Урал / Эксклюзив 24 февраля 2010 г. 12:39

И.о. гендиректора корпорации "Урал промышленный – Урал Полярный" Р.Мукумов: "Заказов в рамках проекта хватит для загрузки уральских предприятий на годы вперед"

И.о. гендиректора корпорации "Урал промышленный – Урал Полярный" Р.Мукумов: "Заказов в рамках проекта хватит для загрузки уральских предприятий на годы вперед"

2010 год для проекта "Урал промышленный – Урал Полярный" запланирован как период "большого старта", когда из подготовительного периода исследований и согласований проект выходит на этап физической реализации по всем ключевым направлениям. Для уральской промышленности, живущей в ожидании то ли оживления рынков, то ли обещанной очередной кризисной волны, этот проект может оказаться как нельзя кстати - руководители корпорации намерены размещать заказы и подряды прежде всего в интересах экономики уральского региона. Об этапах, которые предстоит пройти проекту в текущем году, и тех возможностях, которые он рождает для экономики УрФО, агентству "Интерфакс-Урал" рассказал и.о. генерального директора корпорации "Урал промышленный – Урал Полярный" Ремир Мукумов.

- Ремир Эркинович, корпорация планирует road-show в регионах УрФО, на Ближнем Востоке, в Европе. Какова цель этого мероприятия для Урала, где, казалось бы, целевая аудитория и без того наслышана о проекте "Урал промышленный – Урал Полярный"?

- Дело в том, что планируемая нами серия мероприятий road-show имеет не декоративно-презентационный, а вполне рабочий характер. Исходя из этого, мы определяем и целевые группы.

В ходе работы в регионах УрФО мы хотим представить перечень того оборудования, комплектующих, стройматериалов, которые необходимы для ведения строительных работ в сфере транспортной инфраструктуры, возведения объектов энергетики, проведения геологоразведки и добычи полезных ископаемых. Наш анализ показывает, что предприятия Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей в состоянии представить нам соответствующую номенклатуру. Однако требования, которые мы предъявим к этой продукции, будут высокими.

Речь пойдет, по факту, о модернизации соответствующих производств Урала. Именно для состыковки наших позиций мы и хотим провести road-show. Поэтому и базовой целевой группой для нас станут представители промышленного сообщества Урала, руководители машиностроительных, металлургических предприятий, предприятий строительного комплекса. Речь пойдет об объемах заказов, которых хватит для загрузки целых предприятий этих отраслей на несколько лет вперед.

Естественно, что нельзя забывать и об общественном "фоне" в целом, поэтому все наши мероприятия будут открыты для прессы, общественных организаций, структур, занимающихся вопросами экологии.

- С чем связана столь необычная география предполагаемых зарубежных мероприятий, особенно имеется в виду столь пристальное внимание к ближневосточному региону?

- Что касается road-show за пределами России, то задачи здесь тоже понятны и связаны с привлечением максимально широкого числа инвесторов. Напомню, речь идет о необходимости выполнения колоссального объема работы - строительстве более 1200 км железных дорог, почти 800 км автомобильной дороги, двух уникальных мостовых переходов, 8 электростанций, освоении 10 крупнейших месторождений хромитов, железных и медно-цинковых руд, углей высокой калорийности.

Общий объем инвестиций составит более 830 млрд рублей в ценах на 1 января 2009 года. С учетом того, что проект основан на принципах государственно-частного партнерства, бюджетные средства к реализации проекта привлечены будут, но их объем не превысит четверти общего объема финансирования. Соответственно еще три четверти средств будут вложены частными инвесторами.

Интерес к проекту проявляют представители государств Персидского залива: подписан меморандум о взаимопонимании с фондом Novaar Capital Management, представляющим интересы королевской семьи Саудовской Аравии. Есть внимание и интересные предложения от компаний из других арабских стран, а также из государств Европы.

- Возможно ли уже озвучить информацию о сотрудничестве с фондом Novaar Capital Management, какие проекты стоят за этим сотрудничеством, когда и в каких объемах планируется получить финансирование, чьей была инициатива по появлению этого партнера в проекте?

- Заинтересованность в сотрудничестве с нами высказали наши партнеры из фонда Novaar во второй половине прошлого года. После совместного изучения вопросов взаимодействия в декабре 2009 года был подписан меморандум о взаимопонимании. Согласно ему, нами создана совместная рабочая группа, которая приступила к разработке инвестиционного соглашения, оцениваемого в $750 млн.

- Что корпорация предлагает инвесторам в обмен на финансирование – долю участия в проекте, доступ к природным ресурсам или что-то еще?

- Что касается интересов инвесторов, то формат защиты их инвестиций мы обсуждаем с каждым из них отдельно. При необходимости и интересе с их стороны речь может идти и об участии в обществе, и о соглашениях о разделе продукции. Принцип один - корпорация должна реализовать свои уставные задачи, а инвестор - получить прибыль.

- Предполагается ли, что среди акционеров корпорации появятся не только регионы УрФО, но и частные компании?

- Сейчас пока говорить об этом не стоит. Решение должно быть принято на Попечительском совете.

- Анализ рынка, проведенный корпорацией, выявил, что все ключевые горно-металлургические компании УрФО обеспечены сырьем на ближайшие 60-70 лет. Можно ли говорить о некоей корректировке концепции проекта, ведь изначально во главу угла ставились именно развитие и переработка минерально-сырьевой базы Полярного Урала, сейчас же акценты изменились – речь идет в первую очередь о транспортном и энергетическом развитии ЯНАО?

- Ситуация меняется очень динамично. По итогам работы в предыдущий период цели и задачи корпорации были уточнены. В конечном итоге наша главная задача сегодня – содействовать социально-экономическому развитию регионов Урала и Западной Сибири. Это невозможно без завершения транспортно-логистической сферы Ямала, Югры, севера Свердловской области, это невозможно без обеспечения энергетической безопасности региона. Но и работа по освоению лицензированных участков недропользования будет продолжена.

Подчеркну – речь идет о комплексном инвестиционном проекте. Проект будет иметь мультипликативный эффект для развития экономики Урала и Западной Сибири. Будут созданы условия для диверсификации моноукладных территорий Ямала и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, обеспечены заказами машиностроительные предприятия Курганской, Свердловской, Челябинской областей, создано не менее 40 тыс. новых рабочих мест.

- Есть ли сегодня понимание того, в каких объемах, в какие сроки и по каким минералам в первую очередь будет разрабатываться сырьевая база Полярного Урала? Когда начнется эта работа, кто и в каких объемах ее будет финансировать, с учетом того, что у бизнеса нет "горящих" потребностей в минерально-сырьевой базе?

- Блок освоения природных ресурсов должен быть реализован в соответствии с двумя основными документами, разработанными Федеральным агентством по недропользованию – это "Комплексный план геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Северного, Приполярного и Полярного Урала на 2006-2009 годы" и "Комплексный план по развитию минерально-сырьевой базы "Урал промышленный - Урал Полярный" на 2010-2015 годы".

Планом 2006-2009 годов предусматривались работы по региональному геологическому изучению недр и прогнозированию полезных ископаемых за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов округа, входящих в состав УрФО, а также поиски и оценка месторождений за счёт средств недропользователей.

Для решения поставленных задач корпорацией в 2007-2008 годах было приобретено девять лицензий на объекты, содержащие импортозамещающие природные ресурсы для металлургической промышленности Среднего Урала.

ОАО "Корпорация Урал промышленный - Урал Полярный" инициировало проведение Институтом геологии и геохимии Уральского отделения РАН независимой экспертизы варианта проекта "Комплексного плана по развитию минерально-сырьевой базы «Урал промышленный – Урал Полярный" на 2010-2015 годы", подготовленного Федеральным агентством по недропользованию. Результаты обозначенной экспертизы представлены в министерство природных ресурсов РФ.

По данным Уральского отделения РАН, общая стоимость твердых полезных ископаемых, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот в результате освоения Полярного и Приполярного Урала, составляет порядка 7,5 трлн рублей. Речь идет, как я уже говорил, о запасах хромитов, железных и медно-цинковых руд, углей высокой калорийности.

По объектам недропользования ОАО "Корпорация Урал промышленный – Урал Полярный" и его дочерних обществ работы выполняются, в основном, согласно лицензионным соглашениям. По двум объектам (строительные материалы и медно-цинковые руды) привлечены частные инвесторы, которые в их освоение уже вложили более 400 млн рублей. На остальные семь объектов составлены проекты на геологическое изучение, которые получили положительное заключение ФГУП "Геолэкспертиза". Освоение этих участков планируется начать уже в нынешнем, 2010 году.

- Когда и в каких объемах планируется получить средства из инвестфонда на реализацию программ 2010 года? Помогают ли в текущем году финансированием акционеры, в каких объемах и под какие задачи?

- Работа с инвестфондом, заявка в который была отправлена 20 октября 2009 года, ведется. Мы ожидаем завершения этой работы в первой половине текущего года. Акционеры полностью выполняют взятые на себя обязательства. Об объеме финансирования я бы предпочел не говорить, отмечу лишь, что финансирование ведется под исполнение уставных задач корпорации - возведение транспортных, энергетических объектов, освоение запасов полезных ископаемых Полярного Урала.

- Какова программа финансирования проекта на 2011-2015 годы и из каких источников?

- Приведу информацию, прежде всего, по транспортной составляющей. В соответствии с концепцией проекта, финансирование строительства объектов транспортной инфраструктуры комплексного инвестиционного проекта "Урал промышленный – Урал Полярный" в ценах на 1 января 2009 года выглядит так: на строительство железнодорожной линия Полуночное – Обская – Салехард будет выделено 102,5 млрд рублей. Эта дорога будет полностью построена за счет средств инвестиционного фонда Российской Федерации. 36% от сметной стоимости железнодорожной линии Салехард – Надым, а это 20,4 млрд рублей, также будут выделены из средств инвестфонда РФ. Остальная часть - 36,5 млрд рублей будут привлечены от частного инвестора.

Кроме того, за счет средств федерального бюджета и бюджета ЯНАО планируется строительство совмещенного мостового перехода через реку Обь стоимостью 56,7 млрд рублей. Также за счет средств бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа планируется строительство совмещенного мостового перехода через реку Надым.

И здесь чрезвычайно важно то, что мы подтвердили рентабельность сети возводимых дорог - подтвержденная загруженность железных дорог вдвое превышает порог рентабельности.

- Если учесть все корректировки, то как в настоящее время выглядит "макрокартина" по проекту – какие этапы в какой последовательности планируется реализовывать, к какому моменту можно будет говорить о выходе проекта на полную мощность? 

- Подводя итоги, отмечу следующее. В 2010 г. начался второй этап проекта – этап строительства инфраструктуры. В 2010 г. планируется запустить строительство двух железных дорог, электростанции, всех девяти лицензионных участков недропользования. В 2011 г. Корпорация окончательно войдет в режим деятельности "агентства развития" территорий Уральского федерального округа. И, что не менее важно, каждый шаг нашей работы будет прозрачен и понятен. С марта в эксплуатацию будет введен новый интернет-портал корпорации, что позволит значительно расширить наши возможности по сотрудничеству с общественностью и СМИ.