Interfax-Russia.ru – В Сочи с 7 по 14 июня пройдет XX Открытый российский кинофестиваль "Кинотавр".
"Мы попытаемся сделать не богатый, буржуазный, а вполне рабоче-кинематографический национальный фестиваль", – ясно обозначил политику юбилейного мероприятия председатель попечительского совета "Кинотавра" Александр Роднянский. И такая политика вполне понятна: свои суровые коррективы внес мировой финансово-экономический кризис. Бюджет кинофестиваля пришлось урезать достаточно жестко. Если в прошлом году он составлял 5,5 млн долларов, то в этом минимизирован до 3,5 млн. Причем большей частью фестиваль будет финансировать сам председатель его попечительского совета. Министерство культуры РФ, выделившее на прошлый "Кинотавр" 10 млн рублей, в этом году дало на фестиваль в два раза меньше. Краснодарский край поступил так же: вместо прежних 3 млн рублей выделил 1,5 млн.
"Город (Сочи, где проходит фестиваль - ИФ) очень дорогой, - призналась программный директор "Кинотавра-2009" Ситора Алиева. - Мы бессильны перед повышением цен на гостиницы. В связи с Олимпиадой все резко подорожало. Жаль, что придется ужиматься и по программе, и по прессе, и по гостям".
Однако самой тяжелой потерей для конкурса стала далеко не финансовая. Незадолго перед кинофестивалем, 20 мая, на 66-м году жизни скончался замечательный советский и российский актер Олег Янковский, который был неизменным президентом "Кинотавра", начиная с 1993 года. На церемонии открытия память Олега Ивановича участники кинофестиваля почтят минутой молчания.
Генеральный продюсер российского кинематографического смотра Игорь Толстунов с горечью признал, что потеря Янковского невосполнима. Он напомнил: Янковский был много лет лицом фестиваля, наряду с Марком Рудинштейном помог "Кинотавру" выжить в сложные 90е годы. На юбилейном "Кинотавре" артисту должны были вручить приз как многолетнему президенту фестиваля. Кто теперь получит награду вместо всенародно любимого "Мюнхгаузена", пока остается неясным.
Что касается непосредственно юбилея, то даже при нынешней экономии средств, как утверждают устроители, "Кинотавр" остается самым представительным национальным фестивалем в мире: по количеству программ, числу участников и размеру бюджета. "Несмотря на кризис, мы не экономили, - подчеркнул Александр Роднянский. - Мы покажем наиболее интересное российское кино 2008-2009 годов".
В этом году из 62 картин, отсмотренных отборочной комиссией, в программу основного конкурса вошло 12 фильмов (в прошлом году их было 14): "Бубен барабан" Алексея Мизгирева, "Волчок" Василия Сигарева, "Европа – Азия" Ивана Дыховичного, "Кислород" Ивана Вырыпаева, "Миннесота" Андрея Прошкина, "Непрощенные" Клима Шипенко, "Похороните меня за плинтусом" Сергея Снежкина, "Сказка про темноту" Николая Хомерики, "Скоро весна" Веры Сторожевой, "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова, "Сынок" Ларисы Садиловой и "Я" Игоря Волошина.
Им предстоит бороться за Главный приз фестиваля, к которому прилагается 625 тысяч рублей. Какой фильм будут признан победителем "Кинотара", решит жюри фестиваля - оператор Михаил Агранович, режиссер Сергей Бодров, актеры Сергей Маковецкий и Дарья Мороз, драматург Авдотья Смирнова. Возглавляет жюри продюсер Сергей Сельянов – фигура в истории "Кинотавра" уже культовая. Фильмы, продюсированные Сельяновым, четырежды получали главную награду фестиваля – "Брат" Алексея Балабанова в 1997 году, "Блокпост" Александра Рогожкина в 1999 году, "Война" Алексея Балабанова в 2002 году и "Шультес" в 2008 году дебютанта "Кинотавра" Бакура Бакурадзе.
Выбор предстоит сделать непростой: все представленные ленты талантливы, по-своему интересны и неординарны. Причем неординарность эта порою даже отпугивает. Так, решение об участии в конкурсе фильма "Кислород" Ивана Вырыпаева было принято буквально накануне оглашения программы. Организаторы фестиваля сомневались, что столь, мягко говоря, нетривиальная лента может быть адекватно воспринята сочинской публикой. И это несмотря на то, что многие произведения Вырыпаева переведены на английский, французский, немецкий, болгарский, румынский, польский языки. Спектакли по его пьесам (включая тот же "Кислород") с успехом идут по всей Европе - в Польше, Германии, Чехии, Болгарии, Англии.
Однако принять и осмыслить вырыпаевскую стилистику действительно дано не каждому. В центре фильма – история любви двух Саш – простоватого парня из Серпухова и столичной девицы, которая любит "пыхнуть травкой" у памятника Грибоедову. Десять клиповых композиций соответствуют евангельским заповедям. Причем эти заповеди подаются своеобразно: бешеным ритмизированным текстом, горячечной скороговоркой, лихим рэпом и разного рода песенками. Причем заповедь "не прелюбодействуй", пропущена, а "не убий" Саша не услышал, "потому как был в плеере, и поэтому пошел и убил свою жену лопатой". Все это густо сдобрено матом (для показа представлена цензурированная версия), рассуждениями о наркотиках - кокаине, героине, галлюциногенных грибах, откровенно провокационными рассказами о том, как "после взрыва 11 сентября белокурая, полная женщина в брюках отправилась в мусульманский ад, потому что внутри нее были непереваренные куски свиньи".
"Кислород" - очень сложная в техническом решении картина. В ней используются и компьютерная графика, и уникальный монтаж, и анимация. Как признается сам режиссер, фильм снимался в разных странах "по-шпионски". Многие критики уверены, что "Кислороду" заказан путь на международные киносмотры из-за стремительного речитатива, за которым не успевают субтитры.
Другая спорная лента - фильм Николая Хомерики "Сказка про темноту". Здесь тоже речь персонажей густо пересыпана нецензурщиной. Дело происходит во Владивостоке, в центре истории - сотрудница детской комнаты милиции младший лейтенант Ангелина, которую играет дочь известного сатирического актера Геннадия Хазанова – Алиса. Ее одинокая героиня всю себя отдает работе и не задумывается о личной жизни, пока мальчуган, которого Геля вызволила из семьи алкоголиков, не раскрывает милиционерше глаза на ее существование (разумеется, с помощью матерной лексики). И девушка срочно начинает исправляться: пытается переспать с кавказским торговцем овощами, с отвратительным коллегой Димычем, затем бывшие одноклассники швыряют ее в холодную бухту Шамора… То есть все как в реальности: весело и насыщено жизнерадостным цинизмом.
Впрочем, одной из самых интересных и перспективных картин конкурса в кулуарах называют фильм Сергея Снежкина "Похороните меня за плинтусом" со Светланой Крючковой в главной роли - по одноименному автобиографическому роману Павла Санаева.
Несомненно, привлечет внимание зрителей и критиков конкурс короткометражного кино "Кинотавр. Короткий метр", на который из 173 картин было выбрано 16. По утверждению программного директора фестиваля Ситоры Алиевой, этот конкурс дает возможность проявить себя молодым талантливым кинематографистам: "Это в основном ВГИК и Высшие курсы. Мы привозим их в Сочи, и там происходит самое главное: их видит продюсер, приглашает на проект, и на следующий год человек приезжает к нам со своим полным метром".
К сожалению, на сочинский конкурс не попали новые картины таких мэтров, как Павел Лунгин ("Царь"), Карен Шахназаров ("Палата № 6") и Александр Прошкин ("Чудо"). Особенно обидно за фильм Лунгина, в котором последнюю свою роль - митрополита Филиппа, бывшего друга детства Ивана Грозного – исполнил безвременно ушедший из жизни Олег Янковский. Сам актер оценил свою работу коротко: "Вот это роль!". А режиссер сказал: "На съемках "Царя" Янковский разорвал свою душу". Но Лунгин, как Рогожкин и Шахназаров, решил подождать с премьерой до Московского кинофестиваля, где "Царь" будет показан 19 июня, на церемонии открытия.
Не представит в Сочи в конкурсной программе "Кинотавра" свои картины "Анна Каренина" и "2-Асса-2" и Сергей Соловьев, поскольку эти фильмы уже открывали и закрывали Ханты-Мансийский фестиваль. Впрочем, их можно будет увидеть наряду с "Адмиралом", обоими "Обитаемыми островами", "Стилягами", "Тарасом Бульбой" и другими лентами в параллельных программах фестиваля – "Летняя эйфория" и "Кино на площади".
Устроители ежегодного праздника российского кино подготовили и другие сюрпризы. Один из самых замечательных - ретроспектива "Россия вне России", составленная из уникальных фильмов русской эмиграции. Кинематограф русской эмиграции почти не известен отечественному зрителю. В предлагаемой программе представлены ведущие кинорежиссеры русской европейской эмиграции "первой волны". Участники и гости юбилейного "Кинотавра" увидят такие фильмы, как "Дитя карнавала" Ивана Мозжухина (1921), "Ужасное приключение" Якова Протазанова (1922), "Кин, или гений и беспутство" Александра Волкова (1923), "Ностальгия" Вячеслава (в эмиграции – Виктора) Туржанского, "Роман о Лисе" Владислава Старевича (1936-1937). Русский Голливуд заявлен более поздним фильмом "Песнь о России" Григория Ратова (1944, с участием Михаила Чехова). Представлять ретроспективу на фестивале будут киновед Наталья Нусинова и французский журналист Патрик Каменка, внук легендарного продюсера Александра Каменки, создателя студии "Альбатрос", ставшей центром российского кинопроизводства в Париже. Как считают организаторы, это фильмы, которые необходимо показывать, знать и понимать людям, пришедшим в кино. Увы, многие сегодняшние "профессионалы" малообразованны, не знают историю кино и абсолютно не понимают мировой киноконтекст.
В рамках фестиваля пройдут также интереснейшие встречи кинематографистов и яркие дискуссии. Так, журнал "Кинопроцесс" и интернет-портал "ПрофиСинема" организуют круглый стол "Кинопроцесс после дефолта (1999-2008): итоги и уроки". Минувшее десятилетие - подъем киноиндустрии или его имитация? Какие события кинематографической жизни, фильмы, персоны этого времени наиболее значимы? Насколько полезны кризисы? Что нужно сделать в первую очередь сегодня для оздоровления отечественной киноиндустрии? На все эти вопросы предстоит ответить участникам обсуждения.
Другой круглый стол по инициативе журнала "Искусство кино" в лице его главного редактора Даниила Дондурея называется "Как мы готовили кризис в кино". Это будет, пожалуй, один из самых острых, жестких, болезненных обменов мнениями. По мнению устроителей, проблемы российского кино определяются неправильной инвестиционной политикой, творческим кризисом авторов, начавшейся сменой режиссерских поколений, последствиями телесериального бума, устаревшими приоритетами господдержки в этой сфере и целым рядом других факторов.
В общем, программа "Кинотавра-2009" ожидается насыщенная. К сожалению, сочинские площадки не в состоянии вместить наплыва всех желающих приобщиться к современному киноискусству. Так что остается ждать результатов кинофестиваля и надеяться, что лучшие картины, представленные на юбилейном празднике отечественного кино, дойдут до массового российского зрителя.
Обозреватель Александр Сидоров