Interfax-Russia.ru – Блиц-визит Дмитрия Медведева в Ингушетию стал для всех полной неожиданностью.
Как признают источники в республиканской администрации, о визите Медведева стало известно за час до его прилета в ингушскую столицу, и то лишь ограниченному кругу лиц. Многие чиновники, собравшиеся на совещание, которое должно было состояться в здании республиканского правительства, были удивлены неожиданной отменой этого мероприятия и оцеплением вокруг здания. Через некоторое время рядом с дворцом приземлился вертолет, на борту которого находились Дмитрий Медведев, а также сопровождавшие его полпред в Южном федеральном округе Владимир Устинов, министр регионального развития Виктор Басаргин и директор ФСБ Александр Бортников.
В принципе, такие молниеносные броски на Кавказ входят уже у российских президентов в традицию. Все еще памятен знаменитый штурмовой полет Владимира Путина (тогда еще и.о. президента) в Чечню 20 марта 2003 года на борту истребителя Су-27 – тоже абсолютно непредсказуемый. Так же без предупреждения Путин нагрянул в Чечню в День Конституции 12 декабря 2005 года. Впрочем, "эффектом неожиданности" нового президента Ингушетии вряд ли удивишь: ведь именно он, Юнус-бек Евкуров, возглавлял подразделение из 200 российских десантников, которое в ночь с 10 на 11 июня 1999 года совершило внезапный марш-бросок из Боснии в Косово и заняло аэродром Слатина рядом с косовской столицей Приштиной, опередив остальных иностранных миротворцев.
И все же вопрос остается открытым: что стало первопричиной такого молниеносного президентского блица? По мнению многих аналитиков, таким толчком стало обострение обстановки на Северном Кавказе. Интересная деталь: в конце прошлого года ученые института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук выпустили "Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России" - уникальное исследование регионов ЮФО. Это – уже третий выпуск атласа. Как и первые два, он недоступен широкому читателю, а предназначен для силовых и властных структур. По мнению ученых, на сегодняшний день российский Юг - один из самых напряженных и взрывоопасных регионов страны. "После некоторого затишья в течение двух последних лет сегодня обстановка на Северном Кавказе крайне накалена, - сообщил Interfax-Russia.ru замдиректора института социально-экономических и гуманитарных исследований Левон Батиев. - При этом центр угрозы из Чечни переместился в Ингушетию". В республике идет целенаправленное нагнетание напряженности.
Атлас получают все серьезные властные структуры, спецслужбы, эти данные ложатся и в основу докладов президенту России. Не исключено, что информация о самой горячей точке Кавказа оказалась столь серьезной, что могла сподвигнуть главу государства на сверхсрочные меры.
Об этом же говорил на совещании, которое собрал Дмитрий Медведев во дворце республики, глава ФСБ Александр Бортников. Он признал, что обстановка в Ингушетии крайне сложная: в последний год резко возросло количество террористических проявлений, причем как в отношении органов власти и правоохранительных органов, так и в отношении населения. Глава ФСБ отметил, что существуют и внешние причины, особенно сразу после конфликта между Грузией и Южной Осетией. "Мы четко располагаем информацией в заинтересованности отдельных кругов в расшатывании ситуации в Ингушетии, в Дагестане, других республиках Кавказа", - сказал он. Это же подтверждает и упомянутый атлас угроз: обстановка в Ингушетии накалялась не только после конфликта, но и непосредственно перед ним. Так, с 1 января по 1 июля здесь было совершено 70 нападений на сотрудников милиции, а в июле и августе - соответственно 64 и 74 покушения.
Дмитрий Медведев согласился: обстановка в республике напряженная, но справиться с трудностями можно. "Ситуация сложная, но она сейчас выправляется в плане использования возможностей правоохранительных структур в самой республике. В этом большой задел - вместе с федеральным центром переломить плачевную ситуацию", - заявил он. В качестве первого шага президент назначил министром внутренних дел Ингушетии Руслана Мейриева.
Правда, для наведения порядка придется постараться. "Сложная ситуация отмечается на территории Ингушетии, где в 2008 году совершено около 70% всех зарегистрированных нападений на сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих федеральных сил, представителей госвласти и местного самоуправления", - сообщил в среду начальник управления МВД РФ по ЮФО Михаил Паньков на расширенном совещании руководства ГУ МВД РФ по ЮФО в Ростове-на-Дону, в котором принял участие замминистра МВД РФ Аркадий Еделев. Сам Еделев уточнил: на территории Чечни действуют около 500 боевиков и их пособников, а на территории Ингушетии - до 120 боевиков. "Однако в Ингушетии довольно обширна пособническая база. К 120 боевикам следует прибавить и их родственников. Таким образом, пособническая база в Ингушетии оценивается в 1237 человек", - сказал замминистра.
Впрочем, в своем выступлении на совещании по социально-экономическому развитию Ингушетии Дмитрий Медведев призвал не ограничиваться констатацией фактов. "Есть и социальные, экономические, политические и внешние причины роста преступности", - отметил он. И глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров постарался обозначить причины тяжелой ситуации в республике. "Во-первых, это коррупция в органах власти, во-вторых - это безработица населения, которая достигает 57%, в-третьих - это недоверие к системе власти", - сказал глава республики.
Следует обратить внимание на то, что первой и самой важной проблемой Евкуров назвал именно коррупцию. Это не случайно. Действительно, если верить информации из Главного управления Генпрокуратуры в ЮФО, характерной особенностью Северного Кавказа являются так называемые клановые связи, вследствие чего руководство госструктурами или объектами экономики осуществляется по национальному и клановому признаку. Во многих субъектах произошло сращивание криминалитета с властными структурами. Назначение, продвижение по службе, получение различных льгот связано со взятками. Коррупция охватила все уровни госвласти, местного самоуправления, проникла в правоохранительные органы.
Придя к руководству Ингушетией 31 октября 2008 года, Юнус-Бек Евкуров в первую очередь начал с борьбы против коррупции, обнаружил, что в республике пропадают сотни миллионов рублей, выделенные из федеральной казны. Президент лично проверяет, куда и как тратятся деньги, выделенные федеральным центром. Так, недавно он обнаружил, что на постройку очистных сооружений в одном из городов Ингушетии из казны было выделено 800 млн рублей, и 700 из них по документам уже "освоены". Между тем Евкуров своими глазами убедился, что строительство еще и не начиналось. И таких примеров по всей республике не счесть. Федеральные средства исчезают в "черной дыре". Ингушский глава вынужден сам не только проверять состояние объектов, но и не брезгует персонально приезжать прямо в дома к чиновникам. Как объяснял он сам на недавней встрече с представителями правозащитных организаций, ему интересно поглядеть, в каких условиях живут "слуги народа", когда в республике разруха.
С позицией ингушского главы полностью согласился и президент России после того, как на совещании глава Минрегиона Виктор Басаргин сообщил, что правительство России предоставит Ингушетии до 2015 года 29 млрд рублей (это составляет три годовых бюджета республики). Выделенные средства пойдут на обустройство вынужденных переселенцев, на развитие промышленности, сельского хозяйства, на дорожную инфраструктуру, на здравоохранение, культуру и спорт. В первые три года республике будет выделяться по 3 млрд рублей, а еще четыре года - по 5 млрд рублей. "Несмотря на то, что у нас не самая простая финансовая пора, мы выделяем 29 млрд, и это большие деньги", - заявил Медведев. Как отметил российский президент, не всегда эти деньги эффективно расходуются. "Это нужно взять под контроль и вместе с руководством республики мониторить использование по каждому рублю", - заявил глава государства.
Второй бич – чудовищная безработица. Этой проблемы коснулся в своем выступлении полпред президента в ЮФО Владимир Устинов. В качестве одного из путей ее решения полпред предложил задействовать ингушей на строительстве олимпийских объектов в Сочи. Устинов отметил, что ингушские строители всегда славились своим профессионализмом. "Нужна инициатива, контактируйте с организациями, которые будут заниматься строительством, с "Олимпстроем", - посоветовал чиновник руководству республики.
Однако Дмитрий Медведев не во всем согласился со своим полномочным представителем. "Можно использовать их и в других местах, но ключевая задача - создавать рабочие места здесь, в Ингушетии, - сказал президент страны. - Безработица в Ингушетии складывалась в силу различных причин, в том числе исторических, но мы никогда не сможем решить эту проблему, если не будем создавать рабочие места". И это – справедливое уточнение. Ведь главное – не только обеспечить людей работой, но и сделать так, чтобы их труд помог подняться экономике, культуре, социальной сфере Ингушетии. Ведь ее население – всего около 300 тысяч человек; если большая часть разъедется, кто же останется работать на ингушских объектах?
В этой связи любопытно мнение источника в полпредстве ЮФО. "К сожалению, на совещании не был озвучен очень серьезный вопрос, - сказал собеседник Interfax-Russia.ru. – Это – массовый отток русского населения из Ингушетии, пик которого пришелся на 90-е годы прошлого века. В результате националистических и шовинистических настроений, подогреваемых местными экстремистами, из республики бежало огромное количество людей, многие из которых здесь родились, отличных специалистов. Теперь это сказывается. Как вернуть на ингушскую землю россиян, привлечь их сюда – вот вопрос. Кстати, не открою секрета, если скажу, что этим в немалой степени озабочены и власти Чечни, где тоже не хватает специалистов высокого класса".
Наконец, третья проблема – авторитет ингушской власти. Здесь пока дела обстоят лучше всего. Новый президент Ингушетии пока пользуется доверием у значительной части населения. Его избрание поддержала и оппозиция, и даже первый президент республики Руслан Аушев, за избрание которого выступали многие ингуши. В определенной степени сказались и протестные настроения населения республики, которое давно уже требовало смены прежнего ингушского главы Мурата Зязикова, и традиционное уважение ингушского народа к боевым офицерам-ингушам (Юнус-Бек Евкуров – десантник, Герой России). Но и сам новый президент старается своими действиями укрепить авторитет власти. Так, в ответ на замечание Дмитрия Медведева - "Авторитет власти зависит от ваших поступков, честности самой власти и в решения, которые принимаются, и в распределении денег", Евкуров сказал: "Мы не брезгуем никаким общением, не исключаем из работы никакие группы и партии. Такой сбор информации позволяет делать выводы по различным направлениям".
И это действительно так. Например, 24 декабря президент Ингушетии провел встречу с председателем Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмилой Алексеевой и членом МХГ, членом бюро партии "Яблоко" Валерием Борщовым. А в канун Нового года Юнус-бек Баматгиреевич обсудил ситуацию в республике с правозащитниками. На встрече присутствовали представители 25 неправительственных правозащитных организаций. Евкуров обещал, что такие встречи станут постоянными. С 10 декабря в Ингушетии действует Общественная комиссия по правам человека при президенте, в состав которой вошли депутаты ингушского парламента, представители силовых структур, неправительственных организаций республики и ряд простых граждан.
Что касается доверия со стороны центральной власти, оно, по мнению наблюдателей, продемонстрировано более чем отчетливо самим прилетом Дмитрия Медведева в Магас и решением о беспрецедентной финансовой поддержке нового ингушского правительства.
Так что теперь только остается ждать от Героя России и его команды круглосуточной работы на благо Ингушетии.
Обозреватель Александр Сидоров