Урал / Эксклюзив 21 декабря 2012 г. 14:12

Гендиректор ЗАО "ЭНЕРАЛ" А.Сегаль: "Сложилась такая ситуация, когда можно назваться "российским заводом" и ничего не делать"

Гендиректор ЗАО "ЭНЕРАЛ" А.Сегаль: "Сложилась такая ситуация, когда можно назваться "российским заводом" и ничего не делать"

             Пережив первый шок по поводу вступления РФ в ВТО, машиностроители пытаются спрогнозировать дальнейшее развитие событий в отрасли. Вызовы, на которые предстоит ответить, одновременно являются предпосылкой для поиска новых эффективных моделей хозяйствования. Одна из крупнейших российских промышленных групп по производству электродвигателей "ЭНЕРАЛ", эксплуатируя для выпуска продукции под своим брендом более 20 промышленных площадок в разных странах мира, от вступления России в ВТО не получила убытки, как многие российские производители. Однако эйфории по этому поводу не испытывает - на рынке складываются новые правила игры, приходят новые, не всегда честные игроки, формируются новые многовекторные процессы. О том, как меняется ситуация в отрасли агентству "Интерфакс-Урал" рассказал генеральный директор компании "ЭНЕРАЛ" Алексей Сегаль.

            - Алексей Юрьевич, каким оказался уходящий год для электротехнической отрасли, как сказались на ней разнонаправленные процессы - и вступление в ВТО, и внедрение требований энергоэффективности в России, насколько все это изменило ситуацию в производстве электродвигателей?

            - Действительно, произошло достаточно много изменений. Та тема, которая была изначально подана руководством страны и зафиксирована в федеральном законе об энергосбережении, сейчас начинает до людей потихонечку доходить. Даже при обладании небольшим парком постоянно работающих электродвигателей, можно экономить реальные деньги, а что уж говорить про обладателей таких парков электродвигателей и насосов, как ЖКХ. Люди начинают понимать, что на энергоэффективных двигателях можно экономить реальные деньги.

            И большинство тех, кто использует высший класс энергоэффективности (EFF1 или IE2), уже сейчас имеет возможность - кроме прямой выгоды - получить еще и косвенную в виде льгот по налогообложению, имеют и другие преференции. Просто мало кто еще проходил этот путь, но то, что к нам все чаще обращаются потребители с тем, чтобы определенную часть технологического парка перенести на наши энергоэффективные двигатели, говорит о том, что люди уже вплотную занимаются изучением этого вопроса.

            Что касается глобальных изменений на рынке электромоторов, то это, безусловно, - ВТО. Заработали механизмы новых пошлин, сейчас будет переходный период в течение 5 лет. Для нас, как для компании, которая производит значительный объем продукции под своей торговой маркой на заграничных площадках, с одной стороны, это облегчение. Но оно очень кратковременное, потому что точно также появляется интерес к российскому рынку у многих иностранных предприятий, в первую очередь, предприятий Юго-Восточной Азии - тот же Китай, который при снятии барьеров начнет подавлять рынок своей продукцией. При этом подавлять они будут единственным критерием - ценой - и отнюдь не качеством и не технологиями. И такой барьер, поставленный еще при СССР как стандарт продукции ГОСТ, начнут "размывать", и постепенно заменят полностью на европейский DIN (CENELEC). Зачем им напрягаться, как нам, и заниматься производством ГОСТа, когда все производства ЮВА и Европы "заточены" под выпуск европейского стандарта?

            - Насколько это серьезная проблема и для потребителей, и для рынка?

            - Проблема, действительно, серьезная. Если мы и ряд других компаний, которые занимаются производством моторов под своими торговыми марками, в том числе, за границей, да и в том же Китае, контролируем уровень качества и гарантируем его, отвечаем по этой гарантии и производим продукцию в стандарте ГОСТ, то новые игроки оттуда могут приходить с другими целями и мотивами.

            Для нас контроль качества продукции, производящейся под нашей маркой, это - наш хлеб, перспектива и стабильность. В итоге это то единственное, чем в ближайшее время будут все конкурировать, так как понятие "Произведено в…" или "на…" станет настолько условным, что потеряет всякую информативность и ценность для потребителя. И на первый план выйдет репутация торговой марки, которая складывается из качества, гарантии, сервиса, доступности, узнаваемости.

            Простой пример: недавно мы запустили кампанию по увеличению срока гарантии на крановые электромоторы ЭНЕРАЛ до трех лет. А связано это с тем, что по данному виду оборудования мы не получили ни одной рекламации в течение 5 лет. Это очень серьезный показатель, которым мы гордимся. И в данном случае критерий качества - не то, где это произведено, а то, кто отвечает за эту продукцию, и то, где он (производитель) находится. И мы, и наш потребитель находимся на единой территории, всегда в доступности сервис и тот наш дистрибьютор, который продал и поставил этот продукт, всегда есть возможность обратиться к нам напрямую.

            - А почему вообще возникает вопрос "Где произведена продукция? Все уже привыкли к Китаю, Индии, разве это, по-прежнему, так принципиально потребителю электротехнической продукции?

            - Да, многие мировые бренды - и это не тайна - производят свою продукцию в Китае. Все привыкли к одежде, бытовой технике, электронике, я уже не говорю про детские игрушки. Но в сфере промышленного оборудования это пока еще воспринимается несколько иначе. Когда потребитель, видя безымянный или неизвестный ему мотор и мотор известной марки, делает выбор в пользу репутации, он голосует за качество и надежность, то есть, за свое спокойствие. Потому что они конкурируют, по сути, именно своей ответственностью за качество и своим сервисом. Потребитель покупает не только сам мотор, но и собственную уверенность в надежности продукта, на следующем этапе еще и определенную корпоративную культуру предоставления сервиса и услуги, которая не может быть бесплатной.

            И мы сегодня тоже ставим во главу угла именно эти понятия, пытаемся создать сервисную структуру на уровне мировых. Буквально за последние 2 года открылось 8 сервисных центров по России и СНГ. Пока мы не считаем целесообразным, как некоторые глобальные компании, иметь круглосуточный call-центр, и не можем довести организацию сервиса до высшего уровня. Но нельзя забывать, что мы в настоящее время вынуждены конкурировать ценой и находимся в другой ценовой нише, чем, например, Siemens. И здесь мы вынуждены конкурировать не столько с мировыми марками, сколько с Китаем и российским сектором и, в том числе, с такими компаниями, которые занимаются производством неизвестно где, неизвестно какого качества, но при этом они называют себя "российскими заводами". И что самое опасное - потребители этому верят.

            Мы используем свою модель производства - выпускаем наше оборудование на различных производственных площадках в разных странах, и в этом смысле мы - классическая производственная группа. Мы не вводим в заблуждение наших партнеров и потребителей, если оборудование сделано в Индии, мы не пишем, что оно произведено в России, и уж тем более не стремимся поставить на свои бланки, сайт, техническую документацию и сертификаты слово "завод". Тогда уж впору писать "заводы". Мы конкурируем по реальным, а не по формальным критериям. Но, к сожалению, потребитель зачастую может принимать решения, ориентируясь на искаженную информацию.

            - Вы имеете в виду, что на рынке развивается недобросовестная конкуренция?

            - Здесь даже не столько вопрос недобросовестной конкуренции для компаний-производителей и поставщиков. Эта проблема наиболее серьезна именно для потребителя, потому что именно он оказывается обманутым в конечном счете. Принцип "покупай российское", конечно, правильный с точки зрения поддержки отечественной экономики, более того, он действительно иногда работает в закупках. В корпорациях есть регламентирование закупок по принципу "сделано в России", но это оказалось и хорошей почвой для профанации. Если подходить к этому регламенту формально, то достаточно некоей бумажки о том, что закупаемое оборудование произведено в РФ, и регламент исполнен. А что с качеством, гарантиями, сервисом и, на самом-то деле, с реальным местом производства - это вопрос получается другой.

            Сейчас нередка ситуация, что любой, кто завез условно 100 безымянных китайских моторов, ничего из себя не представляя, назвался заводом, поставил на продукцию таблички "Сделано в России" и вышел на рынок. Это происходит сплошь и рядом. В той же Томской области, где реально есть всего лишь один завод по производству электромоторов, заводами себя называют еще несколько компаний. Причем, в качестве декораций могут даже симулировать на своих сайтах набор людей рабочих специальностей или список оборудования, которое им, якобы, требуется. И в подобных ситуациях реальные потребительские свойства, реальную ответственность по гарантии отбрасывают в сторону, а ставят во главу угла надпись "Сделано в России".

            Слово "завод" вообще как-то всех зомбирует. Особенно потребителя, который не желает навести справки, у которого отсутствует "по-взрослому" контролирующая закупки служба безопасности. Порой умиляет, когда серьезный металлургический комбинат называет такие псевдо-заводы заводами, сравнивая в тендерной документации их продукцию с компаниями, действительно десятилетиями нарабатывавшими репутацию, говоря при этом: "Это же завод, а вот вы не называетесь "завод"". И это тогда вообще не служба безопасности, это наоборот, некая служба опасности. Поскольку поставить на серьезное предприятие двигатели непонятного происхождения и с непонятной ответственностью - это действительно опасно. Чаще всего заложники таких ситуаций - руководители предприятий, до которых вся эта возня доходит строчкой в бюджете. Но потом, когда - не дай Бог - случается авария, остановка производства, и добавляется еще много строчек в бюджете, начинается "разбор полетов" не там и не с тем, что явилось действительно причиной этого. И что еще страшнее: выводы на будущее зачастую не делаются.

            Это абсолютно настоящие истории из жизни, причем, далеко не только нашей компании.

            - Какие здесь главные риски для потребителя и где выход?

            - Рынок достаточно узкий, подходы разные. Ряд потребителей, закупая оборудование на протяжении многих лет существования предприятия, знает производителей, знает поставщиков, не экономит на качестве. Среди таких профессиональных потребителей риски не так велики. Они, безусловно, имеют представление о том, что если в свое время в России было всего с десяток производителей электродвигателей, среди которых действительно серьезных 4-5 заводов, а вдруг в одночасье их стало 50, то здесь что-то неладно, и нужно повнимательнее присмотреться.

            Проблема, в первую очередь, касается госкорпораций и госмонополий - они являются крупными покупателями, но там зачастую те, кто принимает решения наверху по финансированию закупа определенного оборудования, действительно могут не отдавать себе отчет в том, кто на сегодня - реально российский производитель, а кто - зарубежный, и в каком случае это имеет значение. Но служба безопасности и эксплуатационные службы, служба главного инженера, главного энергетика - я не верю в невежество этих структур на таких больших предприятиях, где замена оборудования идет не по разу в год. Такого уровня некомпетентности быть не может, значит, включаются какие-то другие механизмы.

            Соответственно, необходимо донести до руководства, до контролирующих органов, что есть разница между реальным заводом, который действительно находится на территории России, крупной компанией, производящей оборудование по гарантии на своих производственных площадках под своим контролем, и "шарашкиной конторой", которая просто назвалась российским заводом, а сама привезла это с какой-нибудь мастерской в Китае.

            Ничего не будет меняться, если не будет контроля и неотвратимости наказания. Механизм должен появиться и нормально работать, в том числе, на "входе" в страну - чтобы была исключена или сведена к минимуму контрабанда, чтобы была прямая связь аффилированности компаний, которая привезла товар и которая осуществляет продажу и гарантии. Мы являемся, пожалуй, единственной компанией, которая от собственного имени ведет размещение производственных заказов, является для нашей страны импортером - если это импортная продукция - и последующим продавцом. У нас почти вся цепочка в одной компании - вплоть до дистрибьюторов в России или за рубежом. С одной стороны, это создает некоторый дискомфорт, если говорить о всяких проверках, потому что мы на себя замыкаем широкий спектр контролирующих органов - от таможенных до налоговых. С другой стороны, мы имеем полное право протестовать, если есть причина, и смело заявлять все, чем мы не довольны. Потому что нам нечего скрывать. Кстати, такая открытость для серьезных служб безопасности конечных потребителей должна быть аргументом в нашу пользу. Если, конечно, служба занимается действительно обеспечением безопасности.

            - Ситуация с псевдо-заводами возникла в последнее время или она была всегда?

            - Она возникла в последнее время и возникла в связи доступностью иностранного производителя. Упал порог вхождения в этот бизнес. Второй момент, как я уже сказал, - это псевдо стимуляция российским законодательством покупки отечественной продукции, обратной стороной которой является полное отсутствие ответственности. А раз ответственности нет, то ничего не мешает назваться как угодно.

            - А какова сегодня роль контролирующих органов?

            - На сегодняшний день ответственность за недостоверную информацию о производителе никак не прописана. То есть, по большому счету, я сейчас могу создать любую компанию, назову ее ЗАО "Завод свердловские электромоторы", и начну продвигать в интернете. На тендерах я буду побеждать как российской производитель, потому что ко мне никто никогда не приедет и не проверит, произвожу ли я что-нибудь на самом деле. Правда, в этом случае придется использовать еще несколько компаний для "отмывания" продукции, привезенной из-за границы, чтобы этот "завод" мог быть "чистым" и продавать "произведенную" им в России продукцию. Сам же завод - это, в лучшем случае, участок складского помещения, где прикручивают два болта в день к тому, от чего открутили накануне. А зачастую это - просто название фирмы, фраза на бумаге или на сайте в интернете.

            В целом сложилась такая ситуация, когда можно назваться "российским заводом" и ничего не делать. Это вообще тренд российской экономики: зачем что-то создавать, проще назвать и привезти это оттуда, где это уже умеют делать. Реальные производители - исторические заводы Советского Союза, которые производили и все еще производят моторы, - испытывают очень серьезные трудности. В России, собственно говоря, всего 5-6 реальных заводов, производящих электродвигатели. Из них крупных - 4. Но если задаться целью, то через интернет мы найдем еще 2-3 завода в Томске, еще несколько - в Воронеже, в Перми, еще несколько - в Петербурге и Москве и так далее.

            И тут очень хочется пожелать специалистам на предприятиях-потребителях или в компаниях-перепродавцах смотреть с открытыми глазами на проблему, начать разбираться в этом вопросе с пользой для себя, для настоящего и будущего своего дела.

            - А насколько, действительно, велика опасность того, что такие компании нанесут реальный ущерб тем оставшимся пяти заводам?

            - Если говорить про оставшиеся реальные крупные предприятия, то опасность здесь не со стороны псевдо-производителей, это слишком мелкий противник. Да и не со стороны импорта, если вернуть утерянный 20 лет назад государственный контроль качества. На их дальнейшее развитие или деградацию напрямую влияет внешний макроэкономический фон. Наибольшим из негативных влияний стало, как уже было сказано, вступление в ВТО.

            Для российского машиностроения это - просто нож в спину, последний удар. Потому что выживать на этом фоне, - когда открыты границы для внешнего производителя, в частности, китайского, - шансов никаких нет. Даже те заводы, которые успели произвести модернизацию, едва ли смогут выжить. Потому что они находятся в той инфраструктуре, которая не позволяет им конкурировать. Они оказываются в ситуации, когда у них очень дорогое тепло, высокие тарифы на энергоносители, безумно дорогая логистика, низкий уровень компетенции при высокой цене кадров. Все контролирующие органы проявляют особое рвение по изматыванию нервов производителям. Бизнесу тяжело, а производству - катастрофически тяжело. Металлоемкое, энергоемкое производство не сможет конкурировать.

            - Это вопрос какого времени?

            - Это вопрос ближайших лет, если не произойдет глобальных изменений в политике государства. Но оно не может произойти мгновенно. Или если мы начнем, как китайцы, нарушать условия ВТО в свою пользу. По большому счету, все уже должны понимать, что нанесен серьезный урон ряду отраслей. И машиностроение - в первом ряду тех, кто "получил по голове". Это же касается, например, кабельного производства. Специалисты в отрасли просчитали, что когда через 2-3 года полностью обнуляется защитная пошлина по кабельной продукции, то они прогнозируют полную остановку производств.

            - А уже сейчас пошлины на двигатели изменились?

            - Политика в части пошлин и прежде-то не была очень уж эффективной. Например, пошлины на моторы до 1 кВт составляли 10%, но не менее 10 евро, а от 1 до 7,5кВт - 10%, но не менее 20 евро. Они были введены в 2009 году и немного позволили российским - а в первую очередь, белорусским и украинским производителям - поработать, так как европейская и китайская продукция стала менее конкурентоспособна по цене. Но ситуация длилась недолго, потому что весь этот запас экономической прочности быстро "съедался" через повышение цен нашими российскими производителями, которые, в свою очередь, пытались хоть как-то компенсировать рост тарифов, стоимости материалов и зарплат. Чтобы был эффект - вопрос должен решаться системно. Нужны доступность энергоносителей, дорожная инфраструктура, кадры, много еще чего.

            И производители оборудования, кто глубоко анализирует экономические процессы, уже начали структурную перестройку бизнеса. Например, один из крупнейших российских производителей двигателей уже объявил о том, что прекращает с нового года производство стандартного общепромышленного оборудования. Более того - распродает оборудование. То есть, он посчитал и понял, что ему не удастся выжить, надо сжаться до уровня высококвалифицированного кооператива, уходить от малодоходного и временами убыточного массового производства в сложное мелкосерийное, но с большей добавленной стоимостью. При такой тенденции одно из крупнейших предприятий России в нашей отрасли через несколько лет станет небольшой научно-производственной фирмой.

            - Насколько, при той макроэкономической сложности для российского производителя и недобросовестной конкуренции, вам удалось развиться в собственном производстве и НИОКРе. Что-то значимое удалось сделать за последнее время?

            - Удалось. Мы серьезно расширили линейку электродвигателей, у нас появилось несколько специальных серий, в том числе, разработали специальную серию электродвигателей для птицефабрик, где повышенная кислотность среды. Дополнена линейка крановых электромоторов, осваиваем производство высоковольтных двигателей - все больше и больше проходит заказов по крупным высоковольтным электромоторам. Запущены в серийное производство консольные и консольно-моноблочные насосы серий К и КМ, соответственно. Стараемся не стоять на месте по каждой из наших линеек продукции, осваиваем новые ниши: в прошлом году мы запустили серию тепловентиляционной техники, и на сегодня эта продукция очень востребована. Мы увеличили количество производственных операций, которые мы осуществляем в России. Так, на производственном участке на базе нашего партнера ГК "Практик" в Нижнем Новгороде мы освоили серийную доработку наших двигателей - установку электромагнитных тормозов, доработку двигателя для использования его в составе с частотно-регулируемым приводом (серия АДЧР).

            В целом, что касается наших позиций, - нам их удалось удержать за счет диверсификации и расширения линейки продукции, даже, отчасти, укрепить. Ключевые проблемы, которые мы видим, в основном, лежат в макроэкономической плоскости. За тот год, который мы прожили, в нашей экономике лучше не стало - на глазах исчезают конечные потребители, которым нужны моторы - закрываются производства.

            Тем не менее, будем надеяться, что структурные сдвиги в экономике все-таки произойдут и вырулят в нужном для нашей страны направлении. Этого - а еще разумных и взвешенных решений - нам всем хочется пожелать.