Interfax-Russia.ru – Глава Чечни Рамзан Кадыров обжаловал решение Южно-Сахалинского горсуда о признании исламской книги экстремистской. Его поддержали в муфтияте.
Решение Южно-Сахалинского городского суда о признании экстремистской мусульманской религиозной литературы стало резонансным. Всеобщее внимание к этому судебному решению, пока еще не вступившему в силу, привлек глава Чечни Рамзан Кадыров.
На своей странице в Instagram он рассказал о том, что судья Южно-Сахалинского суда Наталья Перченко по иску прокуратуры признала экстремистским материалом книгу "Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в Исламе".
"Поводом" для этого явились "Аль-Фатиха" и другие суры Корана", - написал Рамзан Кадыров.
10 сентября текст решения убрали с сайта суда.
Через соцсети глава республики потребовал строго наказать причастных к признанию экстремистскими цитат из Корана. "В частности, "экстремистскими" называются цитаты из Корана: "Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи" ("Аль-Фатиха"), "Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом" ("Аль-Джинн")", - отметил глава Чечни.
Он напомнил, что с "Аль-Фатиха" начинаются молитвы и действия мусульман во всем мире.
"Они читают ее десятки млрд раз в сутки, совершая обязательные и поощряемые молитвы. Судья считает их всех экстремистами?" – спрашивает Рамзан Кадыров.
Глава Чечни заявил, что следующим шагом после первой апелляции в суде будет "требование о признании этого решения, носящим экстремистский характер, умышленно направленным на подрыв стабильности в России".
Рамзан Кадыров считает, что если законным образом суд высшей инстанции не разберется с данным решением, "то в первую очередь из меня сделают преступника".
"Я осознаю всю ответственность за свое требование и готов ее нести. Те, кто вынес данное решение, (судья Перченко и прокурор Билобровец) это - национальные предатели и шайтаны. Это мое твердое мнение!" - написал глава республики.
10 сентября на своей странице Вконтакте Рамзан Кадыров сообщил, что подал апелляцию на решение судьи Южно-Сахалинского горсуда, признавшего экстремистским материалом книгу "Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в Исламе".
"Я, как предусмотрено законом, подал апелляцию", - написал он.
В Южно-Сахалинский городской суд апелляция от адвоката Рамзана Кадырова поступила 10 сентября. "Жалоба поступила в электронном виде в четверг поздно вечером. Она передана судье для работы", - сообщили агентству "Интерфакс - Дальний Восток" в суде.
По данным представителя суда, апелляция пройдет рассмотрение "процессуальной приемлемости, соответствию Гражданскому процессуальному кодексу". Если все эти критерии соответствуют требованиям закона, она будет передана участникам процесса "к сведению и для предоставления возможных возражений".
"Если все будет соответствовать закону, то в течение 30 дней (срока на обжалование) она вместе с материалами дела будет передана для рассмотрения в вышестоящий апелляционный суд (в Сахалинский областной суд)", - сообщил собеседник агентства.
На заявление Рамзана Кадырова отреагировали несколько представителей судебно-правовой системы.
В частности, официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева, одной из первых комментируя высказывания Рамзана Кадырова, заявила "Интерфаксу", что считает недопустимым оскорблять судей и прокуроров в связи с их профессиональной деятельностью.
Она подчеркнула при этом, что этого нельзя делать, "тем более публично".
"Правовые вопросы необходимо решать в правовом поле", - отметила представитель Генпрокуратуры.
Рамзан Кадыров счел совет представителя Генпрокуратуры странным, так как, по его мнению, "решение суда о Коране является неправовым".
В свою очередь председатель Южно-Сахалинского городского суда Александр Чухрай заявил агентству "Интерфакс - Дальний Восток", что решение о признании экстремистским материалом книги "Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в Исламе" не вступило в законную силу и может быть проверено только судом апелляционной инстанции.
"Могло или не могло быть ошибочным решение суда - может проверить только суд апелляционной инстанции", - сказал он.
Александр Чухрай при этом исключил политические мотивы решения судьи. "Политические мотивы - исключены. Утверждения о том, что судья хотела признать экстремистами весь мусульманский мир - слишком громко заявлено. Все судьи нашего суда с уважением относятся к любым религиям. Подозревать судью в этом не совсем правильно", - считает председатель Южно-Сахалинского городского суда.
Тем не менее, судебную ошибку исключать нельзя. Но разобраться в деле должен суд высшей инстанции, отметил судья.
"Нужно иметь в виду, что, конечно же, бывает, что судьи принимают неправильные решения, это не исключено. Хотя проценты качества рассмотрения дел судьями нашего суда высокие - порядка 80%. Это очень высокий показатель в сравнении с РФ и Сахалинской областью", - сказал Александр Чухрай.
По его данным, суд вынес решение 12 августа на основании доказательств, представленных прокуратурой. Книгу изъяли у местной мусульманской общины.
Он добавил, что уважает главу Чечни Рамзана Кадырова "как человека, политика и руководителя республики".
"Понимаю его высказывания, но хотелось, чтобы все решалось в правовом поле. Рамзан Ахматович пользуется высоким авторитетом среди мусульман, его высказывания могут повлечь несанкционированные действия со стороны радикальных членов мусульманского общества, которые не всегда могут правильно принять какие-то решения. Хотелось, чтобы все было в правовом поле", - подчеркнул председатель суда.
Александр Чухрай напомнил, что всем следует придерживаться законного пути. "Есть апелляционные инстанции, в конце концов, есть Верховный суд. Хотелось бы, чтобы он (Кадыров - ИФ) придерживался этой процедуры. Необходимо идти законным путем", - добавил он.
Между тем, обжаловать решение Южно-Сахалинского горсуда хочет не только глава Чечни, его поддерживает сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов.
"Мы подготовили апелляцию, будем этот вопрос обжаловать в рамках правового поля. Это наносит вред имиджу нашей страны, мы станем посмешищем. Надеюсь, здравый смысл возобладает, и решение будет отменено", - заявил Нафигулла Аширов в эфире радиостанции "Говорит Москва".
По мнению муфтия, светский суд не должен выносить решения "по сакральным текстам".
По словам представителя Южно-Сахалинского горсуда, апелляция от совета муфтиев России в суд пока не поступила.
Солидарен с Нафигуллой Ашировым также и муфтий Кабардино-Балкарии Хазраталий Дзасежев. "Требую призвать к ответу судью и прокурора, вынесших данный вердикт, так как их действие носит противоправный характер, противоречащий Конституции РФ, закону о свободе совести и о религиозных объединениях, и ведет к подрыву мира и спокойствия в нашей многоконфессиональной стране", - говорится в его обращении на официальном сайте муфтията КБР.
Он, как и Рамзан Кадыров, считает решение суда провокацией, подрывом устоев ислама, а также уверен в том, что данное решение может спровоцировать акции протеста в России и за рубежом.
Не согласились с решением суда и представители властей некоторых российских регионов, в которых ислам является преобладающей религией местного населения. В частности, глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров призвал всех россиян, в том числе жителей Ингушетии, не поддаваться на провокации, "и молиться за таких, как судья Южно-Сахалинского городского суда Наталья Перченко и прокурор Татьяна Билобровец, чтобы их Всевышний вразумил к праведным действиям".
Представители Русской православной церкви также считают невозможным трактовку священных текстов. Так, глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин против изучения древних религиозных текстов на предмет экстремизма.
"Решение суда есть решение суда, его нельзя не уважать. Но не случайно данный вердикт вызвал такую тяжелую дискуссию. Древние священные тексты были даны людям в то время, когда никто не пытался оспорить высший авторитет религиозной нормы для человека и общества. И, наверное, стоит подумать о каком-то моратории на объявление экстремистскими текстов, созданных триста, пятьсот и более лет назад", - заявил Всеволод Чаплин порталу "Интерфакс-Религия".
Представитель РПЦ указал на то, что в Торе, Библии, как и в Коране, содержится много решительных утверждений, никак не сводимых к политкорректности и инклюзивизму (воззрение, согласно которому одна религия включает то, что считается истинным в других религиях - ИФ).
По мнению Всеволода Чаплина, противоречия между религиозным мировоззрением и секуляризмом (принцип отделения церкви от государства - ИФ) будут всегда.
Он убежден, что каждое из этих мировоззрений имеет право на общественное влияние, но попытка объявить секуляризм единственно правильным, единственно нейтральным и единственно приемлемым для общества мировоззрением "приведет только к обострению этого конфликта".
Представители Госдумы на фоне этой дискуссии предложили вообще отказаться от рассмотрения религиозных текстов в судах. "Вообще некорректно и опасно при цитировании отдельных фрагментов Священного писания пытаться найти признаки экстремизма", - заявил "Интерфаксу" глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР).
При этом он сомневается, что решение судьи и прокурора в Южно-Сахалинске "продавил" кто-то извне.
"Хотя полностью исключать это нельзя", - полагает Ярослав Нилов. Особенно, с учетом того, что в Сахалинской области вопрос национальной безопасности приоритетен, и "у отдельных центров есть геополитический аппетит в отношении этой территории", пояснил руководитель думского комитета.
Однако все же, по мнению российских правозащитников, манера заявлений и резкая критика решения суда главой Чечни недопустима.
"Это, бесспорно, угроза. Это совершенно недопустимо, тем более, когда такая угроза исходит от руководителя республики", - заявил "Интерфаксу" лидер движения "За права человека" Лев Пономарев.
При этом он частично согласен с Кадыровым в том, что существует проблема безосновательного признания экстремистской литературы, имеющей отношение к исламу.
"Районные суды по всей стране принимают решения считать какие-то документы, связанные с исламом, экстремистскими. Это неправильно. Я не знаком конкретно с этим случаем. Но я знаю случаи, когда называли экстремистскими классические труды мусульманских проповедников, которые ни к какому насилию не призывали. Эту проблему надо решать путем диалога, в том числе, с руководителями исламских организаций", - сказал правозащитник.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook