Interfax-Russia.ru – Волна серьезных железнодорожных происшествий прокатилась по южным регионам России.
Если Россия, согласно известному выражению, страдает от двух бед – дорог и дураков, то для российского Юга главные напасти последних лет звучат несколько иначе. Это те же дороги, правда, железные, а еще – африканская чума свиней.
Казалось бы, чума и аварии на рельсах, как говорил поэт, две вещи несовместные. Однако это – только на первый взгляд. Главное, что их объединяет – абсолютная неистребимость обоих явлений. То есть с ними упорно борются, создают оперативные штабы, разрабатывают неотложные меры, грозят кого-нибудь посадить, разжаловать или сослать куда-подальше. Однако все эти старания чиновников, как правило, не приносят существенных результатов. Ужасная болезнь Монтгомери провокационно вспыхивает именно там, где с нею борются особо бескомпромиссно, а составы идут под откос постоянно и, кажется порой, что строго по расписанию.
Взять, к примеру, хронику последнего времени.
В воскресенье, 11 июля, в Карабудахкентском районе Дагестана на перегоне Ачи-Избербаш подорвался железнодорожный состав, перевозивший зерно. "Взрывное устройство сработало на 2035 км в 4:10 мск. Грузовой состав, состоявший из 50 вагонов, перевозил зерно. В результате взрыва с рельс сошли электровоз и, предположительно, 13 вагонов", - сказал собеседник агентства "Интерфакс-Юг" в администрации Махачкалинской железной дороги.
Поездная бригада не пострадала, движение на данном участке остановилось в обоих направлениях. Позднее выяснилось, что из-за сработавшей "адской машины" с рельсов сошло 16 вагонов, 13 из которых перевернулись. На месте взрыва образовалась воронка глубиной 30 см. Взрывотехники, следователи и ремонтники прибыли быстро и оперативно. Более 100 специалистов, доставленных на пяти ремонтно-восстановительных поездах, восстанавливали путь после обследования местности саперами.
Что касается пассажиров задержанных поездов (а их оказалось более семисот человек – пассажиры поезда Ростов-Баку и нескольких электричек), Махачкалинская железная дорога накормила их и доставила в автобусах на другие станции, где людей посадили в поезда, следующие к местам назначения. А к концу ночи восстановительные работы на разрушенном взрывом железнодорожном пути были полностью завершены. "Движение по железной дороге восстановлено в полном объеме", - сообщил "Интерфаксу" представитель пресс-службы ГУ МЧС по Дагестану в понедельник утром.
По факту взрыва возбуждено уголовное дело по статьям 267 (умышленное повреждение транспортных средств или путей сообщения) и 223 (незаконный оборот взрывчатых веществ) УК РФ.
Примечательно, что за две недели на указанном участке железной дороги уже в третий раз пускают под откос составы! Первый взрыв здесь прогремел 29 июня в 2:15 мск. Бомба рванула перед тепловозом с двумя цистернами воды, которые шли на перегоне между станциями Манас и Ачи. Состав сошел с рельсов и повредил полотно. Ремонтная бригада устранила повреждение, движение на перегоне было довольно быстро восстановлено.
Но уже 2 июля в 5:25 мск на том же самом отрезке пути Манас-Ачи снова сработало взрывное устройство, которое оказалось гораздо мощнее первого. В результате этого подрыва с рельсов сошел локомотив и 14 вагонов. Если в конце июня никто из поездной бригады не пострадал, то на сей раз машиниста и его помощника пришлось госпитализировать с травмами. Сейчас их жизням ничего не угрожает.
И вот не прошло и десяти дней после очередной диверсии, злоумышленники снова разворотили рельсы. Вспоминается рассказ Саввы Игнатьича из знаменитого фильма "Покровские ворота": "Он – ломает, я чиню, он ломает, я – чиню"… Только почему-то не до смеха. Особенно когда вспоминаешь, что только в этом году в результате "рельсовых войн" в Дагестане на железной дороге республики прогремело 8 взрывов, еще три крупных диверсии удалось предотвратить.
Между тем, от эпидемии железнодорожных ЧП страдает в последнее время не только Дагестан.
В воскресенье в 14:35 мск в Тацинском районе Ростовской области между станциями Быстрореченская и Жирнов пошли под откос шесть вагонов железнодорожного состава 2-115, который двигался по маршруту "Морозовск-Батайск". По сообщению регионального департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с железнодорожного полотна сошло четыре крытых опломбированных вагона и две открытые платформы, на которых находились опломбированные контейнеры. В вагонах находился цветной металл. Что находилось в контейнерах – пока не известно. Впрочем, что бы там ни было, представитель Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД) успокоил общественность: груз находится в целости и сохранности, ничего не высыпалось, не пролилось, не испарилось, так что экологическая обстановка нормальная, а значит Тацинский район, равно как и весь Тихий Дон, может спать спокойно.
На место происшествия руководство СКЖД и МЧС срочно перебросило 120 специалистов и 17 единиц техники. На полтора часа из графика выбились только поезда N141 "Симферополь-Екатеринбург" и N478 "Челябинск-Адлер". Как считают представители транспортной прокуратуры, причина схода грузовых вагонов крылась в неполадках автоматической системы при переводе стрелок на железнодорожных путях. Но и это еще не все. Опасный вирус "железнодорожной чумы" к 15:30 мск долетел и до Калмыкии. Здесь в 30 км от станции Улан-Хол сошли с рельсов пять вагонов состава, который следовал из Кизляра в Астрахань. По счастью, грузовой состав оказался порожним. Как сообщил агентству "Интерфакс-Юг" дежурный станции Улан-Хол Северо-Кавказской железной дороги, из-за высокой температуры воздуха – свыше 30 градусов – произошла деформация железнодорожных рельсов.
Как поясняют специалисты, в жаркую погоду из-за расширения металла может произойти так называемое "выстреливание" рельса. В месте стыков рельс как бы "выбивает", и таким образом грубо нарушается целостность путей. Дефект капризного железнодорожного полотна в Калмыкии удалось устранить сравнительно оперативно. "Движение поездов восстановлено в 2.00 мск понедельника, поезда, которые были задержаны из-за схода пяти вагонов грузового состава, движутся по графику", - сообщили агентству "Интерфакс-Юг" в пресс-службе Северо-Кавказской железной дороги.
Заметим, что предотвратить это происшествие не смогли даже заранее принятые железнодорожниками меры. Между тем, пресс-служба СКЖД еще в начале июля сообщала, что на дороге созданы специальные аварийные бригады, чтобы следить за цельностью путей. На дороге созданы посты безопасности, где ежечасно фиксируется температура рельсов и передается путевым бригадам. На СКЖД также организованы дополнительные обходы путей. По ночам состояние железнодорожного полотна проверяет специальный вагон-путеизмеритель. Контроль за состоянием рельсов в эти жаркие дни ведется с применением всех средств дефектоскопии.
Допустим, что перечисленные меры все-таки заметно снижают риск аварий из-за теплового разрушения путей, но как же быть с диверсантами, с маниакальным постоянством взрывающими железную дорогу в Дагестане, ведь это чума совершенно иного рода?
Обозреватель Александр Сидоров