Interfax-Russia.ru – ФАС предписала четырем российским портам перечислить в бюджет 17 млрд рублей. Компании готовы оспаривать это решение в суде.
Федеральная антимонопольная служба РФ направила ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП), АО "Первый контейнерный терминал" (ПКТ), АО "Петролеспорт" (ПСП) и ООО "Восточная стивидорная компания" (ВСК) предписания "устранить нарушения законодательства и перечислить в бюджет доход, полученный в результате злоупотребления доминирующим положением".
Согласно предписаниям, НМТП обязан перечислить в федеральный бюджет 9,74 млрд руб., ПКТ - 4,17 млрд руб., ПЛП и ВСК - 1,27 млрд и 1,6 млрд руб. соответственно. В сообщении ведомства отмечается, что на перечисление средств компаниям отводится 180 календарных дней с момента получения документа.
ФАС предписала НМТП отменить монопольно высокие цены и перевести тарифы по перевалке руды, удобрений, контейнеров, черных и цветных металлов, нефти и нефтепродуктов в российские рубли.
В свою очередь, терминалам Global Ports тоже предписано установить экономически обоснованные тарифы по перевалке контейнеров в российских рублях. На выполнение этих мер компаниям отвели 30 календарных дней с момента получения предписания.
В конце марта Global Ports сообщил, что намерен обжаловать в суде предписание ФАС по итогам рассмотрения ценообразования его "дочек". НМТП ранее также заявил, что обжалует в суде предписание в отношении ПАО "Новороссийский морской торговый порт", согласно которому стивидор должен будет перечислить в госказну доход в рамках дела о завышенных тарифах в порту Новороссийск.
О том, что на стивидоров заведены дела из-за необоснованности тарифов, стало известно в июне 2016 года. Тогда ФАС сообщила, что подозревает компании в установлении монопольно высоких цен на услуги по перевалке контейнеров, зерна, нефти и минеральных удобрений.
"Установление и поддержание монопольно высокой цены в соответствии с ч.2 ст.14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет штраф в размере от 1 до 15% от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение", - говорится в сообщении.
ФАС проводило исследование рынка стивидорных услуг после поручения президента РФ и правительства РФ. Результаты показали, что с момента отмены ценового регулирования Федеральной службой по тарифам (принято в 2013-2014 годах) цены на услуги стивидоров в российских портах выросли в среднем в 2,5 раза, а по отдельным их видам - более чем в 10 раз. При этом в подавляющем большинстве случаев тарифы на услуги устанавливались в иностранной валюте. В этой связи ведомство предупредило все компании, оказывающие стивидорные услуги в морских портах, о необходимости устанавливать тарифы в российских рублях.
В прошлом году служба не исключала отмену решения о снятии регулирования тарифов в портах. До 2013 года тарифы на стивидорные услуги в морских портах РФ Федеральная служба по тарифам устанавливала сама. В 2013-2014 годах, в соответствии с приказами этого ведомства, 58 стивидоров получили право самостоятельно устанавливать цены на услуги.
Но позднее, в сентябре прошлого года глава ФАС России Игорь Артемьев сообщил, что служба не будет возвращать регулирование тарифов.
"Опыт (дерегулирования тарифов - ИФ) не очень удачный получился со стивидорными компаниями. Но мы, в общем, не собираемся возвращать регулирование в стивидорных компаниях - будем использовать в том случае, когда они подняли тарифы, там, в десять раз, меры антимонопольного принуждения, но не тарифного", - сказал Игорь Артемьев.
В ноябре 2016 года предписание по снижению тарифов и переводу их в рубли от ФАС получил входящий в НМТП Приморский торговый порт, при неисполнении ему грозили отменой либерализации. Накануне этого события гендиректор НМТП Султан Батов заявлял, что компания оспаривает это предписание в суде. Одновременно с этим группа начала переводить каботаж на рублевые расчеты.
Однако, в прошлом году НМТП так и не смог найти понимания с ФАС, а в декабре представители компании заявили, что намерены получить независимую оценку решения ФАС в суде. После этого ведомство дважды переносило рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении НМТП для сбора доказательств.
В феврале этого года НМТП заявил, что готов обсудить вариант мирового соглашения в споре с Федеральной антимонопольной службой РФ по тарифной политике.
"Если ФАС готова на мировую, то да. Мы претензий к ФАС не предъявляли. Мы всегда готовы на мировую, за любой диалог, считаем, что это правильно. Никаких не должно быть выкручивания рук, это однозначно", - заявил журналистам в кулуарах Российского инвестиционного форума в Сочи гендиректор компании Султан Батов.
Он подтвердил, что НМТП перевела все тарифы по каботажным перевозкам в рубли. "А по международным - мои кредиты в валюте на сегодняшний день не изменились. Если мне те же самые банки смогут дать такую же сумму в рублях - я готов сегодня перевести", - отметил топ-менеджер.
В марте Новороссийский морской торговый порт официально заявил о готовящемся обжаловании решения ФАС.
"Мы не согласны с решением ФАС России выдать ПАО "НМТП" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности, и намерены его обжаловать в судебном порядке", - говорится в сообщении.
Указанные в релизе ФАС России выводы по прибыли и рентабельности не соответствуют действительности и официальной отчетности ПАО "НМТП", утверждают представители компании. Это, на их взгляд, говорит о поверхностном подходе службы к оценке их деятельности.
Ранее в сообщении ФАС РФ говорилось, что "прибыль, полученная ПАО "НМТП" в 2015 году, увеличилась в 2 раза (207%) по сравнению с 2014 годом, а рентабельность выросла с 56% до 300%".
Согласно последним данным НМТП, по итогам 2016 года компания получила 40,689 млрд руб. чистой прибыли по российским стандартам. По итогам 2015 года компания не выплачивала дивиденды в связи с убытком в 5,2 млрд руб. Вместе с тем НМТП выплатил дивиденды за первое полугодие 2016 года на общую сумму около 8,98 млрд руб.
Что касается Global Ports - по данным "СПАРК-Интерфакс", совокупная выручка трех терминалов в 2015 году составила 23,4 млрд руб., что на 14,7% больше, чем в 2014 году.
Представители компании утверждают, что компания не нарушала закон, и хотят оспаривать в суде решение и предписание ФАС.
"Компания предлагает рыночные и конкурентоспособные цены на свои услуги, работая на высококонкурентном рынке со значительным объемом свободных мощностей", - приводит слова представителя стивидора "Ведомости".
С начала 2017 года Global Ports также ввела рублевые тарифы на услуги для российских перевозчиков.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook