Точка зрения 18 марта 2009 г. 18:38

Стареющие "Альбатросы"

Interfax-Russia.ru - В Краснодарском крае разбился учебно-тренировочный реактивный самолет L-39.

Самолет вылетел вечером 17 марта с военного аэродрома станицы Кущевской для проведения планового ночного полета. За штурвалом находился молодой 23-летний летчик-инструктор лейтенант Александр Зайцев - выпускник Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков Минобороны России. Тренировочная машина L-39 как раз и приписана к учебному авиационному полку этого училища. В 20:55 самолет исчез с радаров, связь с пилотом прервалась. На поиски срочно были направлены спасательный вертолет из Ростова-на-Дону, а также специальный самолет. Обнаружить остатки машины удалось лишь после полуночи. Судя по всему, самолет загорелся и упал на поле в 30 км северо-восточнее аэродрома, с которого взлетел, недалеко от села Алексеевское. Как рассказали очевидцы, корпус самолета ушел в землю на четыре метра.

Вертолетчики, первыми прибывшие на место происшествия, тела летчика рядом с обломками не обнаружили. Это давало надежду на то, что Зайцев успел катапультироваться. На его поиски направили почти весь личный состав училища. К сожалению, надежды не оправдались: утром было найдено тело летчика, сообщил "Интерфаксу-АВН" помощник главкома ВВС РФ, начальник службы информации и общественных связей ВВС РФ подполковник Владимир Дрик. Он добавил также, что для расследования причин катастрофы создана комиссия службы безопасности полетов авиации ВС РФ. В Главной военной прокуратуре (ГВП) "Интерфаксу" также сообщили, что на место происшествия для проверки выехал военный прокурор Краснодарского гарнизона. Краснодарский военный следственный отдел Следственного комитета при прокуратуре РФ по Краснодарскому гарнизону ведет собственное расследование обстоятельств происшествия.

"Начата проверка соблюдения командованием правил проведения полетов и подготовки к ним", - отметил представитель ГВП.

Существует несколько версий ЧП, в числе основных техническая неисправность машины либо ошибка пилота - потеря ориентации в условиях ночного полета. Но чтобы вынести окончательное решение, необходимо тщательное исследование обломков самолета и анализ данных "черного" ящика.

Пока же в связи с авиакатастрофой главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ генерал-полковник Александр Зелин приостановил полеты учебно-тренировочных самолетов L-39.

В связи с этим особо хотелось бы обратить внимание на упомянутые реактивные учебные машины. Самолетам L-39 "Альбатрос", к сожалению, в России в последнее время катастрофически не везет (зловещий каламбур…), особенно на юге страны. Вот небольшая хронология ЧП с участием этих самолетов:

Апрель 2001 года, учебный L-39 терпит крушение рядом с хутором Новый Мир Новопокровского района Краснодарского края. Поскольку самолет упал в отдалении от жилых домов, обошлось без жертв и разрушений. Пилоту Владимиру Радченко удалось катапультироваться.

11 июля 2001 года. Катастрофа военного самолета L-39 в Тамбовской области: погибли два военных летчика - полковник Владимир Руденко и майор Геннадий Мелованов, предположительно из-за неисправности двигателя.

14 июня 2002 года. Авария "Альбатроса" вблизи города Тихорецка (Краснодарский край): оба пилота катапультировались, при ударе о землю самолет загорелся. L-39 принадлежал уже известному нам Краснодарскому высшему военному авиационному училищу.

15 июля 2003 года. Очередная катастрофа L-39 недалеко от аэродрома "Кущевский" (Краснодарский край). Самолет, управляемый майором Андреем Пилипчуком и капитаном Романом Откопниковым, недотянул всего километр до взлетно-посадочной полосы, потерял управление и резко пошел вниз. Пилоты катапультировались, но из-за малой высоты парашюты не успели раскрыться. Оба летчика погибли. Самолет все того же Краснодарского училища.

21 сентября 2005 года. В районе аэродрома Ханское под Майкопом (Адыгея) разбился очередной "Альбатрос". Летчик и курсант катапультировались и остались живы.

14 сентября 2006 года. В ходе плановых полетов, которые проводило Высшее военное авиационное училище на аэродроме Армавира, L-39 снова падает. Пилоты успешно катапультируются в районе поселка Новокубанск.

9 августа 2007 года. Под Майкопом во время учебных полетов "Альбатрос" терпит аварию. Двое членов экипажа - полковник Жуков и курсант третьего курса Прокофьев - успешно катапультировались. Самолет, как и в предыдущих случаях, принадлежал Краснодарскому училищу летчиков. Причина аварии - отказ двигателя.

И, наконец, 2008 год. У многих еще на памяти две подряд аварии "Альбатросов" - 28 января и 1 февраля прошлого года. Первая произошла в небе под Волгоградом в районе аэродрома "Котельниково". Летчик-инструктор 23-летний старший лейтенант Сергей Горшков от полученных травм скончался в больнице города Котельниково, а катапультировавшийся курсант Сергей Дедков получил тяжелые травмы. Официально причиной катастрофы была признана неудовлетворительная организация учебно-тренировочных полетов, однако некоторые эксперты поставили этот вывод под сомнение, считая главной причиной отказ техники.

А уже через несколько дней другой "Альбатрос" в ходе учебного воздушного боя потерпел аварию на аэродроме Армавир в Краснодарском крае. Как и машина, разбившаяся 17 марта нынешнего года, он принадлежал Краснодарскому высшему военному авиационному училищу летчиков. При выполнении полетного задания произошла остановка двигателя самолета. Летчик предпринял две попытки запуска двигателя в воздухе, но безуспешно. По команде руководителя полета пилот отвел самолет в безопасный район и на установленной высоте произвел катапультирование.

ВВС России тогда тоже приостановили полеты "летающих парт" L-39 (так в авиации называют учебно-тренировочные самолеты).

Не правда ли, впечатляющий мартиролог? Неподготовленный читатель легко может сделать вывод: да ведь эти самые "Альбатросы" - просто летающие гробы! Почему до сих пор не запретили их эксплуатацию?!

Да потому не запретили, что на самом деле чешские учебные реактивные самолеты "Альбатрос", по отзывам специалистов, - машины хорошие, с отличными характеристиками. Еще в 1956 году сессия Совета экономической взаимопомощи (действовал такой в рамках стран социалистического содружества) определила главное направление развития чехословацкой авиационной промышленности - создание учебных и легких транспортных самолетов. И чехи не подвели: учебно-тренировочный реактивный самолет L-39 "Дельфин" отлично зарекомендовал себя, а затем на его основе главный конструктор Научно-исследовательского авиационного института в Летнянах Ян Влчек создал со своим коллективом L-39 Albatros. Эта элегантная машина стала одним из самых массовых реактивных УТС (учебно-тренировочных самолетов), занимая по выпуску почетное четвертое место в мире после американского Т-33, советского МиГ-15УТИ и своего соотечественника L-39 Delfin. Сейчас, впрочем, Чехия производит также новую модель L-159В.

Высоко оценивают летные качества чешской машины и американцы, и англичане, и немцы. Бывший военный летчик Сергей Дутов назвал L-39 одной из лучших учебных машин.

"L-39 Albatros востребован в вооруженных силах стран так называемого "ближнего Зарубежья", - сообщил Interfax-Russia.ru эксперт, военный журналист Владимир Кобякин. - Например, белорусское военное руководство в свое время отдало предпочтение в качестве учебных именно этим машинам, а не МиГам и "сушкам". Сравните: L-39 потребляет горючего в десять раз меньше, чем Су-27. То есть на "Альбатросе" курсанты могут налетать часов вдесятеро больше, чем на "сушке"!".

По словам эксперта, L-39 также стал единым самолетом трех ВВС Прибалтики. И вообще, "Альбатрос" успешно принимал участие в локальных конфликтах в Афганистане, Эфиопии, Абхазии и Карабахе и ныне эксплуатируется почти в полусотне стран.

Так в чем же тогда проблема? Почему "Альбатросы" падают?

Беда, как считают военные летчики, в том, что чешские самолеты в России давно уже выработали свой ресурс. Они устарели не столько морально, сколько физически. Средний возраст "Альбатросов" приближается к 30 годам, и их техническое состояние вызывает опасения. Еще два года назад начальник службы безопасности полетов ВВС России генерал-майор Олег Коляда отмечал, что с учебно-тренировочными самолетами этого типа есть проблемы. Отработав положенный срок, они требуют продления ресурса планера и двигателей. "Это представляет определенный риск, - заявил Коляда. - Тем более что часть двигателей ремонтировалась на заводе в Грузии, часть - на Украине". Нужны еще комментарии?

Летчики постоянно повторяют: нам необходим свой учебный самолет российского производства! Хватит летать на полумертвых, раздолбаны "учебных партах"! Или закупайте новые "эльки", или изобретайте отечественные аналоги.

И такие машины существуют. Уже прошел испытания Як-130 - надежды российской военной авиации. Создавать его начали еще в 80-е годы в качестве учебно-боевого самолета, способного имитировать полет всех типов современных и перспективных истребителей. Во время перестройки проект фактически умер, затем договорились с итальянской фирмой "Аэромакки" о совместной доводке и производстве этого самолета. Машина прямо в воздухе может быть перепрограммирована для выполнения учебно-тренировочного полета в различных погодных или пилотажных условиях. Як-130 способен безопасно летать на углах атаки до 40 градусов с изменением скорости от 200 до 800 километров в час. Подобные режимы сегодня недоступны ни одному другому учебно-тренировочному самолету. Кстати, при необходимости эту учебную машину можно легко переоборудовать в легкий истребитель.

Як-130 - первый полностью оригинальный (а не модернизированный вариант существовавшей модели) самолет, построенный в России после распада СССР. Но, увы, даже по самым радужным ожиданиям, в 2009 году планировался выпуск лишь 100 таких машин. Да и то - не изменятся ли эти более чем скромные планы в условиях нынешнего кризиса?

Пока же, к сожалению, российские "летающие парты" неотвратимо превращаются в "летающие табуретки"…

Обозреватель Александр Сидоров

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще