X5 Retail Group лидирует в списке российской сетевой розницы. По итогам 2008 года общая выручка компании превысила отметку в $10 млрд, число покупателей - 816 млн человек. Сеть компании объединяет 1 тыс. 114 магазинов в России и на Украине, работающих под брендами "Пятерочка" (дискаунтеры), "Перекресток" (супермаркеты) и "Карусель" (гипермаркеты). Уральский регион занимает особое место в стратегии развития X5 Retail Group. Выручка X5 на Урале в 2008 году - $368 млн. О планах продвижения компании на Урале, антикризисных мерах и перспективах отечественной сетевой розницы в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал директор Уральского филиала X5 Retail Group Алексей Красников.
- Алексей Викторович, как Вы оцениваете уровень развития российского розничного рынка?
- Российская розница находится на начальном этапе своего развития. Об этом свидетельствует такой показатель, как концентрация современных форматов в розничной торговле. По итогам прошлого года объем российского розничного рынка составил порядка $557,4 млрд, в том числе, рынка продовольственных товаров - $252,3 млрд. Из них на долю 5 крупнейших ритейлеров пришлось $29 млрд, или всего 5,2% от объема рынка. Это и есть показатель концентрации современных форматов. В Европе, к примеру, он составляет более 70%.
- X5 Retail Group держит пальму первенства среди отечественной сетевой розницы. Каковы позиции компании в Уральском регионе?
- По состоянию на конец первого квартала, Уральский филиал компании объединяет 137 магазинов формата "дискаунтер" общей чистой торговой площадью более 56,5 тыс. кв. метров и два гипермаркета торговой площадью 7,5 тыс. кв. метров. В Челябинске работает 63 наших дискаунтера, в Екатеринбурге - 40 дискаунтеров и один гипермаркет, в Перми - 34 дискаунтера, также есть один гипермаркет в Тюмени.
Если оценивать форматы с точки зрения продаж, то можно отметить, что доля дискаунтеров в общем объеме составляет 89%, остальное приходится на гипермаркеты. Мы активно развиваемся, поэтому в течение года планируем открыть на Урале еще около 20 магазинов.
- По Вашему мнению, что является отличительной чертой бренда "Пятерочка"?
- Самые низкие цены и выверенный ассортимент. Это стало визитной карточкой наших магазинов. Как вы знаете, "Пятерочка" начала свою историю в 1999 году с открытия магазинов в Санкт-Петербурге. Это было непростое время. Тогда существовало правило - если какая-то продукция продается в объеме меньше коробки в день, то она не нужна. Конечно, сегодня таких жестких правил не существует, но мы внимательно следим за спросом, анализируем предпочтения и стараемся продавать только то, что нравится покупателям.
- Изменилась ли в связи с новыми экономическими условиями ценовая политика компании?
- С апреля текущего года компания начала реализацию новой ценовой стратегии - самые низкие цены на рынке. Наши специалисты проводят мониторинг уровня цен в магазинах других сетевиков, на рынках. По его итогам мы устанавливаем самую низкую для рынка цену.
Раньше из 3,5 тысяч наименований ассортимента только 20% - так называемые социальные товары - продавались по минимальной для рынка цене, остальные продукты - по средневзвешенной рыночной цене. Сегодня все 100% товаров в наших магазинах реализуются по минимальной для рынка цене.
- Как удается добиваться минимизации цен?
- Мы стараемся сдерживать рост цен. Для этого настаиваем на сохранении отпускных цен поставщиками и производителями, снижаем отсрочки платежей для сельхозпроизводителей и поставщиков небрендированной сельхозпродукции до двух недель.
Еще в октябре прошлого года мы отменили "входные" бонусы для поставщиков сельхозпродукции и небрендированной продукции, которая занимает 60-70% товарооборота. Отменить бонусы для всех мы не можем, поскольку для производителей брендированной продукции бонус является частью маркетинговой стратегии. Какой-то товар расположен с краю, производитель хочет переместить его в более привлекательное место, чтобы увеличить объем продаж, он готов платить за это.
Кроме того, осенью мы запустили новую акцию для поставщиков, которые испытывают проблемы с ликвидностью. Наша компания предлагает им сократить отсрочку платежей в обмен на снижение цен. То есть, если им не хватает оборотных средств, то мы предлагаем отсрочку платежа уменьшить с 30 до 10 дней, но при этом дать нам дополнительную скидку 2-3%. Для поставщиков это выгоднее, чем брать дорогие кредиты на пополнение оборотных средств.
- Как политика сдерживания цен влияет на доходы компании?
- По данным статистики, продуктовая инфляция за 2008 год составила 16,5%, розничные цены в уральских магазинах "Пятерочки" выросли всего на 12,9%. Компания потеряла в маржинальной доходности, но за счет увеличения трафика (количество посетителей-покупателей - ИФ) и снижения издержек, компенсируем уменьшение доходности. За I квартал количество покупателей "Пятерочки" в регионах выросло на 11% - это до введения новой политики ценообразования. Сейчас трафик стал расти еще быстрее, однако конкретные итоги подводить пока рано.
- Какие меры компания принимает для снижения издержек?
- Мы оптимизируем издержки на логистику за счет развития собственных распределительных центров (РЦ). На Урале их три - в Перми, Екатеринбурге и Челябинске. Централизация поставок, то есть объем поставок через РЦ, на данный момент составляет примерно 50%.
Это выгодно как нам, так и поставщикам. Наши издержки на логистику в 2-2,5 раза ниже, чем у поставщиков. Мы им предлагаем не развозить товар по магазинам, а доставлять его в РЦ. Таким образом, поставщик снижает издержки на содержание автопарка, зарплату водителям, ремонты. Возникающую экономию мы предлагаем ему компенсировать нам в цену.
Другая мера - это оптимизация затрат на аренду. Мы провели переговоры практически со всеми арендодателями о снижении платы, в результате чего расходы на аренду сократились примерно на 20%. По отдельным нашим объектам они снизились на 30%-50%.
Также мы планируем сократить ассортимент с 3,5 тысяч до 3 тысяч наименований, за счет товаров, пользующихся наименьшим спросом.
- Есть ли у X5 Retail Group планы по развитию распределительных центров?
- В Челябинске мы планируем расширить площадь РЦ с 6,6 тыс. до 10 тыс. кв. метров. Это позволит увеличить уровень централизации в поставках продукции до 70% к концу текущего года.
Кроме того, мы начали централизацию поставок алкоголя. На данный момент у нас около 20% алкоголя идет через РЦ, но уже к июню мы доведем этот показатель до 90%.
- Будет ли "Пятерочка" развивать выпуск продукции под собственными брендами?
- Учитывая, что продукция под собственными торговыми марками в среднем на 10-20% дешевле брендов-аналогов, мы полагаем, что сегодня для private label открываются большие перспективы. На Урале проект уже запущен. У нас есть молочный бренд "Вологодские кружева". Конечно, компания не будет возить молоко из Вологды, а разместит заказ у местных товаропроизводителей. Для них это выгодно, поскольку по договору мы будем забирать определенный объем продукции. Это гарантированный сбыт для местных товаропроизводителей. Для потребителей это - опять же снижение цен. Так что развитие частных марок - это своего рода поддержка местного производства.
В целом доля местных товаров в общем объеме наших продаж составляет 50-60%.
- Как отразился кризис на покупательской активности, предпочтениях?
- Безусловно, наблюдается снижение потребительской активности в связи с падением темпов роста доходов населения. Однако влияние кризиса на продуктовую розницу ограничено, поскольку люди не могут жить без еды. Более того, по нашим оценкам, покупатели не стали меньше тратить на продукты. Средняя сумма чека продолжает расти. По итогам первого квартала, она составила в целом по магазинам "Пятерочки" 257 рублей. В то же время спрос сместился в пользу "базовых" и более простых продуктов.
- Планирует ли компания в условиях кризиса сокращать численность штата?
- Сокращение ассортимента до 3 тысяч наименований создает возможности для оптимизации штата. Однако количество торговых объектов в сети растет, и мы направляем высвобождающихся сотрудников на работу во вновь открываемые магазины. Поэтому мы не только не сокращаем, но и организуем новые рабочие места. В частности по Уральскому филиалу в этом году планируется открыть более 1 тысячи новых рабочих мест.
- Сегодня активно обсуждается возможность корректировки закона о торговле с тем, чтобы у государства появился рычаг воздействия на уровень торговых надбавок в магазинах. Как Вы относитесь к такой инициативе?
- Я полагаю, что контролирование размера торговых надбавок и может привести лишь к росту розничных цен. У нас же не госплан. К тому же наценка на небрендированную продукцию не превышает 10%. Бонусов на нее нет. Тем не менее, закон должен быть, который будет максимально учитывать интересы всех участников рынка.
- Какие тенденции, по Вашему мнению, будут определять развитие российского розничного рынка в текущем году?
- Усиление консолидации, слияний и поглощений. Возможно, это даже не будет покупкой одних сетей другими, но объединением на каких-то паритетных началах для снижения издержек и увеличения синергетического эффекта.
Кроме того, обозначилась тенденция, когда владельцы одиночных продуктовых магазинов стали охотнее, чем до кризиса, рассматривать предложения о сдаче помещений в аренду.