Interfax-Russia.ru - На Северном Кавказе продолжают борьбу с древней традицией похищения невесты, которая иногда приводит к печальным последствиям. В Ингушетии похитителям подняли штраф.
Духовные лидеры, представители общественности и власти Ингушетии приняли совместное решение ужесточить штраф за похищение невест в республике. Вопросы искоренения древнего кавказского обычая обсудили на конференции мусульман Ингушетии.
Участники конференции посчитали правильным штрафовать молодых людей, похищающих девушек для вступления в брак, на 200 тыс. рублей. Также штрафом в размере 100 тыс. рублей будут наказывать пособников женихов и тех, кто будет участвовать в укрытии украденной девушки и переговорах с ее родственниками, сообщил корреспондент агентства "Интерфакс-Юг".
Прежде штраф за похищение девушки в республике составлял 10 тыс. рублей, таким образом, его увеличили в 20 раз.
Российское законодательство почти ничем не может помочь похищенным невестам и их женихам: уголовный кодекс предусматривает за похищение человека реальный тюремный срок (ст. 126 УК РФ), однако в примечании к статье говорится, что "лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления".
Кстати, в 2008 году ингушские законодатели предлагали сделать поправки в Уголовный кодекс, подразумевающие уголовное наказание тем, кто похищает невест без их ведома. Инициатива появилась после того, как власти республик Северного Кавказа забили тревогу: похищения буквально становились эпидемией.
В частности, за восемь месяцев 2007 года в прокуратуру республики Дагестан поступило 55 сообщений о похищении женщин с целью вступления в брак, но только в 17 случаях были возбуждены уголовные дела. До суда дошло три уголовных дела.
Но в 2008 году Госдума отклонила предложенный Ингушетией законопроект.
Стоит отметить, что духовенство кавказских республик отрицательно относится к такой традиции, отмечая, что она запрещена с точки зрения ислама.
Так, муфтий республики Иса-Хаджи Хамхоев отметил, что общество должно консолидироваться в вопросе борьбы с этим негативным явлением. По его словам, в последние годы для молодых людей, решивших создать семью, сделаны значительные послабления, в том числе снижен калым, который, согласно местным обрядам, должен быть уплачен родителям девушки.
По словам муфтия, которые приводит пресс-служба администрации Ингушетии, браки, которые заключались с невестами, похищенными с этой целью, как правило, недолговечны, и часто сам факт похищения девушки приводит к трагическим событиям и конфликтам между семьями.
В свою очередь, глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров призвал участников форума сделать все от них зависящее для того, чтобы искоренить практику похищения невест в Ингушетии. При этом он обещал, что органы власти республики со своей стороны будут также делать все, чтобы данная практика ушла в историю.
Ранее на аналогичной конференции лидеры духовенства Ингушетии принимали решение о том, чтобы наказывать штрафом в размере 300 тыс. рублей за умыкание девушек, которые были уже сосватаны. Также штрафом облагалась семья похитителя невесты в размере 10 тыс. рублей, и было установлено правило в обязательном порядке, даже если есть согласие девушки на вступление в брак, после ее похищения возвращать девушку родителям.
Острая необходимость рассмотривать такой вопрос возникла после того, как из-за похищения невесты в октябре этого года в Назрани расстреляли троих человек.
Источник в правоохранительных органах Ингушетии рассказал "Интерфаксу", что за день до инцидента жители республики похитили девушку. Ее потенциальный жених, как отмечают источники других СМИ, похищал ее уже не в первый раз.
Вызволять девушку приехал ее родственник, сотрудник полиции, на переговоры собрались близкие с обеих сторон. Разговор вскоре перешел в ссору, закончившуюся стрельбой. В результате погибли двое родственников жениха и женщина, которая случайно проезжала мимо в автобусе.
В соседней с Ингушетией Чечне политика против обряда умыкания невест ведется с 2010 года. По инициативе властей, молодежи в регионе стараются объяснять, что это явление не соответствует местным традициям.
"Что это за жизнь будет, если жена ненавидит мужа за то, что он женился на ней против ее воли. Многие похищенные девушки, чтобы избежать скандала и огласки, мирились и соглашались остаться в семье похитителя. Но она всю жизнь носила эту обиду. Но разве это правильно, если она против воли приведена в чужой дом? Это насилие над женщиной. Мы ведь объявили День чеченской женщины, чтобы показать, как мы ценим и уважаем своих женщин, матерей, сестер, дочерей. Уважающий девушку молодой человек никогда не пойдет на ее похищение", - приводит слова Рамзана Кадырова пресс-служба администрации республики.
А в октябре 2013 года на своей странице в соцсети Instagram Рамзан Кадыров сообщил, что в регионе перестали похищать невест.
"Полностью изжиты факты похищения девушек с целью вступления в брак", - написал он. По его словам, тем не менее, в республике пока не удается побороть привычку ранних браков.
В свою очередь, глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов говорил в интервью "Ведомостям", что умыкание в республике сохранилось только в качестве "романтического приключения".
"Да, только сейчас это происходит по договоренности. Обычно невеста всегда в теме. А те времена, когда она шла с ведром воды, а какой-то джигит на лошади украл, - такого, конечно, нет", - сказал он.
Однако, по неофициальной информации, в республиках Северного Кавказа женихи по-прежнему продолжают похищать невест, порой вовсе не по их воле, но иногда и с их согласия.
Например, пойти на похищение иногда вынуждают некоторые местные обычаи: младшая сестра по кавказской традиции не может выйти замуж раньше, чем старшая, и родители не дадут благословение на брак. Поэтому младшую сестру "похищают".
Кроме того, некоторые невесты сами соглашаются на кражу, чтобы провести свадьбу бюджетно или же в более сжатые сроки. Также этот обычай спасает, если родители не благословляют брак.
"На Кавказе до сих пор, если родители не разрешают выходить замуж за того или иного молодого человека, девушка ослушаться не может. И тогда невеста договаривается со своим возлюбленным о похищении", - рассказал "Новым известиям" политолог Андрей Епифанцев.
В большинстве своем на Северном Кавказе похищение невесты – это символический акт, архаичный обычай или способ решить те или иные проблемы, а не реальное преступление, полагает эксперт. По его мнению, случаи, подобные недавнему происшествию в Ингушетии, больше похожи на вражду кланов либо криминальных группировок, чем на настойчивое желание молодого человека жениться.
Кстати, в Киргизии, где умыкание распространено гораздо шире, чем в России, в начале 2013 года ввели уголовное наказание за похищение для вступления в брак. Согласно документу, за совершение такого преступления предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до семи лет.
В республике, где по неофициальной статистке случаи кражи невест увеличиваются ежегодно (их число достигает 12 тыс. в год), неправительственные женские организации неоднократно проводили кампании с требованием к власти квалифицировать это как уголовное преступление.
При этом, официальная статистика в республике по таким случаям минимальна, так как пострадавшие не обращаются в правоохранительные органы за помощью.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"