Екатеринбург. 21 июня. ИНТЕРФАКС-УРАЛ - Представители банков Уральского региона, опрошенные агентством "Интерфакс-Урал", поддерживают инициативу Ассоциации региональных банков России по созданию в стране института уполномоченного по защите прав клиентов банков (банковского омбудсмена).
"Решение по созданию в России уполномоченного по защите прав клиентов банков достаточно интересно нам. Сегодня при возникновении споров между гражданами или предприятиями и банками стороны много времени теряют на переписки. Если же клиент жалуется в ЦБ или в суд, временные затраты зачастую только увеличиваются", - сообщила агентству "Интерфакс-Урал" начальник управления розничного кредитования Уралтрансбанка Наталья Левина.
По ее словам, участие в этом процессе омбудсмена в качестве посредника, юридически грамотного представителя клиента, позволит более рационально подходить к решению возникших вопросов. При этом у клиентов будет больше доверия при обращении к независимому эксперту - омбудсмену, чем, например, к представителю ЦБ.
Управляющий уральским филиалом ВТБ24 Сергей Кульпин отмечает, что сокращение срока рассмотрения и решения претензий является одним из важных аспектов качественной работы банка.
"Если новая структура позволит оперативно, а главное легитимно, решать споры между банками и гражданами, это может быть выгодно всем. Дополнительные гарантии повысят лояльность населения к финансовым организациям и будут способствовать установлению доверительных отношений между банками и клиентами", - уверен он.
При этом, по мнению вице-президента - финансового директора Уральского банка реконструкции и развития Антона Соловьева, мера по созданию института банковского омбудсмена целесообразна, но не в ближайшее время.
"Чтобы данный институт эффективно заработал, необходимо, в первую очередь, привести в порядок законодательство в этой области. Например, принять закон о банкротстве физических лиц. Также закрепить законодательно основные принципы кредитования, например, порядок начисления процентов за пользование денежными средствами, порядок применения штрафных санкций банком при невыполнении заемщиком своих обязательств", - сказал он.
А.Соловьев пояснил, что в настоящее время есть всего три статьи в ГК РФ, прямо описывающие обязательства в форме кредита. Еще существуют нормативные акты ЦБ РФ, которые являются руководством к действию только для банков, соответственно заемщики с ними не знакомы, и отсюда возникают споры и недопонимания, говорит вице-президент УБРиР.
"Альтернативное решение на данный момент видится в создании отдельного подразделения при ЦБ РФ. К его функциям может относиться рассмотрение заявлений и жалоб клиентов, но эти решения должны носить рекомендательный характер. Для того чтобы этот институт начал полноценно функционировать, о нем должны знать все граждане и предприятия РФ", - отметил А.Соловьев, добавив, что, как вариант, банки могут указывать реквизиты такого подразделения в кредитном договоре или отдельном документе, который клиент должен будет подписать при оформлении кредита.
Как считает начальник управления розничного кредитования Банка24.ру Марина Рубанова, инициатива по созданию института банковского омбудсмена очень интересная, "только механизма реализации ее пока нет".
"Создание такого института в России, к сожалению, может пойти двумя путями. Первый путь - если данная организация в случае просрочек клиентов при обслуживании кредитов готова временно взять на себя обязательства по оплате кредита или, как минимум, гарантировать в определенные сроки оплату. И такие примеры сегодня уже есть - САИЖК по ипотечным кредитам. Такая инициатива, думаю, будет поддержана и банками и клиентами", - сказала она.
При этом М.Рубанова высказала опасения, что вторым путем развития этой инициативы может стать создание дополнительных возможностей, "лазеек" для недобросовестных заемщиков для неуплаты долга по кредитным обязательствам и отсрочки судебного решения.
"На сегодняшний день все банки заинтересованы в решении проблемы клиентов с платежами в досудебном порядке и проводят все возможные меры для достижения обоюдовыгодного результата. Главное условие - чтобы клиенты, попавшие по стечению обстоятельств в сложное финансовое положение, шли на контакт с банком, а не скрывали свои проблемы. И только в случае, если при досудебной работе с клиентом не удалось достигнуть компромисса, банк, руководствуясь действующим законодательством, обращается в суд", - отметила начальник управления розничного кредитования Банка24.ру.
Начальник управления розничного кредитования Уралтрансбанка отметила, что большие надежды на улучшение ситуации в сфере потребительского кредитования банк не возлагает, "по крайней мере, в первое время реализации этой инициативы". "Думаю, здесь в первую очередь нужно говорить о повышении финансовой грамотности населения", - считает она.
Н.Левина сообщила, что Уралтрансбанк готов стать участником проекта. "Мы всегда открыты для клиентов, будь то прямая коммуникация или взаимодействие через омбудсменов. Мы постоянно ведем переговоры с нашей аудиторией и видим в новом проекте еще один способ общения с клиентами", - сказала она.
Вице-президент - финансовый директор "УБРиР" также заявил о готовности банка поддержать эту инициативу.
"Поскольку мы заинтересованы в том, чтобы финансовая грамотность населения повышалась, чтобы заемщики понимали, на каких условиях они получают кредиты и какие санкции их ждут в случае невыполнении своих обязательств, мы готовы поддержать это проект и стоять в авангарде создания в России института уполномоченного по защите прав клиентов банков", - отметил А.Соловьев.
Как сообщалось, Ассоциация региональных банков выступила с идеей создания в России института уполномоченного по защите прав клиентов банков (банковского омбудсмена). Предполагается, что реализация проекта позволит создать передовую систему досудебного разрешения споров между кредитными организациями и физическими лицами - потребителями их услуг. Принципиально рассматривается также возможность разрешения споров между банками и предпринимателями, представляющими, прежде всего, личные предприятия, микропредприятия, малые предприятия, а также индивидуальными частными предпринимателями.