Ужасы страны морлоков

Interfax-Russia.ru - Чтобы выбить из собственников шахты долги по зарплате, донские шахтеры вынуждены были взывать из бездны.

Россия уже основательно подзабыла, как громко умеют стучать шахтеры о рельсы своими касками. На днях пришлось вспомнить эти не слишком музыкальные звуки. В роли первой скрипки - то есть первой каски - выступила шахта имени Михаила Чиха, расположенная на хуторе Ягодинка Октябрьского района Ростовской области. Именно здесь 31 марта десять горняков решились на громкую акцию протеста. Бригада шахтеров, отработав полностью первую смену, приняла решение не подниматься наверх и в два часа дня по внутренней связи выдвинула ультиматум: "Будем оставаться в штреке, пока коллективу полностью не выплатят зарплату!".

Перед этим в десять часов утра у горняков состоялся разговор с руководством шахты, которое так и не смогло ясно ответить, когда же рабочие получат положенные им деньги. Те самые, которых горняки не видели уже в течение трех месяцев. Всего долгов перед рабочими у собственника предприятия - питерской финансово-промышленной компании "РусИнкор" - накопилось почти 16 млн рублей.

Руководству сразу стало ясно, что люди не шутят. Не те здесь люди, чтобы шутить. Да и ситуация не та. Последнюю зарплату народ получил на руки за декабрь. А жить как-то надо…"Очень трудно приходится, в долги влезаем, - жалуется горняк с восьмилетним стажем Виктор Власенко. - Вся шахта так живет. То у матери занимаю, то у тещи, перебиваемся кое-как"…

При этом деньги шахтеры получают за свой труд, мягко говоря, небольшие. В среднем - 8 тысяч рублей ежемесячно. Если бы покойный Михаил Павлович Чих, в честь которого названа шахта, узнал, как обращаются с его сотоварищами, он нашел бы такие весьма "теплые" слова для руководства предприятия и для более высоких чиновников... Простой и откровенный был человек - даром что дважды Герой Соцтруда, кавалер трех Орденов Ленина, удостоенный бюста при жизни… "Я думаю, это - крик отчаяния, - прокомментировал акцию 8 рабочих горноочистного забоя и 2 электрослесарей зампредседателя Ростовской территориальной организации Росуглепрофа Юрий Каунов. - А почему решились на протест именно 31 марта, тоже достаточно понятно. Этот шаг спровоцирован тем, что шахта еще 12 февраля подала в арбитраж на банкротство, и заседание арбитражного суда назначено как раз на вторник. Люди боятся, что после признания шахты банкротом они вообще не получат этих денег. А им нужно питаться, кормить и обувать детей".

В штрек № 208 спустился лично гендиректор предприятия Олег Калюжин, чтобы на глубине около полукилометра провести переговоры с бастующими горняками. Непростая беседа продолжалась около двух часов и окончилась ничем. "Я сказал ребятам, что с каждым из них могу рассчитаться наличными, - рассказал позже директор. - Нужно только подняться наверх, деньги у меня в кабинете. Но они ответили, что будут добиваться, чтобы расплатились со всеми рабочими. Таких денег у нас нет".

Калюжин связался с питерскими хозяевами, но те заявили, чтобы он разбирался с рабочими сам, и отключили все телефоны. Не удалось дозвониться до "РусИнкора" и министру промышленности Ростовской области Сергею Михалеву. Донские власти подобного отношения терпеть не стали. Неизвестно, как они связались с бизнесменами северной столицы и на каких тонах проходила беседа, но в 19.30 на хуторе Ягодинка как штык появился вице-президент компании Вадим Пляскин. Он предложил "бунтовщикам" обсудить положение и провести переговоры. Бригада отправила на-гора двоих своих представителей. Долгая и нелицеприятная беседа, однако, ровным счетом ничего не изменила. Собственник отказался немедленно погашать накопившиеся перед горняками долги и выдвинул свое предложение: шахтеры возвращаются к работе, а руководство "РусИнкора" обещало произвести первые выплаты задержанной зарплаты в конце апреля - начале мая.

Как отмечает ряд наблюдателей, поражает редкостный цинизм такого предложения: ведь невыплата зарплаты является преступлением, и каждый шахтер имеет право уже после двухнедельной задержки обращаться в правоохранительные органы и требовать денег через суд. "Вот если бы за подобные заявления предпринимателей сажали, проблем бы не возникало, - сказал обозревателю Interfax-Russia.ru один из горняков. - Не может руководство компании расплатиться - пустите с молотка личное имущество руководителей и бросьте их в долговую яму. Но у нас же, блин, кругом гуманисты… Только эта гуманность на рабочего человека не распространяется!"

Впрочем, действия руководства компании и шахты не остались незамеченными. Уже 31 марта прокуратура Октябрьского района направила в Шахтинский межрайонный следственный отдел СКП РФ по Ростовской области материал для проверки действий директора шахты, ответственность за которые предусмотрена статьей 145.1 УК РФ (невыплата заработной платы). Санкция по части первой этой статьи может достигать двух лет лишения свободы. Если то же деяние повлекло тяжкие последствия, виновный может угодить за "колючку" на срок до семи лет. В отношении директора также возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 5.27 КоАП (нарушение законодательства о труде и об охране труда). Также прокурор направил в мировой суд исковые заявления о выдаче судебных приказов для погашения задолженности по зарплате горняков.

В течение всего дня 1 апреля на предприятии шло обсуждение ситуации с участием представителей администрации области, профсоюзного актива, прокуратуры, руководства шахты и представителей собственников. И к вечеру компромиссного решения все же достичь удалось. Как сообщил агентству Interfax-Russia.ru профорг шахты Геннадий Копаев, этому способствовало личное вмешательство в конфликт губернатора Ростовской области Владимира Чуба. Восемь горняков, остававшихся под землей, поднялись на поверхность после того, как всем членам мятежной бригады было обещано выплатить задолженность по зарплате за январь и февраль - 227 тысяч рублей. Одновременно, как сообщил Игорь Зюзин, заместитель главы Октябрьского района, на территории которого находится шахта им. Чиха, рабочих заверили: остальные шахтеры к пятнице получат часть задолженности за январь, а до 15 апреля будет погашен весь долг за декабрь-январь (на это собственник выделяет 2 млн рублей). "Когда будет запущена лава, при условии добычи угля не менее 5 тысяч тонн горнякам полностью выплатят все долги до 1 мая", - сообщил замглавы районной администрации.

Некоторые угольщики, однако, опасаются, что это - всего лишь хитрый маневр собственника: в случае если арбитражный суд объявит о банкротстве шахты, "РусИнкор" все равно может отказаться от своих обязательств. Впрочем, в условиях, когда за дело о невыплатах взялась прокуратура, такой поворот вряд ли представляется возможным. Пока же судьбоносное заседание арбитражного суда перенесено.

Тревожное положение на шахте им. Чиха является опасным симптомом, свидетельствующим о серьезной болезни всего российского Донбасса. Ведь именно с предприятием в Ягодинке связывали надежды на возрождение отрасли, почти уничтоженной в конце 90-х годов прошлого века. Когда в сентябре 2005 года группа компаний "РусИнкор" приобрела у Западно-Уральского машиностроительного концерна комплекс шахты имени Чиха и обогатительной фабрики "Октябрьская-Южная", Ростовская область воспрянула духом. На восстановление шахты ушло чуть более двух месяцев. Уже 21 декабря ее ввели в эксплуатацию, она стала давать в сутки по 700 тонн угля, инвесторы планировали закупать новое, современное оборудование. Руководство области называло возвращение предприятия к жизни значительным шагом к решению проблемы депрессивных территорий Дона. Количество рабочих мест планировалось увеличить до 1300 человек. Что касается потенциала шахты, запасы угля здесь составляют от 50 до 70 миллионов тонн чистого антрацита, их хватит на 50 лет выработки. Предприятие считается одним из самых перспективных в районе.

Нельзя сказать, чтобы "РусИнкор" ничего не делал для выхода из критической ситуации. В декабре прошлого года на совещании с вице-губернатором Сергеем Назаровым президент компании Юрий Комолов заявил, что для финансирования производственно-хозяйственной деятельности шахты в течение двух месяцев будет выделено 32 млн рублей за счет заемных средств одного из европейских банков. Не получилось. Пытались продать предприятие украинской "Донбасской топливно-энергетической компании". Тоже не срослось.

Сегодня положение близко к катастрофическому. Причины называются разные. Как считает ряд областных специалистов горнодобывающей промышленности, собственники шахты неграмотно выстроили технологический процесс добычи угля, а потом заявили о "нерентабельности" предприятия. Во многом виноват также разразившийся кризис. В январе этого года, по данным регионального Минпромэнерго, угледобывающие компании, работающие на территории Ростовской области, добыли в январе на 33,8% меньше угля, чем в 2008 году. В феврале четыре из одиннадцати шахт в Ростовской области приостановили свою работу из-за падения спроса на уголь. Одна из крупнейших шахт области - "Обуховская", где трудятся почти две тысячи человек, - перешла на сокращенный режим работы: день работы, день отдыха. В таком же режиме работают шахты "Дальняя" и "Ростовская". Генеральный директор ЗАО "Русский уголь" Владимир Игнатко и вовсе дошел до того, что заявил по поводу шахты "Западная": "Если появится инвестор, который захочет сегодня хотя бы за доллар купить, я её продам за один доллар".

Вот такие времена. Впрочем, многие эксперты винят в бедах горняков и федеральную исполнительную власть. А конкретно Минфин России, который готовит повышение налога на добычу угля примерно в полтора-два раза по сравнению с нынешним уровнем, а также фактически саботирует важные и своевременные решения федеральной власти, направленные на поддержку горнодобывающей отрасли: так и нет послаблений по кредитным ставкам, не позволено применять коэффициент ускоренной амортизации, нет ослабления налогового бремени.

Кстати, горняки вместе с предпринимателями решили обратиться напрямую к президенту РФ Дмитрию Медведеву. Информация об этом, кстати, появилась в тот же день, когда бригада на шахте Чиха решила не подниматься на поверхность. Шахтеры предупреждают руководителя страны: если он не "приструнит" распоясавшихся финансистов, без работы в перспективе может остаться миллион горняков.

В такой ситуации невольно вспоминаешь классиков литературы. Когда-то великий фантаст Герберт Уэллс написал потрясающий роман "Машина времени", герой которого оказался в далеком будущем. Увы, оно не очень завидно: люди там разделились на две расы - элоев и морлоков. Одичавшие морлоки живут под землей, утонченные элои - на поверхности. Ночами морлоки охотятся на элоев, затаскивают в свои подземные обиталища и пожирают. Не хочется думать, что Россия на пути к такому будущему опередит всю планету.

Обозреватель Александр Сидоров