Погода ожидается нелетная

Interfax-Russia.ru – Авиадиспетчеры Ростова подняли на акцию протеста коллег в разных концах России.

Ты помнишь, как все начиналось?

Небо России опять лихорадит. 13 апреля, по сведениям федерального профсоюза авиационных диспетчеров России, в 25 городах России авиадиспетчеры присоединились к бессрочной голодовке, которую 9 апреля объявили их коллеги в Ростове-на-Дону.

Нынешний конфликт назревал еще с осени прошлого года, когда работодатель авиадиспетчеров - госкорпорация по организации воздушного движения (ФГУП "ГК по организации воздушного движения в РФ") – отказался произвести предусмотренную коллективным договором индексацию заработной платы на 9% за 2009 год. На пресс-конференции 17 ноября руководство федерального профсоюза авиадиспетчеров (ФПАД) пригрозило: ситуация может перерасти в массовую акцию протеста.

Позицию ФГУП "ГК по организации воздушного движения в РФ" авиадиспетчеры оценили как один из первых шагов на пути подавления профсоюзного движения в отрасли. Как сообщил тогда президент ФПАД Сергей Ковалев, проводится подготовка к переходу на пятисменную работу вместо нынешней шестисменной. В итоге меньшее количество сотрудников должно будет выполнять больший объем работ, возрастут нагрузки, что негативно повлияет на безопасность авиаперевозок.

Как яркий пример результатов подобной политики оптимизации затрат Ковалев привел столкновение двух самолетов над Боденским озером в Германии 1 июля 2002 года, в результате которого погибло 69 человек. Причиной столкновения стала именно ошибка авиадиспетчера. Но мало кому известно, что незадолго до катастрофы в компании "Скайгард" прошли сокращения персонала, и виновный в аварии авиадиспетчер работал один за двумя терминалами.

26 ноября 2009 года в Москве прошла конференция центрального совета федерального профсоюза авиадиспетчеров России, на которой обсуждалась возможность коллективных действий по защите прав авиадиспетчеров в случае, если работодатель не пойдет на уступки.

Горячие южные парни

С новой силой противостояние госкорпорации и профсоюза авиадиспетчеров вспыхнуло в конце марта этого года. В ночь на 25 марта более 100 авиадиспетчеров ростовского центра организации воздушного движения остались на рабочих местах после ночной смены в знак протеста против поправок госкорпорации в текст коллективного договора. А 26 марта уже около 120 протестантов собрались в здании диспетчерской в Ростове-на-Дону, чтобы выразить возмущение явными и грубыми, на их взгляд, нарушениями прав трудового коллектива.

Глава областного профсоюза авиадиспетчеров Юрий Батагов тогда заявил, что цель протеста - обратить внимание властей на ущемление прав авиадиспетчеров.

В свою очередь, помощник генерального директора ФГУП "ГК по организации воздушного движения в РФ" Андрей Прянишников пояснил, что заявления об акции протеста являются "чистым блефом и провокациями". По его мнению, никакой протестной акции ростовские диспетчеры не проводят, они просто остаются после смены для изучения нового коллективного договора.

"Изучив проект и увидев, что в новом договоре никак не ущемляются их права, они просто-напросто уезжают домой отдыхать", - пояснил Прянишников агентству "Интерфакс-Юг".

Прянишников заявил: новый договор предусматривает весь пакет льгот, гарантий, компенсаций, высочайший размер заработной платы, который был и в прежних договорах.

27 марта авиадиспетчеров Ростова-на-Дону решили поддержать их коллеги из Краснодара и Волгограда, затем – из ряда других российских городов.

Вместе с тем, представители госкорпорации утверждали, что уже 10 из 15 филиалов заключили коллективные договоры, еще в четырех филиалах идет процесс их согласования.

Но президент федерального профсоюза авиадиспетчеров России Сергей Ковалев на сайте ФПАД приводит свою статистику: "В настоящее время подписаны коллективные договоры лишь в 5 филиалах в столичных городах: Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Тюмень, Самара, Магадан. Коллективные договоры, подписанные в Хабаровске, Тюмени, Самаре, обжалуются в правоохранительные и в судебные органы. В остальных 9 филиалах переговоры ведутся, но в основном безуспешно".

Впрочем, 31 марта ростовские авиадиспетчеры и их коллеги из других городов приостановили акцию протеста, пояснив, что они дали руководству "время подумать" до 6 апреля, пригрозив в случае упорства госкорпорации новыми акциями протеста.

Диспетчер сказал – диспетчер сделал

Срок действия коллективного договора между ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ" и ФПАД истек 1 апреля 2010 года. Но продлевать его с полномочными представителями своих филиалов московские работодатели не стали, а вместо этого заключили договоры с небольшими профсоюзными организациями, мнение которых, как считают в федеральном профсоюзе, не отражает настроения большинства работников.

В ответ ростовские диспетчеры 9 апреля объявили акцию "голодного протеста" в служебном помещении Центра "Аэронавигация Юга" в столице ЮФО.

"Более 40 авиадиспетчеров сегодня объявили голодовку, требуя отставки гендиректора ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" Валерия Горбенко, - сообщил агентству "Интерфакс-Юг" председатель профсоюза авиадиспетчеров Ростовской области Юрий Батагов.

Он также объяснил, что речь не идет о забастовке, и диспетчеры не намерены срывать графики движения воздушных судов.

В течение последующих пяти дней бессрочную акцию ростовчан подхватили 25 городов России (20% всех авиадиспетчеров России), в том числе диспетчеры Краснодара, Ставрополя, Волгограда, Нальчика, Минеральных Вод, Нижневартовска, Сургута, Когалыма, Иркутска, Екатеринбурга и т.д. С каждым днем к протестантам присоединяются все новые города.

Из-за особенностей отечественного законодательства, запрещающего авиадиспетчерам не только бастовать (с 1998 года), но и голодать (с 2002 года), они применяют необычный метод протеста - временный отказ от пищи.

"Ограничение в приеме пищи означает, что, завершив смену, диспетчеры собираются на площадке за территорией предприятия и там проводят голодовку, - объясняет президент ФПАД Сергей Ковалев. - Если их обвинят в нарушении законодательства, они могут сказать, что в свободное от работы время имеют право делать, что хотят - в том числе не есть и не пить. А когда через 2-3 дня диспетчер заступает на смену, он может принять необходимый минимум пищи, чтобы обеспечить безопасность полетов".

Впрочем, как заявил Ковалев, если и дальше министерство транспорта, Росавиация, работодатель не предпримут никаких действий, то акция ограничения в приеме пищи перейдет в голодовку – даже несмотря на то, что это запрещено законодательно. Он также напомнил, что подобные акции протеста уже были в 2002 году, тогда в них приняли участие 50 центров управления воздушным движением. Фактически это означало прекращение воздушного сообщения и закрытие воздушного пространства над большей частью страны. То же самое может повториться и сейчас.

"Мы способны полностью остановить авиасообщение практически по всей России, - заявил Ковалев. - Пока мы ждем реакции руководства, но, если ее не последует, мы будем вынуждены принять меры".

С жиру бесятся?

Но чем же так недовольны ростовские в частности и российские в целом авиадиспетчеры?

На сайте ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ" в качестве иллюстрации безосновательности требований авиадиспетчеров опубликовано заявление. В нем утверждается, что госкорпорация явилась "чуть ли не единственным предприятием в России, которому удалось в период мирового финансового и экономического кризиса не только сохранить значимый социальный пакет, содержащий широкий перечень гарантий, льгот и компенсаций, но наряду с этим последовательно повышать уровень материального стимулирования и реальной заработной платы персонала".

"Так, средняя заработная плата авиадиспетчера в 2007 году составляла 43 тыс. 461 рубль, в следующем кризисном 2008 году – 63 тыс. 756 рублей, и в 2009 году уровень ее достиг 71 тыс. 556 рублей, - сообщает помощник генерального директора по связям с общественностью ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ" Андрей Прянишников. - Социальный пакет работников государственной корпорации гарантирует авиадиспетчеру сокращенную продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю. Авиадиспетчерам, осуществляющим непосредственное управление воздушным движением в зонах с наибольшей интенсивностью или сложностью воздушного движения, предоставлено право выхода на пенсию по возрасту на льготных условиях – мужчинам в 50 лет, женщинам в 45 лет".

"Работникам, проработавшим на предприятии непрерывно 7 лет и более, один раз в год предоставляется бесплатный проезд для следования воздушным транспортом в любую точку земного шара и билет со скидкой 50% тарифа для одного члена семьи, - говорится в сообщении, размещенном на сайте. - Кроме того, социальный пакет предусматривает гарантии и льготы в сфере медицинского обслуживания, санаторно-курортного лечения, а также негосударственного пенсионного обеспечения. Реализуется жилищная программа, предусмотренная программой деятельности предприятия".

Авиадиспетчеры с жиру бесятся? Однако, следует отметить, что труд авиадиспетчеров по нагрузкам на организм отнесен к первой категории (куда не входят даже пилоты). Соответственно этому и зарплаты здесь существенно отличаются от жалованья других категорий работников. В то же время, по свидетельству Сергея Королева, названные Прянишниковым суммы сильно преувеличены и напоминают "среднюю температуру по больнице".

"Если говорить о диспетчере первого класса с английским языком, 4 уровня по нормам международных организаций, со всей выслугой 20 лет, со всеми допусками, то есть диспетчере, достигшем возможного максимума, то его зарплата составляет 43 тысячи рублей, - заявил глава ФПАД. - В сравнении с аналогичными специалистами в Европе, даже по сравнению с нашими коллегами в Украине, Латвии, это значительно меньше. Я уже не говорю о наших немецких коллегах, которые в месяц имеют 7 тысяч евро".

Что касается претензий авиадиспетчеров к новому коллективному договору, то они включают 12 пунктов. Несмотря на обязательства работодателя сохранить ранее действующую редакцию договора, новый документ, по мнению федерального профсоюза, грубо нарушает права работников.

Например, согласно его тексту, все вопросы, касающиеся оплаты труда - установление ставки первого разряда, порядок индексации зарплаты, положение о премировании и т.д. – определяются без учета мнения профсоюза, а локальными актами, что позволит руководству в одностороннем порядке изменять эти нормы. Помимо этого, договор с работниками сокращает продолжительность дополнительного отпуска. "Снижены размеры доплат, сокращен перечень работников, которые должны получать доплату за ночные смены, нет индексации заработной платы дважды в год, которая была предусмотрена в старом договоре, - перечисляет претензии диспетчеров Юрий Батагов. - Исключен пункт, предусматривающий при списании работника по здоровью социальную выплату в размере шести средних заработных плат. Руководству даны полномочия изменять условия договора в одностороннем порядке в случае ухудшения экономической ситуации".

Последний пункт особенно возмутил диспетчеров со всех концов России. Они считают его нарушением действующих норм законодательства. Правда, руководители госкорпорации поясняют: этот пункт прописан на случай кризиса.

Впрочем, позицию авиадиспетчеров поддерживают не все. Так, по словам начальника Минераловодского центра организации воздушного движения Владимира Лобеса, некоторые претензии явно надуманны. Отмена выплат при списании по здоровью вполне обоснованна. Ее отменили из-за введения медицинской страховки. Прежде предприятие само компенсировало работникам средства, потраченные на лечение. Сейчас списанный по состоянию здоровья авиадиспетчер получает выходное пособие в 350 тысяч рублей по медицинской страховке. Платить дважды и страховку, и компенсацию корпорация считает неразумным.

Обоснован, по мнению Лобеса, и отказ от доплаты диспетчерам, не владеющих в совершенстве английским языком.

"Это требование европейской организации воздушного движения, в которую стремится попасть Россия, - пояснил Лобес. - Согласно международным правилам, доплачивать мы обязаны только тем, кто в совершенстве владеет английским".

Как считают в госкорпорации, "распространенные в некоторых средствах массовой информации сообщения о голодовках авиадиспетчеров в ряде городов России не соответствуют действительности и представляют собой болезненную реакцию потерявшего авторитет в трудовых коллективах президента федерального профсоюза авиадиспетчеров Сергея Ковалева".

"Эти провокации не нашли поддержки ни в одном филиале федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации". В настоящее время социальная обстановка и трудовой ритм в коллективах аэронавигационного комплекса стабильный, никаких угроз для прекращения обслуживания воздушного движения в воздушном пространстве Российской Федерации не существует", - сообщает сайт ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ".

А между тем, на сторону диспетчеров фактически стала Общественная палата РФ. 6 апреля здесь состоялся круглый стол по вопросам трудовых конфликтов в сфере транспортного обеспечения, где участники обсудили ситуацию в госкорпорации по организации воздушного движения. Свои позиции высказали обе стороны конфликта.

Генеральный директор предприятия Валерий Горбенко объяснил, что повышение оплаты было отклонено в связи с кризисом и падением доходов.

Эта позиция вызвала резкую критику заместителя председателя комитета Госдумы РФ по труду и социальной политике Олега Шеина. "Это дико, что вы не выполняете коллективный договор после его заключения, - заявил он. - Вы не возмущаетесь, например, высокой ценой топлива. Почему вы считаете себя вправе так поступать с работниками?"

Депутат также задал вопрос о прибыли предприятия, Оказалось, она в 2009 году составила 1 млрд 600 млн рублей.

В завершение слушаний Шеин подчеркнул необходимость изменения законодательства, в частности, высказался за упрощение процедуры забастовки.

В прочем, в данной ситуации необходимо упрощение процедуры взаимопонимания между работодателями и профсоюзами . Только этого, увы, никаким законом не пропишешь…

Обозреватель Александр Сидоров