В ожидании перевозчика

Interfax-Russia.ru – Авиакомпания, которую создают для внутренних перевозок на юге РФ, станет базовой в строящемся аэропорту Ростова-на-Дону. Первые полеты запланированы на лето 2017 года.

В ожидании перевозчика
© РИА Новости. Сергей Пивоваров

Международный аэропорт "Платов", который строится в Ростове-на-Дону взамен существующего, к 2017 году получит базового авиаперевозчика. Им, вероятнее всего, станет авиакомпания "Азимут" – новый перевозчик, который создается для внутренних перевозок на юге России. Об этом журналистам сообщил во время визита в город министр транспорта РФ Максим Соколов.

"Мы начали переговоры с инвесторами компании "Азимут", которая планирует базовое размещение в новом аэропорту "Платов", эта работа продолжается, время еще есть. Мы будем работать с этой компанией и с другими", - сказал министр.

Новую авиакомпанию для перевозок на юге РФ под названием "Азимут" намерен создать совладелец аэропорта "Внуково" Виталий Ванцев. Предположительно, она начнет полеты с лета 2017 года, и в ее парке будет 10 российских самолетов Sukhoi Supejet 100.

По данным базы СПАРК-Интерфакс, АО "Авиакомпания "Азимут" зарегистрировано в 2014 году в Краснодаре, по 50% в нем владеют ООО "Инвесттехсервис" Виталия Ванцева и ООО "АТ" бывшего первого заместителя гендиректора авиакомпании "Якутия" Павла Удода и Павла Екжанова.

Совладелец "Внуково" сообщил, что они с партнером два года изучали рынок юга и сочли проект перспективным. "Проект возник еще в 2014 году: "Якутия" несколько лет совершала региональные рейсы по югу страны, но закрыла свой филиал в Краснодаре. Ниша освободилась, Павел предложил мне ее занять. Мы два года изучали рынок и сочли проект перспективным", - сообщал в октябре Ванцев "Ведомостям".

Компания планирует начать полеты с лета 2017 года. В парке будет 10 российских Sukhoi Supejet 100: сначала четыре, в 2018 и 2019 году добавятся еще по три.

Базироваться "Азимут" планирует не только в аэропорту Ростова-на-Дону, но и в Краснодаре. У компании, по словам инвестора, будет около 20 маршрутов. Первые три года, по его предположению, перевозки будут убыточными. После выхода на полную мощность "Азимут" станет перевозить 2-3 млн человек ежегодно, отметил Ванцев.

Вместе с тем бизнесмен рассчитывает на господдержку: льготные ставки лизинга от "Государственной транспортной лизинговой компании" и субсидирование перевозок из федерального и региональных бюджетов.

"За четыре года рассчитываем на 2,1 млрд руб. субсидий, из них 650 млн руб. - региональных", - сказал он. Для финансирования работы "Азимуту" нужно 400 млн руб., ведутся переговоры с банком "Россия" о кредитной линии. При этом, сколько партнеры вложат собственных средств, Виталий Ванцев не сообщил.

Впервые о том, что у строящегося "Платова" может появиться базовый перевозчик, стало известно весной этого года. С просьбой в содействии по его созданию к федеральным властям обратилось руководство Ростовской области.

"С целью развития аэропортового комплекса и формирования на его территории хаба просим рассмотреть вопрос и поручить "Аэрофлоту" сформировать полноценный филиал авиакомпании в Ростове-на-Дону", - сказал первый заместитель губернатора региона Александр Гребенщиков.

Тогда он объяснил, что администрация региона не видит работы хаба без базового перевозчика. "Просим обеспечить не менее семи воздушных судов со стороны "Аэрофлота", - заявил Александр Гребенщиков.

Но к осени стало известно, что в числе инвесторов новой авиакомпании "Аэрофлота" не будет.

"Аэрофлот" сегодня и так имеет достаточно диверсифицированный холдинг, включающий в себя и компанию-лоукостера "Победа", и компанию эконом-класса "Россия". Я думаю, что "Аэрофлот" присутствует во всех трех нишах, включая сам "Аэрофлот" в элитном классе, поэтому, наверное, этот проект для "Аэрофлота" будет не столь интересен, тем более, у него есть уже региональная компания "Аврора", - сказал во время экономического форума в Сочи Максим Соколов.

Глава совета директоров "Реновы" Виктор Вексельберг (компания-инвестор "Платова") раньше говорил журналистам, что холдинг "Аэропорты регионов" (входит в группу "Ренова") пытается договориться с "Аэрофлотом", чтобы одна из авиакомпаний группы базировалась в новом аэропорту Ростова-на-Дону.

"Мы, конечно, ведем переговоры с "Аэрофлотом", потому что "Аэрофлот" - системообразующая компания. И я надеюсь, что какие-то договоренности у нас, конечно, будут. Но сегодняшняя позиция "Аэрофлота" такая, что он не готов держать здесь базовую компанию", - сказал Виктор Вексельберг.

Он отмечал, что компания-инвестор хотела бы видеть базовиком "по большому счету любую" из авиакомпаний группы "Аэрофлот".

Как предположил Максим Соколов, проект региональной авиакомпании интереснее для региональных аэропортов, которые как раз нацелены на то, чтобы развивать горизонтальные связи. Чтобы не "затягивать узел" в Москве, южный перевозчик создается для того, чтобы заполнить пробелы в связях между городами ЮФО и центральной части страны. Регионы с развитым сельским хозяйством и туризмом получат возможность прямого авиасообщения.

Ранее также предполагалось, что акционерами новой авиакомпании станут Краснодарский край и группа частных инвесторов. Одним из возможных акционеров компании собеседник "Интерфакса" называл совладельца крупнейшей розничной сети "Магнит" Сергея Галицкого.

Аэропорт, которому уже присвоено имя прославленного атамана Донского казачьего войска Матвея Платова, начали строить в 2014 году по поручению правительства РФ. Строительство приурочено к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Старый, ныне действующий аэропорт в последствии закроют, а затем застроят жилыми домами либо торговым комплексом.

Общая площадь нового аэропортового комплекса составит более 86 тыс. кв. м, из них 50 тыс. займет пассажирский терминал. Расчетная пропускная способность аэропорта составляет 5 млн пассажиров в год.

"Платов" – первый аэропорт, который строит частный инвестор "с нуля". Строительство ведется по принципу государственно-частного партнерства: 18 млрд рублей выделяются из федерального бюджета, 907 млн рублей - из регионального. Собственные средства инвестора – более 18,3 млрд рублей, а также привлеченные средства Газпромбанка.

Между тем, как сообщил генеральный директор холдинга "Аэропорты Регионов" Евгений Чудновский, обслуживание авиакомпаний в новом аэропорту "Платов" будет дороже, чем в действующем аэропорту Ростова-на-Дону.

"Здесь (в "Платове" - ИФ) порядка 15 объектов, и все они новые. Поэтому те наши инвестиции - 19 млрд руб. - они, естественно, приведут к существенному росту тарифов", - сказал Евгений Чудновский.

Он добавил, что срок окупаемости инвестиций аэропорта составит около 10 лет.

При этом, уровень тарифов он не назвал, поскольку "этот вопрос должен рассматриваться Федеральной антимонопольной службой". Вместе с тем, по словам Чудновского, тариф будет обоснован "безопасностью полетов (новый аэропорт будет расположен за чертой города, в отличие от действующего) и качеством обслуживания".

"И мы, естественно, будем предоставлять скидки для базовых перевозчиков, для региональной авиации, чтобы развивать бизнес", - добавил гендиректор холдинга.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook