Interfax-Russia.ru – Двухдневный саммит Россия – Евросоюз состоялся в Ростове-на-Дону. Обошлось без сенсаций. Впрочем, эксперты их и не ждали.
Беседы, полные кефали
Нынешний саммит Россия-ЕС стал уже 25-м по счету, то есть фактически юбилейным. Эти встречи традиционно проходят дважды в год – на территории РФ и в той стране, которая на момент саммита председательствует в Евросоюзе. В этот раз российскую делегацию возглавил президент России Дмитрий Медведев, делегацию ЕС – председатель Европейского совета Херман ван Ромпей и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу.
Многие аналитики уже с самого начала предрекали, что никаких прорывов и серьезных соглашений от ростовского саммита ждать не приходится. Даже несмотря на то, что проблем, требующих кардинального решения, накопилось немало. Это и проблемы глобальной безопасности, и введение безвизового режима между ЕС и Россией, и судьба энергетических проектов, и ряд других.
Вместе с тем, замечают политологи, обычно на подобных саммитах подводят итоги предварительных обсуждений и переговоров. Об успешности таких встреч на высшем уровне обычно свидетельствует количество и качество подписанных документов.
Между тем, по ряду важнейших вопросов Россия и Европа до сих пор не могут прийти к общему мнению. Так, дискуссии об отмене виз между ЕС и Россией продолжаются уже не первый год, но ни прорыва, ни даже существенных подвижек в этом вопросе, увы, не наблюдается.
Множество "стоп-сигналов" то и дело возникает в осуществлении других совместных проектов – например, в деле формирования новой архитектуры евроатлантической безопасности. Поэтому пока сторонам приходится обходиться обтекаемыми формулировками. Например, такими, как в сообщении пресс-службы президента России, которое предшествовало саммиту: "Несмотря на существование разных, подчас несовпадающих точек зрения по этому вопросу, отмечается растущее понимание партнерами необходимости реального закрепления на практике неделимости безопасности в общем европейском доме, в целях обеспечения совместного эффективного реагирования на глобальные угрозы и вызовы".
На это председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу ответил не менее деликатно, выразив надежду, что ростовский саммит даст "существенный импульс отношениям России и ЕС и что отношения между Россией и Евросоюзом "будут развиваться лучше и быстрее".
В общем-то, двухдневным ростовский саммит можно назвать весьма условно. Если, конечно, не считать его началом неформальный ужин в одном из ресторанов на берегу Дона в понедельник вечером. Медведев, ван Ромпей и Баррозу сначала сфотографировались на причале ресторана.
Затем участники встречи принялись за трапезу и обсуждение проблем. Российский президент и его гости откушали блюда донской кухни – студень из раков, салат из донской сельди с зеленью и сыром, а также уху из щуки, трески и кефали. Под кефаль вспомнили об Иране, Ближнем Востоке и вообще об экономике. По словам пресс-секретаря главы российского государства Натальи Тимаковой, в ходе неформальной встречи "ее участники обсудили вопросы, связанные с развитием экономики России, отдельных стран Европы и Евросоюза в целом", обсуждались также ключевые вопросы международной политики, в частности, иранская ядерная программа, а также ближневосточное урегулирование.
Разговор о визах, видимо, под студень не пошел, и эту проблему, как и прочие, решили отложить на вторник.
Трудности перевода
Утром 1 июня Дмитрий Медведев обратился с речью к гостям саммита со сцены ростовского музыкального театра. Глава государства, в частности, сказал: "Со времени подписания соответствующего соглашения о партнерстве мы прошли весьма значительный путь. Отношения партнерства и сотрудничества стали, по сути, нашей повседневной практикой. Мы вчера в неформальном ключе обсуждали и то, что удалось сделать, и чего не удалось сделать, обсуждали актуальные вопросы текущей политики. В Стокгольме не так давно, когда мы встречались, обсудили одну неплохую тему, обсудили идею партнерства для модернизации, договорились, что она станет одной из тем нашего сотрудничества на ближайшие годы. Сегодня мы, по сути, провозгласим начало работы по этой инициативе. Я надеюсь, что это даст существенный импульс нашим добрым стратегическим отношениям".
Действительно, на прошлогоднем ноябрьском саммите Медведев и Баррозу обозначили контуры совместной двусторонней программы "Партнерство для модернизации", целью которой, по задумке, была модернизация российской экономики и расширение сотрудничества Евросоюза с Россией. Минэкономразвития РФ, учитывая список пожеланий ЕС (в том числе борьбу с коррупцией, верховенство закона, переход на европейские стандарты и технические регламенты), подготовило перечень мер по претворению программы в жизнь. Сюда вошли и борьба с коррупцией, медицина, навигационные технологии, повышение энергоэффективности…
Однако незадолго до саммита в Ростове оказалось, что программа "Партнерство для модернизации" (кстати, по ходу дела переименованная европейцами из программы в "меморандум о направлениях"), на Дону подписана не будет, поскольку не успела получить одобрение всех 27 членов ЕС.
Но дело не только в этом. Судя по отзывам западных экспертов и СМИ, под "партнерством для модернизации", оказывается, "русские" и Европа понимают совсем разные вещи. Так, согласно немецкой газете "Die Presse", Евросоюз понимает под "модернизационным партнерством" помощь России в преодолении правового нигилизма. Между тем, российская интерпретация подобного партнерства опирается на идеи технологического обмена, совместных инновационных проектов и сотрудничества в области науки.
"В этом-то и состоит главное противоречие всех сторон переговорного процесса между Россией и Европой, - заявил в беседе с Interfax-Russia.ru историк, политолог Александр Нетесов. – Главное, в чем отказывают России, - право на собственную концепцию развития, на собственную цивилизационную концепцию, если говорить прямо. Вы должны быть точно такими же, как мы, говорят европейцы. У вас должны быть абсолютно такие же законы, представления о жизни, культура, гражданское общество и т.д. Тогда мы будем с вами разговаривать. Если же вы считаете, что имеете право на какой-то "другой" взгляд, отличный от нашего, мы будем бороться с вами любыми способами, пока не "заточим" вас на европейский манер".
Добиться прогресса в переговорном процессе, по мнению Нетесова, возможно будет лишь тогда, когда Евросоюз поймет, что строить отношения с Россией следует, признавая ее право на уникальное видение мира и развития государственной системы. Важно, с другой стороны, учитывать и то, что в смысле принятия решений ЕС остается одним из самых неповоротливых образований. Оно и понятно – согласовать позицию 27 государств по вопросам, особенно касающимся отношений с Россией, в относительно короткие сроки не так-то просто.
За Россией дело не станет
Вероятно, поэтому так, по сути, и остался неразрешенным вопрос об отмене виз между Российской Федерацией и Евросоюзом. Европейцы почему-то считают такую отмену большим подарком именно для России, не желая видеть явных выгод для себя – новых рынков сбыта, кооперации, доходов от туризма и т.д. Однако попытки играть на проблеме, а не решать ее конструктивно, российское руководство не приемлет. Об этом недвусмысленно заявил на ростовском саммите и президент России. "Нам нужно двигаться к основной цели – а именно к отмене визового режима. Но сейчас главное – не политизировать этот вопрос и не заниматься, может быть, прожектерством", - заявил Медведев на пресс-конференции по итогам саммита.
Он сообщил также, что Россия передала Евросоюзу свой вариант проекта соглашения об отмене визового режима. "Мы должны смотреть правде в глаза, смотреть на состояние готовности всего Евросоюза к этой проблеме", - подчеркнул президент РФ.
Ранее российская сторона выражала надежду на то, что в ходе нынешнего саммита удастся выйти на определение конкретных сроков движения к безвизовому режиму. Медведев отметил, что "наша страна к решению этой задачи готова". "За нами, что называется, дело не станет. Нам, конечно, проще: мы одна страна, Евросоюз – это 27 стран", - подчеркнул президент РФ.
Глава государства также заявил, что российские власти намерены продолжить работу по облегчению условий пребывания в РФ иностранных граждан, в том числе и граждан ЕС.
По словам Медведева, в ходе саммита обсуждался вопрос об облегчении деловых и туристических поездок граждан РФ и стран ЕС. "Мы совершенствуем законодательство. Не так давно для того, чтобы приезжающие к нам иностранные граждане, в том числе из Евросоюза, могли проще получать соответствующие разрешения на работу в нашей стране, я подписал закон об изменениях в законодательство о статусе иностранных граждан. Эта работа будет продолжена", - сообщил президент РФ.
Заодно Медведев высказался и по поводу вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Глава РФ подчеркнул, что членство России в ВТО – это не "морковка", которую нашей стране все время предлагают в качестве приза за хорошее поведение. Он разделил мнение председателя Еврокомиссии Баррозу: Россия нуждается в ВТО, но и ВТО нуждается в России. Проблемы от того, что наша страна не входит в ВТО, возникают не только у нее, но и у ее зарубежных партнеров. Пора это, наконец, понять.
Под занавес ростовского саммита европейцы немного похвалили Россию за продвижение в области прав человека и немного поругали за проблемы на Северном Кавказе, а Россия, в свою очередь, выразила надежду, что газопровод "Южный поток" получит статус трансъевропейской энергетической сети.
Обозреватель Александр Сидоров