Interfax-Russia.ru – В Дагестане совершены очередные покушения на сотрудников правоохранительных органов, двое милиционеров погибли.
Первое преступление было совершено в дагестанском городе Сергокала: неизвестные обстреляли автомобиль милиционера и ранили его. "В 23:15 мск 19 апреля неизвестные из автоматического оружия обстреляли автомашину "Нива" под управлением возвращавшегося со службы участкового уполномоченного милиции ОВД по району. Он из табельного пистолета Макарова открыл ответный огонь. Сотрудник милиции с ранением в ногу госпитализирован", - сообщил "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах. Нападавшие скрылись.
По данным источника, через 15 минут после обстрела в 50 метрах от места обстрела двое неизвестных проникли во двор домовладения безработного, угрожая автоматами, завладели принадлежащей ему автомашиной "Жигули" и на ней скрылись.
Надо заметить, что подобное нападение уже было совершено в Сергокале ночью 31 марта, когда бандиты обстреляли наряд дорожно-патрульной службы, в результате чего один из сотрудников милиции получил серьезное ранение.
Двумя часами позднее обстрела участкового уже в дагестанской столице в результате обстрела наряда ДПС погибли два сотрудника милиции.
"Около 2:00 мск наряд ДПС остановил на улице Акушинского "ВАЗ-2114". Находившиеся в машине люди открыли по милиционерам огонь. Один из сотрудников милиции погиб на месте, второй - скончался по дороге в больницу", - сообщил "Интерфаксу" представитель пресс-службы МВД Дагестана.
Согласно другим данным, инцидент произошел около 01:30 мск в Кировском районе Махачкалы в микрорайоне "Учхоз".
Срочно был введен план-перехват "Вулкан-5", который применяется при вооруженных ограблениях, убийствах и других тяжких преступлениях. Однако по горячим следам убийц задержать не удалось. Правда, вскоре на улице Нагорной был обнаружен автомобиль, который бросили убийцы.
"Его уже осмотрели кинологи с собаками, теперь осматривают следователи. Есть явные подтверждения, что это именно тот автомобиль, на котором передвигались преступники", - сообщил представитель пресс-службы МВД.
"Водитель патрульной машины, оставшийся в живых, стрелял по преступникам. Во многом благодаря его показаниям и была найдена эта машина", - сообщил представитель пресс-службы.
На месте происшествия работает оперативно-следственная группа.
В связи с этим нападением опять-таки вспоминается аналогичное резонансное преступление, совершенное 5 февраля этого года на том же самом проспекте Акушинского. Тогда в результате обстрела служебного автомобиля "Волга" погиб начальник УВД города Ахмед Магомедов, а также двое его охранников и милиционер-водитель. Нападавшие стреляли из автомата и ручного пулемета. Обстрел велся из двух автомобилей, которые нагнали машину Магомедова и "Ладу-Приору" охраны.
Кстати, тогда на окраине дагестанской столицы тоже были обнаружены автомобили, которые использовались во время покушения на главу УВД. ВАЗ-2114 и ВАЗ-2109 нашли на территории одного из дачных поселков. Машины оказались заминированы. Находка не помогла выйти на след преступников.
По фактам нападения неизвестных на сотрудников МВД возбуждено уголовное дело.
"В обоих случаях возбуждены дела по статье 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и статье 222 (незаконный оборот оружия) УК РФ", - сообщил "Интерфаксу" старший помощник руководителя СУ СКП по Дагестану по связям со СМИ Низами Раджабов.
К сожалению, противодействие подобного рода террористическим вылазкам и раскрытие таких нападений по горячим следам в органы МВД пока еще должным образом не отработали. Это вынужден был признать еще в марте прошлого года глава ведомства Рашид Нургалиев. Правоохранительным органам нужно переходить на новые методы поимки преступников, в том числе угонщиков, заявил глава МВД РФ на всероссийском совещании по вопросам совершенствования деятельности органов внутренних дел.
Планы "Перехват" (вводится в случаях угона автотранспорта) и "Вулкан-5" изжили себя и в современных условиях не работают, сказал тогда министр.
"Старые шаблоны нам надо изживать - надо знать оперативную обстановку и влиять на оперативную обстановку, принимать инициативные решения", - отметил Нургалиев.
К этим рекомендациям особо следует прислушаться правоохранительным структурам Дагестана. Похоже, именно эту северокавказскую республику экстремисты выбрали как объект своего особого внимания.
Покушения на сотрудников правоохранительных органов происходят в Дагестане чуть ли не каждый день. Вот лишь некоторые недавние ЧП.
15 апреля в Каспийске (город-спутник Махачкалы) под днищем автобуса пограничного отряда сработало взрывное устройство. Тогда же в столице Дагестана неизвестные обстреляли наряд ДПС, один милиционер был ранен. При осмотре брошенного преступниками автомобиля оказалось, что машина заминирована.
9 апреля под обстрел попал автомобиль старшего помощника прокурора Хасавюртовского района.
1 апреля в Хасавюртовском районе Дагестана неизвестные из автоматов обстреляли автомобиль, за рулем которого находился начальник поселкового отдела милиции. К счастью, милиционер не пострадал.
25 марта в Каспийске неизвестные совершили покушение на инспектора по делам несовершеннолетних городского ОВД. Когда капитан милиции шел по улице Ленина домой, из автомашины "Лада Приора" выскочили двое преступников и открыли по милиционеру стрельбу. Капитан был ранен и госпитализирован.
26 марта вечером в селении Аксай Хасавюртовского района в результате обстрела пострадали пять человек, в том числе имам местной мечети. Огонь велся из автомобиля "Лада Приора" темного цвета. Все пятеро пострадавших с огнестрельными ранениями различной степени тяжести были доставлены в Центральную городскую больницу Хасавюрта. И этот перечень можно продолжать.
Параллельно с террористическими вылазками экстремисты ведут активную психологическую борьбу. Так, на сайте исламских боевиков "Кавказ-центр" размещено "заявление дагестанских моджахедов, обращенное марионеточной милиции Дагестана". В нем все нападения на сотрудников правоохранительных органов боевики берут на себя и призывают сотрудников милиции из числа местного населения "оставить работу на русских оккупантов".
В заявлении правоохранители названы восставшими против Аллаха и Его религии, продавшими "за деньги честь, совесть, религию, забыв о гневе Аллаха и Его наказании".
На этом фоне достаточно неожиданно прозвучали призывы ряда общественных деятелей Дагестана отменить закон о запрете ваххабитской деятельности в республике. Недавно с такой просьбой обратился к новому дагестанскому президенту Магомедсаламу Магомедову публицист, председатель независимого профсоюза водителей и предпринимателей Дагестана Исалмагомед Набиев, который назвал принятие в сентябре 1999 года закона "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности" ошибкой прежней власти.
Набиев считает, что одной из главных проблем Дагестана является внутриконфессиональный конфликт: народ Дагестана стал заложником гражданской войны между представителями двух различных течений в исламе и призывает принять экстренные меры, направленные на примирение сторон, враждующих на религиозной основе. Публицист считает, что силовые структуры республики на основании закона о противодействии ваххабизму зачисляли во враги народа всех инакомыслящих мусульман, а сам закон содержит агрессивные и дискриминационные положения, которые противоречат действующему федеральному законодательству.
Набиева поддерживают и другие деятели, в частности, председатель комитета по законодательству, законности и государственного строительства парламента Дагестана Сейфуллах Исаев, который не исключает, что комитет скоро выйдет с предложением об отмене этого документа.
Такого же мнения придерживается и депутат Госдумы России от Дагестана Хизри Шихсаидов.
Противником закона о запрете ваххабитской и экстремистской деятельности оказался и нынешний постоянный представитель Дагестана при президенте России Гаджи Махачев, который заявил, что изначально был противником принятия этого акта.
В то же самое время муфтий республики Ахмад-хаджи Абдуллаев 15 апреля опубликовал обращение к народам Дагестана и России, в котором дал резкую отповедь подобным взглядам.
"Находятся те, кто не до конца осознает суть поднятого вопроса. На фоне случившегося в Москве и Кизляре странно выглядят требования некоторых чиновников и правозащитников отменить закон о ваххабизме", - заявил священнослужитель.
"Мы призываем всех проявлять бдительность, осторожность, не попадать под влияние экстремистов. Нам давно уже пора понять, куда нас может привести чуждая идеология", - предостерегает Ахмад-хаджи Абдуллаев. По его словам, духовенство Дагестана уже почти два десятка лет выступает с разъяснением чуждой идеологии и необходимости придерживаться истинной религии.
Позицию муфтия поддерживают и другие представители духовенства, а также приверженцы традиционного ислама. Они отмечают, что довольно странно говорить о "свободе идеологии" там, где сторонники радикальных ветвей ислама, к которым принадлежат ваххабиты (или, как их именуют иначе, сулафиты) в основу своей доктрины ставят физическое истребление религиозных противников, причисляя к таковым не только христиан, иудеев, иноверцев, атеистов и коммунистов, но и мусульман, которые хотя бы на грамм отклоняются от зачастую надуманных установок и запретов ваххабизма.
Многие традиционные мусульмане напоминают, что на протяжении всей многовековой истории ислама эта религия, по большому счету, воспринимала иудеев и мусульман не как идейных врагов, а как "людей завета", то есть близких по духу, но "заблудших". Мусульманину, например, разрешено брать в жену иудейку или христианку. Между тем ваххабиты призывают убивать "неверных", ссылаясь на такие цитаты из Корана, как "Воюйте с многобожниками вашим имуществом душой и словом", искусственно причисляя христиан и иудеев к "многобожникам" и забывая, что ислам фактически вырос из христианства и иудаизма, чтит тех же святых и пророков.
Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов заявил, что не отказывается от диалога с людьми, которые по каким-то причинам встали на путь борьбы с существующей властью. Однако это не касается тех, кто с оружием в руках посягает на конституционный строй и ни во что не ставит человеческую жизнь. С ними разговор один – только с помощью оружия. Другого пути нет и быть не может.
Обозреватель Александр Сидоров