Выход из кризиса, восстановление экономики, рост энергопотребления требуют активного развития энергетической отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. Актуальность этого направления подтверждают данные о среднем уровне износа установленных генерирующих мощностей и электросетевого хозяйства в России, который в настоящее время составляет почти 60%. Для решения этой проблемы необходимы масштабные финансовые средства. Свердловская область выбрана в качестве пилотной территории по реализации федеральной целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года". О том, когда начнется реализация программы, какие проекты реализуются в сфере энергетики, а также о планах региона по решению проблем в сфере ЖКХ на 2010 год в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Юрий Шевелев.
- Юрий Петрович, хотелось бы начать беседу с самой насущной темы для жителей Свердловской области. Свердловское правительство подняло вопрос о завышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ряде муниципальных образований области. Расскажите об этом подробнее.
- Действительно, мы говорим о том, что в каких-то муниципальных образованиях платежи за жилищно-коммунальные услуги с 1 января 2010 года выросли в большей степени, в каких-то - в меньшей. Плата за ЖКУ, во-первых, зависит от тарифов на тепло, электроэнергию, во-вторых - от установленных нормативов потребления.
Совместно с Региональной энергетической комиссией Свердловской области мы провели анализ причин роста платежей на ЖКУ. Если по области в 2010 году средний рост тарифа на тепло, электроэнергию, услуги водоотведения составил 18,5%, что ниже предельного уровня, который нам задавался Федеральной службой по тарифам, то по жилищно-коммунальным услугам у нас на 23 территориях темп роста платежей составил выше 30%, в 16 муниципальных образованиях - более 50%. По итогам анализа ситуации была образована комиссия во главе с председателем правительства Свердловской области Анатолием Леонидовичем Грединым.
- Чем вызвана сложившаяся ситуация с тарифами? Какие меры принимаются для ее стабилизации?
- Когда стали анализировать, почему сложилась такая ситуация в определенных муниципальных образованиях, выяснилось, что на их территориях муниципальные сети отданы в аренду и, как правило, там работают несколько ресурсоснабжающих организаций.
Второй момент - муниципальные предприятия, которые, условно говоря, вчера оказывали услуги по поставкам энергоресурсов, вдруг оказались раздробленными. Если раньше было одно муниципальное унитарное предприятие (МУП), в которое входило несколько котельных, и объем тепловой энергии был выше, то теперь на его базе создано несколько организаций. Пропорция простая - чем больше объем, тем ниже тариф. В данном случае затраты на производство одной гигакаллории вырастают в разы. В итоге совокупность данных факторов привела к увеличению размера платежей населения за жилищно-коммунальные услуги.
Комиссия в настоящее время рассматривает вопросы по оптимизации принятых тарифно-балансовых решений в части платежей за ЖКУ. Предполагается объединение компаний поставляющих теплоэнергоресурсы (ТЭР) на территории проблемных муниципалитетов, а также соответствующие организационные изменения. Вложения финансовых средств для того, чтобы провести данную работу, не потребуется.
- Есть ли уже положительные итоги работы с муниципалитетами в этом направлении?
- Например, в Артемовском городском округе, где было много жалоб от граждан, мы занимались оптимизацией схемы теплоснабжения. Так, на 2010 год администрация этого муниципального образования заявила индекс изменения платы граждан, обслуживающихся в МУП "Сосновоборское ЖКХ", на 56,5%. С учетом данного индекса плата населения за ЖКУ возросла до 80,36 рублей за квадратный метр. После того, как было предложено принять меры по объединению неэффективных котельных в рамках одной энергоснабжающей организации, индекс платежей уменьшился до 119%, а размер платы граждан снизился до 61,31 рубля за квадратный метр.
Кроме того, в Артемовском был проведен пересчет норматива за горячую воду. Этот норматив не пересматривался там в течение трех лет. В результате был установлен новый норматив. Так, если раньше плата составляла 135,9 рубля за кубометр, то после пересмотра нормативов она снизилась до 84,92 рубля за кубометр, а по селу Покровскому (Артемовский городской округ - ИФ) плата до пересмотра норматива составляла 249,38 рубля за кубометр, после - 115,44 рубля за кубометр.
Главы муниципальных образований региона должны не просто уделять внимание вопросам местного значения, куда, прежде всего, входит жилищно-коммунальный комплекс, но и принимать действенные меры, а не самоустраняться в решении данных вопросов.
- Когда планируется привести тарифы в порядок?
- Мы должны до конца марта закончить рассмотрение сложившейся ситуации в муниципалитетах, а в апреле принять на уровне муниципальных образований соответствующие организационные изменения. С учетом этих изменений в квитанциях по оплате коммунальных услуг за март должен быть сделан соответствующий перерасчет.
- Известно, что в настоящее время износ сетей в Свердловской области составляет около 60%. Сколько, по Вашим оценкам, необходимо вложить инвестиций для реформирования комплекса ЖКХ Свердловской области, и в какие сроки? Назовите основные источники финансирования этих работ.
- Если говорить про весь жилищно-коммунальный комплекс Свердловской области, то для его полной модернизации, по оценке экспертов, требуется 270 млрд рублей. Данная оценка включает непосредственно модернизацию коммунальной сферы с учетом тепловых сетей и тепловых источников, плюс все, что связано с водоотведением и водоснабжением.
Реформирование комплекса будет реализовываться, прежде всего, за счет средств федерального, областного, местных бюджетов, привлеченных кредитных ресурсов - как средств инвесторов, так и банков, а также за счет средств собственников жилья.
- Ранее сообщалось, что Свердловская область может стать пилотным регионом по реализации ФЦП по модернизации ЖКХ. Как будет выглядеть работа в этом направлении, на каком этапе она находится сейчас?
- Три недели назад было подписано соглашение по участию Свердловской области в качестве пилотной территории по реализации федеральной целевой программы (ФЦП) "Реформирование и модернизация жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года". Это совершенно новая программа. Ее концепция была утверждена правительством РФ 2 февраля 2010 года. Мы первый из субъектов, который подписал соглашение с министерством регионального развития, Внешэкономбанком и Российским банком реконструкции и развития по модернизации коммунальной инфраструктуры.
У нас создана рабочая группа. В настоящее время в муниципальных образованиях области мы заканчиваем работу по анализу состояния коммунальной инфраструктуры, по наличию тех или иных муниципальных проектов и программ в области ЖКХ. Обязательно изучается состояние расчетной дисциплины, поскольку в рамках ФЦП одним из важных факторов является прозрачность платежей за жилищно-коммунальные услуги. Поэтому в рамках этой же программы идет работа по созданию областного расчетного центра учета платежей за энергоресурсы.
- Какой объем средств заложен в данной программе? Когда планируется приступить к ее непосредственной реализации?
- Объем средств данной программы в целом по РФ составляет 1 трлн рублей, в том числе 450 млрд рублей - средства федерального бюджета. В соответствии с графиком рабочей группы 27 марта 2010 года должен быть закончен сбор и обработка всей первичной информации о состоянии коммунальной инфраструктуры в муниципалитетах, затем будет разработана программа комплексного развития (ПКР). ПКР - одно из основных условий участия в реализации данной ФЦП. Далее будут определены пилотные муниципальные образования, на территории которых уже в текущем году начнется реализация целевой программы.
В качестве пилотных территорий рассматриваются города Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский и Асбест. По этим муниципальным образованиям уже разрабатываются программы комплексного развития. В 2010 году мы планируем направить на реализацию мероприятий программы 5 млрд рублей - это средства федерального бюджета, которые будут предоставлены через Внешэкономбанк.
- Два года подряд - 2008 и 2009 - Свердловская область принимала участие в программе фонда по содействию развитию ЖКХ. Выбран ли лимит финансирования по данной программе, планируется ли подача заявки на участие в 2010 году?
- Да, лимит средств по программе фонда выбран на период до 2012 года. Вы знаете, что 5 млрд рублей было направлено из федерального бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов, и 1,8 млрд рублей - на отселение граждан из аварийного и ветхого жилья, также осуществлялось софинансирование со стороны Свердловской области и муниципальных образований. Работа по 2009 году полностью сделана, все средства освоены. Благодаря реализации программы более 500 тыс. человек улучшило условия проживания, было установлено 1,2 тыс. новых лифтов отечественного производства, 4,5 тыс. приборов учета энергоресурсов, создано более 12 тыс. дополнительных рабочих мест.
С учетом таких положительных результатов население просит нас не останавливаться на достигнутом и продолжать участие в программе. Поэтому при поддержке губернатора Свердловской области Александра Мишарина сейчас ведется работа по получению дополнительных лимитов финансовых средств на реализацию в 2010 году ФЗ N185 "О фонде содействию реформировании жилищно-коммунального хозяйства". Мы сформировали соответствующую заявку. Количество муниципальных образований, выполнивших необходимые условия программы, в этом году составляет 65. Напомню, что в 2008 году их было 11, в 2009 году - 28. Активность населения растет, люди действительно видят, что получены реальные результаты, и, соответственно, желают участвовать в этой программе.
До конца марта в фонде мы наравне с другими субъектами РФ защищаем наш отчет о выполнении программы 2009 года, после этого фонд на правлении принимает решение о продолжении участия региона в программе в 2010 году. Мы надеемся на положительное решение, потому что мы достигли хороших результатов, и у нас есть уверенность, что в 2010 году программа получит свое логическое продолжение.
- Каков финансовый объем заявки 2010 года?
- Объем заявки сформирован достаточно серьезный, не ниже 3 млрд рублей.
- Как в Свердловской области проходит работа по внедрению приборов учета ресурсов, каков в настоящее время процент охвата?
- Бюджетные учреждения на сегодняшний момент оснащены приборами учета на 100%. Картина по обвязке приборами учета многоквартирных домов области по итогам 2009 года: по горячей воде - 26%, по холодной воде - 44%, по газу- 40%, по электрической энергии - 97%, по тепловой энергии - 32%.
Одним из целевых показателей программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года" является 100-процентное оснащение приборами учета всех энергоресурсов к 2020 году. У нас, с учетом тех темпов, которые мы набрали, это произойдет, я думаю, раньше этого срока.
По тем же бюджетным учреждениям мы уже находимся в следующей стадии процесса - регулирования потребления теплоресурсов, поскольку приборами учета все учреждения оснащены. Для этого мы ставим соответствующие средства регулирования ТЭР. Необходимо, чтобы была оптимизация расхода ресурсов в зависимости от потребности, чтобы не было нерационального использования энергоресурсов. Автоматика, регулирование позволяют это сделать в зависимости от погодных условий, от количества людей, находящихся в помещении, от температуры подающего теплоносителя.
- Планируется ли выделение средств из областного бюджета на эти цели, в каком объеме и в какие сроки?
- Средства фонда содействия реформированию ЖКХ уже направлялись на эти цели в 2008 и 2009 годах. Было установлено более 4 тыс. приборов учета. По программам правительства Свердловской области учетом охвачены все бюджетные учреждения области. Установка приборов учета должна производиться за счет средств собственника, об этом прямо говорится в 261 федеральном законе. По ФЗ N185 в области было установлено более 4,5 тыс. приборов учета.
- На каком этапе находится создание в регионе единой теплоэнергетической компании?
- Единая теплоэнергетическая компания - это тоже одно из направлений комплексной федеральной целевой программы, по которой мы идем. Теплоэнергетическая компания создается на базе "Облкоммунэнерго". Сейчас мы закончили работу по анализу состояния муниципальных образований в части их тепловых активов. Был определен перечень пилотных муниципальных образований.
- Назовите муниципалитеты, которые выбраны в качестве пилотных.
- Пока, наверное, рано их называть, так как существует много факторов, которые, несмотря на то, что муниципалитеты уже определены в качестве пилотов, могут повлиять на их участие в создании единой теплоэнергетической компании. Это и качество предоставляемых услуг, и наличие тарифно-балансового решения, которые бы никаким образом не отражались на населении как на конечном потребителе данных услуг. Тем более, что до конца этого года не везде заканчиваются сроки аренды муниципальных источников. Но можно точно говорить о том, что эта компания уже в рамках подготовки к следующему отопительному сезону должна начать работать по ряду муниципальных образований.
В настоящее время "Облкоммунэнерго" принимает активное участие в конкурсах на аренду муниципальных теплоисточников, и с начала следующего отопительного сезона в соответствии с графиком очередности укрупнения активов оно приступит непосредственно к операционной деятельности на территории выбранных муниципальных образований в части поставок тепловой энергии.
- Недавно стало известно о создании единой газораспределительной компании. На какой стадии находится эта работа, каковы основные параметры проекта?
- Все - единая теплоэнергетическая компания, единая газораспределительная организация - делается в рамках комплексного подхода. На сегодняшний день на территории области действует восемь газораспределительных организаций. У всех этих компаний - различные объемы транспортировки газа, тарифы. Кроме того, у них совершенно разное отношение к инвестициям в развитие, а также к вопросам содержания оборудования и безопасности. Для того, чтобы работу газораспределительных компаний упорядочить, оптимизировать, прежде всего, с точки зрения энергетической безопасности Свердловской области, было принято решение о создании рабочей группы. В нее вошли председатель правительства Свердловской области Анатолий Гредин, министр по управлению государственным имуществом Владимир Левченко, я, а также представители газораспределительных компаний в лице их генеральных директоров.
В рамках этой группы сейчас идет работа по разработке мероприятий в части консолидации активов компаний, выбор соответствующей схемы управления. В конце апреля после проведенного анализа мы должны представить предварительные предложения. Затем с учетом этих предложений и понимая, что все газораспределительные организации это разные юридические лица, у всех свои собственники, с учетом того, что собственность есть и у Свердловской области - будут определены процедурные вопросы по созданию единой газораспределительной организации.
Планируется, что в новой газораспределительной компании правительство Свердловской области будет владеть блокирующим пакетом акций, не менее.
- Какой объем генерирующих мощностей планируется ввести в Свердловской области в 2010 году? Какие компании будут реализовывать эти проекты, их стоимость?
- Ключевыми объектами программы 2010 года являются два проекта. Первый - в части генерации - это ввод ПГУ 410 МВт на Среднеуральской ГРЭС ОАО "Энел ОГК-5", который по графику намечен на декабрь. Новый энергоблок будет иметь КПД более 57% - в сравнении с советскими аналогами 1960-1970- годов, у которых этот показатель составлял 40%. Реализация проекта по расширению Среднеуральской ГРЭС позволит вырабатывать значительное количество дополнительной тепловой и электрической энергии при рациональном, экономном расходовании природных ресурсов и сохранении чистоты воздуха и источников водоснабжения. Стоимость реализации проекта 12,5 млрд рублей.
Второй - в части передачи электрической энергии - это линия электропередачи "Северная - БАЗ". Ввод линии в эксплуатацию, запланированный на 2010 год, даст импульс развитию инфраструктуры городов севера Свердловской области, позволит увеличить пропускную способность сети в Серово-Богословском энергоузле, а также повысить надежность электроснабжения потребителей Соликамско-Березниковского энергоузла Пермского края.
Строительство линии осуществляется в рамках соглашений о взаимодействии с администрациями Свердловской области и Пермского края, направленных на повышение надежности электроснабжения и создание условий для подключения к электрическим сетям потребителей двух уральских регионов. Инвестиции ОАО "ФСК ЕЭС" в строительство энергообъекта превысят 6 млрд рублей.
- На сколько сократилось потребление электроэнергии в области и когда планируется выйти на докризисный уровень?
- Энергопотребление сократилось в среднем на 12%. Однако сокращение произошло неравномерное. Так, например, в Екатеринбурге наоборот был зафиксирован рост энергопотребления.
С конца прошлого года мы уже фиксируем планомерное увеличение энергопотребления, потому что ситуация в экономике улучшается, предприятия начинают увеличивать объем выпускаемой продукции.
На самом деле снижение произошло еще в 90-е годы, потребление тогда составляло 52 млрд кВт.ч, накануне текущего кризиса - 47,7 млрд кВт.ч, сейчас - около 43 млрд кВт.ч. Восстановление уровня начала 2008 года прогнозируется к 2012 году, а уровня 1990-х годов - к 2018-2020 годам.
- Насколько регион привлекателен для инвесторов в области энергетики и ЖКХ. Какие проекты уже реализуются, а какие только планируется осуществить на территории области. Чаще выступают инвесторами отечественные или иностранные компании?
- Безусловно, регион привлекателен. Свердловская область - крупный промышленный регион, полностью самодостаточный - будь то по сельскому хозяйству, будь то по промышленности - все, что необходимо, мы производим.
Регион очень удобно расположен географически. Он находится практически в центре всех транспортно - логистических схем. Инвесторы идут в регион, и объем инвестиций каждый год увеличивается. Так, на примере того же блока 410 МВт Среднеуральской ГРЭС: итальянский инвестор вкладывает в строительство новых генерирующих мощностей порядка 18 млрд рублей. Кроме этого, интерес проявляют финские, чешские, венгерские компании.
Вообще, интересантов много, но понятно, что они подходят ко всему очень осторожно, для того, чтобы точно быть уверенным в том результате вложения инвестиций, которые они планируют. Поэтому кто-то еще только оценивает ситуацию, кто-то, как итальянцы, уже инвестирует. Это нормальный поступательный и планомерный процесс.
- Как в настоящее время в регионе складывается ситуация с задолженностью потребителей за ТЭР. Какова тенденция?
- Долги традиционно накапливаются зимой, но в этом году рост меньше, чем в прошлом году. Долги перед основными поставщиками энергоресурсов составляют 5,2 млрд рублей, а перед всеми поставщиками – 9,5 млрд рублей.
Самый платежеспособный потребитель сегодня - население. Проблема состоит в том, что изменилась структура платежей. Сейчас денежные средства поступают через управляющие компании. К сожалению, имеются отрицательные примеры, когда управляющие компании не своевременно либо и вовсе не расплачиваются с поставщиками топливно-энергетических ресурсов. Как правило, должниками за поставленные ТЭР являются управляющие компании, предприятия ЖКХ, а также ресурсоснабжающие организации.
В свою очередь, объем сбора денежных средств за поставленные ресурсы по сравнению с докризисным годом уменьшился. Так, на сегодняшний день он составляет порядка 95%, ранее - 98%. Сумма, предъявляемая к оплате, если сравнивать с прошлым годом, с учетом прохождения осенне-зимнего периода, а также с учетом того, что зима была холодная, - больше. Но при этом мы находимся в объеме задолженности прошлого года. Хотя не буду отрицать, что с 1 октября 2009 года по 1 марта 2010 года наблюдается отрицательная динамика по увеличению задолженности. Объем неоплачиваемого текущего потребления растет.
- Оцените реальную ситуацию в сфере энергетики и ЖКХ сегодня. Обеспечат ли реализуемые программы решение существующих проблем.
- Ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства непростая, но стабильная. Почему стабильная? Во-первых, несмотря на те проблемы, о которых мы говорили, ситуация остается управляемой.
Зима 2009-2010 годов была с аномально низкими температурами, но аварий за все время прохождения данного периода не было, были только аварийные ситуации и технологические сбои. Все системы жизнеобеспечения работали, энергоресурсы поставлялись вовремя.
Нам предстоят большие задачи по реформированию комплекса ЖКХ, по приведению систем жизнеобеспечения на более высокий уровень. Необходимо, чтобы услуги, оказываемые жилищно-коммунальным комплексом, были качественными и доступными для населения, в том числе и те тарифы на ЖКУ, о которых мы говорили в самом начале, должны быть адекватными. Задачи очень большие. Я уверен, что мы с ними справимся, так как есть поддержка губернатора, а, кроме того, область принимает активное участие в федеральных целевых программах. Думаю, мы обязательно добьемся положительного результата!
- Юрий Петрович, мы с Вами беседуем в преддверии дня работника ЖКХ. Что бы Вы хотели пожелать всем занятым в этой сфере?
- От всей души поздравляю работников жилищно-коммунального комплекса с профессиональным праздником. Я очень всем благодарен за ту повседневную и трудную работу, которую каждый из вас проводит, так как это очень не простой труд с большой степенью ответственности, прежде всего, перед населением. Несмотря на то, что появляются те или иные вопросы, работники жилищно-коммунального комплекса достойно справляются с поставкой энергоресурсов, с оказанием услуг населению.
Очень низкий поклон и благодарность ветеранам профессии. Несмотря на то, что многие из них вышли на заслуженный отдых, они оказывают помощь, консультируют молодых работников комплекса, участвуют во всевозможных семинарах, делятся своим опытом и принимают активное участие в общественной жизни предприятий жилищно-коммунального хозяйства, в общественной жизни профсоюза ЖКХ, а также министерства энергетики и ЖКХ. Огромное им спасибо.
Желаю всем здоровья, счастья, благополучия, успехов в нашей повседневной работе, самое главное - не останавливаться на достигнутом и не быть равнодушными к тем проблемам, которые у нас есть. Мы вместе, коллективно должны эти проблемы решать!