищении оказалась крайне противоречивой. Так, член совета российского правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов рассказал о пятерых похитителях, трое из которых были одеты в черную форму, двое - в штатское. По словам Черкасова, эти люди не представились и не предъявили никаких документов. Они увезли правозащитников в неизвестном направлении, затем вернулись в офис организации "Спасем поколение", забрали мобильный телефон и автомобиль мужа Алика Джабраилова.
По данным заместителя главы московского бюро Human Rights Watch (HRW) Татьяны Локшиной, трое злоумышленников были в камуфляже, двое - в гражданской одежде. В СКП РФ количества похитителей уточнять не стали, сказав лишь, что они были одеты в камуфляжную форму.
Некоторый разнобой и с автомобилем преступников: из одних источников следует, что активистов организации "Спасем поколение" увезли на джипе, другие указывают на "жигули" серого цвета с номерным знаком 95-го региона (Чеченская республика). Определенно удалось установить лишь время похищения - 14:00.
Во вторник официальный представитель Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Чечне сообщил, что тела супругов со следами множественных огнестрельных ранений были найдены в четыре часа утра в поселке Черноречье Заводского района Грозного. Они находились в багажнике машины Алика Джабраилова. Убийцы припарковали автомобиль в десяти метрах от входа в республиканский реабилитационный центр.
По факту преступления возбуждено уголовное дело по ч.2 ст. 105 (убийство двух и более лиц) и ст. 222 (незаконный оборот оружия) УК РФ.
Расправа над чеченскими активистами вызвала бурю негодования российских правозащитников. Что неудивительно, поскольку еще и месяца не прошло со дня убийства 15 июля сотрудницы грозненского офиса правозащитного центра "Мемориал" Натальи Эстемировой.
"Это чудовищное преступление", - заявила во вторник заместитель главы московского бюро Human Rights Watch (HRW) Татьяна Локшина.
"Кому они помешали? Гражданских активистов в России убивают, делают что хотят. Убийцы знают, что им за это ничего не будет. В советские времена нас сажали (в тюрьму), но нас не убивали", - вторит ей глава старейшей в России правозащитной организации Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.
"Мы намерены привлечь к этому убийству внимание международных организаций. Будем кричать на весь мир", - пообещала глава Московской Хельсинкской группы.
Кричать, конечно, - дело полезное. Но не вредно бы и немного поразмыслить. Благо есть серьезные поводы для размышлений.
Когда похитили и убили Наталью Эстемирову, картина со слов правозащитников рисовалась вроде бы достаточно стройная. 50-летняя Эстемирова последние 10 лет занималась расследованием похищений, убийств, пыток и проблемами беженцев в Чечне и сопредельных республиках, дружила с Политковской, вместе они делали одно общее дело. Причем резкой критике и разоблачениям подвергались, в первую очередь, федеральные и чеченские республиканские силовые структуры. Их правозащитница обвиняла в похищениях людей и внесудебных казнях. Из ее уст звучала также резкая критика Рамзана Кадырова, который якобы стоял за этими преступлениями или же негласно их поощрял.
Разумеется, подобные действия - независимо от объективности самих рассказов - являлись раздражителем для силовиков. Поэтому некоторые российские борцы за права человека, в частности, глава "Мемориала" Олег Орлов, ничтоже сумняшеся, прямо назвали президента Чечни заказчиком расправы над Эстемировой. В свою очередь тот в недавнем интервью радиостанции "Свобода" так сказал о погибшей: "Зачем Кадырову убивать женщину, которая никому не нужна? У нее чести, достоинства, совести не было никогда, и все равно я ее назначил председателем Совета".
Однако с Заремой и Аликом ситуация совершенно иная. Молодежная организация "Спасем поколение" зарегистрирована в июне 2001 года, ее цель - помощь детям-инвалидам и сиротам, а также реабилитация чеченцев, пострадавших в результате военных действий. Причем действует она в тесном сотрудничестве с чеченскими властями.
Правда, оппоненты Кадырова вспоминают, что в апреле 2005 года первого руководителя организации "Спасем поколение" 29-летнего Мурада Мурадова задержали силовики в ходе спецоперации по уничтожению боевиков в одном из микрорайонов Грозного. Затем неизвестные в военной форме конфисковали и увезли оргтехнику и документы организации "Спасем поколение", включая устав, финансовые отчеты и базу данных на 3 тыс. человек, в основном детей-инвалидов. 16 апреля 2005 года сотрудники неустановленных силовых структур, без предъявления постановления о производстве обыска провели несанкционированный обыск в доме родителей Мурадова. Позже изуродованное тело Мурадова было возвращено родителям. Из сопроводительного документа прокуратуры следовало, что никаких обвинений против Мурадова не выдвинуто. Что произошло с Мурадом с момента задержания до выдачи его обожженного трупа, до сих пор неясно.
Также, по сведениям из ряда источников (в частности, агентства Reuters), Алик Джабараилов провел четыре года в тюрьме за участие в незаконной вооруженной группировке. Впрочем, если даже это и так, то подобное в Чечне - далеко не редкость. Значительная часть здешних силовиков тоже в прошлом выступала с оружием против федеральной власти.
Главное в другом: члены организации "Спасем поколение" даже после гибели своего первого руководителя выражали совершенную лояльность к существующей власти. Так, 13 июля 2007 года в Грозном прошла молодежная акция настенной живописи, посвященной ста дням пребывания Кадырова в должности президента Чеченской Республики. Инициатором акции выступила региональная общественная организация "Спасем поколение".
"Данной акцией наша организация хотела выразить свою поддержку политике президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова, направленной на восстановление и развитие нашего края", - отметил один из активистов организации Адлан Мухаммедов.
В марте этого года Зарема Садулаева выступала на "круглом столе", организованном Минобразования Чечни, где по ее предложению было принято решение о создании в чеченских школах специальных классов для обучения детей с ограниченными возможностями.
1 июня в сквере Журналистов региональные общественные организации "Спасем поколение" и "Перспектива" совместно с министерством образования и науки Чеченской республики провели акцию "Учиться, общаться и радоваться вместе", направленную на поддержку инклюзивного образования и посвященную Международному дню защиты детей.
На мероприятие были приглашены начальник отдела по защите прав матери и ребенка аппарата уполномоченного по правам человека в Чечне Султанбек Кадиев, главный специалист министерства образования и науки республики Раиса Хасанова, начальник отдела правового обеспечения министерства Чеченской республики по внешним связям, национальной политике, печати и информации Муса Джабраилов и многие другие.
Совершенно очевидно, что Зарема Садулаева была фактическим союзником Рамзана Кадырова и пыталась проводить в жизнь ту политику, которая пользовалась поддержкой президента. Активистка молодежного движения пыталась внедрять в Чечне инклюзивное образование, то есть процесс обучения, когда дети с инвалидностью учатся в общеобразовательных школах, в классах со сверстниками без инвалидности.
Для Чечни это очень важная проблема. Здесь, как нигде в России, много детей-калек, пострадавших от бомб и мин. Более того, количество таких ребят продолжает увеличиваться. По данным Садулаевой, в республике из-за минной опасности недоступно 7 тысяч га лесов и 5 тысяч га сельхозугодий. С 2001 по 2007 годы было зарегистрировано 3 тыс. 86 подрывов мирных граждан на минах и неразорвавшихся снарядах, в том числе подорвались 783 ребенка. Погибло 709 человек. В ряду других общественных объединений - например, региональной организации инвалидов "Перспектива" - активисты движения "Спасем поколение" выступали и выступают за активное разминирование Чеченской Республики и привлечение к этому процессу специалистов.
Это еще один аргумент против версии о "кадыровской расправе". Кадырову как никому другому необходимы такие активисты-общественники. Их устами он может высказывать претензии центральной власти, которые по каким-либо соображениям считает нецелесообразным озвучивать лично. Позицию чеченского руководства по отношению к позиции молодежного движения "Спасем поколение" довольно прозрачно обозначил в свое время председатель комитета народного собрания республики по правопорядку и безопасности Асламбек Борщигов: "Думаю, что истинные цифры гораздо выше тех, что имеет организация "Спасем поколение". Но все упирается в отсутствие финансов. Военные отказываются бесплатно что-либо делать, говорят, что разминирование не входит в их обязанности, и карт минных полей нет. Если по уму, то надо создавать спецслужбы, закупать спецтехнику, рассмотреть вопрос на высшем уровне. Но масштабных работ по разминированию пока не предвещается".
Поэтому расправа над Садулаевой и Джабраиловым выгодна кому угодно, только не Кадырову и его силовикам.
Кстати, на это же обратили внимание лидеры неправительственных и правозащитных организаций Чеченской Республики, которые 11 августа выступили с совместным заявлением в связи с убийством своих коллег. В их заявлении, которое подписано также омбудсменом Чечни Нурди Нухажиевым и председателем Общественной палаты Чеченской Республики Саид-Эмином Джабраиловым, говорится, что преступление против активистов неправительственной организации, которая является исполнительным партнером ЮНИСЕФ и ВОЗ, - "очередное демонстративное похищение гражданских активистов и убийство вне всяких сомнений направлено на подрыв позитивных процессов в Чеченской Республике".
"Преступники выбирают жертвы с таким расчетом, чтобы вызвать большой негативный резонанс у российской и мировой общественности", - подчеркивают чеченские правозащитники.
"По замыслу преступников, такие циничные убийства должны вызвать в Чечне чувство неопределенности, а у мировой общественности - сомнение в укреплении мира в Чечне", - говорится в заявлении.
"На этот раз преступники решили ударить по самому больному месту - по людям, занимающимся гуманитарной деятельностью", - с горечью отметили представители общественных организаций.
Обозреватель Александр Сидоров