В ХIII веке на окраине Екатеринбурга была организована богадельня при кладбищенской церкви, в начале следующего века на ее месте появился женский монастырь. Перед революцией 1917 года Ново-Тихвинский женский монастырь был уже ключевой духовной обителью города и, в сегодняшней терминологии, мощным "хозяйствующим субъектом" - насчитывал более 18 мастерских и почти 1000 насельниц. Возродился монастырь только в 1994 году, но и сегодня Ново-Тихвинский монастырь - не только духовный очаг православия. Монастырь, в результате роста мегаполиса оказавшийся теперь в центре Екатеринбурга, стал своего рода городом в городе - со своими мастерскими, строительными площадками, социальными, культурными и научными проектами. О сегодняшнем дне обители, о том, как удается сочетать современные технологии и достижения с ортодоксальным укладом, в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказала настоятельница монастыря, игуменья Доминика.
- Матушка Доминика, православные монастыри всегда были центрами развития передовых методов ведения хозяйства. Расскажите, пожалуйста, как организована хозяйственная деятельность обители, как она сочетается с каждодневной работой насельниц над своими душами?
- Вся деятельность монашествующих, в том числе и хозяйственная, должна содействовать их главной цели, а главная цель - это конечно, молитва, забота об очищении сердца. В нашем монастыре большинство послушаний занимаются возрождением древних церковных искусств: иконописи, богослужебного пения, вышивания. Для чего это нужно? Эти искусства приобщают к красоте православия, настраивают душу на молитву. Конечно, при этом мы стараемся организовать работу наших мастерских так, чтобы они приносили доход - с тем, чтобы монастырь мог содержать себя самостоятельно. Мы с большой признательностью принимаем помощь от благодетелей и государства, на эти средства восстанавливаем храмы и поддерживаем социальные проекты: приют для девочек, миссионерские и библейские курсы, благотворительную столовую. Но самих себя мы стараемся содержать трудом своих рук.
Наверное, наш монастырь нельзя назвать центром развития передовых методов хозяйствования, но технических новшеств мы не чуждаемся. Практически на всех послушаниях используются новые технологии. Например, сестры вышивают иконы на современных машинах с компьютерным программированием. Изучают древнегреческий и новогреческий языки с помощью сети Интернет (преподаватель ведет урок, находясь в Москве). На певческом послушании также проходят уроки древне-византийского пения (преподаватель находится в Греции).
Без технических новшеств трудно представить и строительство. Например, пару лет назад перед нами встала сложная задача - разобрать перекрытия в храме святого благоверного князя Александра Невского, который мы сейчас реставрируем. После революции храм был разделен на несколько этажей, там располагался сначала склад боеприпасов, потом музей. Разбирать железобетонные перекрытия в старом здании чрезвычайно сложно - можно легко повредить стены. И мы обратились к новой, редкой технологии: заказали специальный кран, который мог въехать в храм через двери. Этот кран держал балку, а специальное устройство с алмазными наконечниками отрезало балку от стен.
Активную хозяйственную деятельность вполне можно совместить с деятельностью внутренней, которая, как я сказала, для нас является главной. Для этого мы стараемся создать внутри обители особый, размеренный строй жизни. В монастыре отводится равное количество времени на молитву и на работу - по семь-восемь часов. Эти занятия чередуются: утро начинается с богослужения в храме, затем около девяти утра сестры выходят на послушания, в середине дня вновь один час посвящается молитве, и вечер завершается духовным чтением и молитвой (три-четыре часа).
- В монастыре функционируют несколько мастерских. Учитываются ли желания и способности монахинь при распределении на послушание в ту или иную мастерскую? Часто ли монахини и послушницы продолжают послушание в рамках профессии, обретенной за стенами монастыря, в светской жизни, или обучение проходит уже в монастыре?
- Конечно, мы учитываем и способности, и полученное прежде образование, и душевный склад человека. Как правило, человек с музыкальным образованием получает послушание в певческой, с художественным - в иконописной мастерской. Почти всегда знаний, приобретенных в миру, оказывается недостаточно для монастырского послушания. Ведь одно дело - писать пейзажи или портреты, и совсем другое - заниматься иконописью в традициях Византии XIV века. Практически на всех послушаниях вновь поступившие сестры обучаются дополнительно.
Иногда бывает и так, что полученная в миру профессия не соответствует способностям сестры, а в монастыре у нее неожиданно раскрываются таланты, о которых она и сама не догадывалась. Например, у нас есть сестра, которая в миру защитила кандидатскую диссертацию по экономике, в монастыре же у нее проявились хорошие способности и любовь к языкам, и она несет послушание в греко-славянском кабинете.
- Ново-Тихвинский монастырь еще до революции славился работами иконописной мастерской. Как поставлена работа иконописной мастерской сегодня? Какие инновации привозят сестры-иконописцы из своих поездок в другие регионы и страны?
- Иконописное послушание было одним из основных в дореволюционной обители, на нем было занято около ста сестер. И когда монастырь открылся вновь, оно было возрождено одним из первых. Мы стараемся возобновить традиции канонической византийской иконописи, потому что такие иконы создают правильный молитвенный настрой. Начинали мы практически с нуля, методом проб и ошибок. Копировали репродукции старинных икон, искали книги по византийскому искусству, обращались за советами к разным иконописцам, ездили на стажировку в иконописные школы. Сегодня в мастерскую поступает много заказов от приходов, монастырей и от частных лиц. Не так давно пять наших сестер-иконописцев приняты в Союз художников России. Для нас это знак того, что правильная, каноническая иконопись действительно возрождается и получает признание.
Для получения знаний по технике византийского письма сестры ездят в древние храмы и монастыри, где сохранились прекрасные образцы канонической иконописи - в Грецию, Турцию, Сербию. А "инновации", которые они оттуда привозят - живые впечатления от увиденных древних фресок и икон. Репродукция не может передать все тонкости письма. Когда сестры увидели в монастыре Хора (Стамбул) икону Воскресения Христова, то просто поразились, насколько она разнится от репродукции - тончайшие переходы цветов, необыкновенно живые лики…
Можно сказать, наши инновации в иконописном искусстве - это возвращение к старому. Сестры стараются все делать по рецептам, сохранившимся от древних мастеров. Византийские мастера писали яичной темперой. Сестры сейчас пишут такими же красками и закрепляют льняной олифой. Икона получается на века - со временем краски становятся только тверже, как бы каменеют. В Византии были самые совершенные иконописные технологии, до сих пор непревзойденные. Некоторые из них до сих пор не раскрыты. Например, византийским мастерам удавалось писать золотые нимбы так, что они своим сиянием ярко выделялись на общем, тоже золотом, фоне иконы. Мы надеемся, что когда-нибудь узнаем секрет этой техники.
- Расскажите о педагогической и просветительской деятельности обители.
- Монастыри всегда содействовали распространению христианской веры, и мы стараемся продолжать эту традицию. В наше время проблема православного образования стоит остро. Бывает такое, что человек тянется к православной вере, или даже уже и крещен, но православия по-настоящему не знает. Бывает и другое: человек верующий, воцерковленный хочет привести к вере своих знакомых, друзей, но не умеет объяснить, доказать истины веры. Поэтому несколько лет назад по благословению духовника нашей обители схиигумена Авраама были открыты пятилетние Высшие миссионерские курсы. На этих курсах православных людей как раз учат правильно и глубоко понимать свою веру и рассказывать о ней другим. Слушателям курсов преподают литургику, догматическое богословие, историю Церкви, церковнославянский язык и множество других предметов, которые раскрывают для человека православие во всей его многогранности. Два раза в год проводится набор на курсы, обучение на них бесплатное. Занятия проходят при монастыре в Зеленой роще, в вечернее время, их ведут священники и преподаватели вузов.
Мы учитываем и то, что многие люди хотят побольше узнать о вере, но для них трудно посещать занятия три раза в неделю, сдавать экзамены - просто в силу возраста. Для таких людей у нас есть годичные библейские курсы. Занятия на них проходят один раз в неделю, ведут их те же преподаватели, что и на миссионерских курсах, экзаменов нет.
- С какой целью в монастыре организованы библиотечное, архивное и переводческое послушания? Есть ли у монахинь возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью, и если да, то в каких направлениях?
- Библиотека монастырю жизненно необходима. Ведь духовную жизнь часто называют "наукой из наук" - а как возможно науку освоить без книг? В нашей обители установлен ежедневный так называемый "час поучения" - особое время, отведенное для чтения творений святых отцов. Из книг мы черпаем теоретические и практические сведения о молитве, о способах приобретения добродетелей, обо всей системе духовной жизни. Кроме того, книги необходимы сестрам для работы, а студентам наших миссионерских курсов - для учебы. В нашей библиотеке много изданий (в том числе редких) по византийскому искусству, церковным канонам, истории, языкознанию, философии; энциклопедий и словарей. Сейчас в фондах библиотеки 57 тысяч томов, и четыре раза в год она пополняется. Создается электронный каталог.
Архивное послушание было организовано для изучения истории монастыря, сейчас оно преобразовано в церковно-исторический кабинет. Кроме того, сестры собирают сведения об уральских подвижниках, об их жизни и посмертных чудесах, и отправляют в Синодальную комиссию по канонизации святых. Благодаря этой работе канонизованы уже около семидесяти уральских святых.
Сестры, занятые в греко-славянском кабинете (иначе - на переводческом послушании), переводят с греческого и церковнославянского языков творения святых отцов, неизвестные или малоизвестные в России.
Что касается научной работы, сестры занимаются ею, если это помогает нашей главной цели - возрождению церковной культуры и духовной жизни. Например, сестры изучили традицию старчества на Урале (старцем называется опытный духовный наставник). В наше время, к сожалению, недооценивается значение руководства в духовной жизни, и мы собираемся выпустить книгу, которая показала бы, насколько это важно. Другой пример: монастырский хор воссоздал церковный певческий цикл XVI века, Великий полиелей Мултанский, необыкновенный по красоте и глубине содержания. Чтобы расшифровать его нотную запись, сестрам пришлось провести большую исследовательскую работу. Но в целом мы пока больше учимся, чем занимаемся исследованиями.
- Монастырь много лет ведет целый ряд социальных проектов. С какими трудностями пришлось столкнуться при их реализации, каких успехов удалось достигнуть?
- Когда мы открывали православный приют для девочек, у нас, конечно, были некоторые проблемы: долго не могли найти подходящее здание, екатеринбургские органы опеки не давали нам детей (что понятно, ведь нас еще не знали), и мы принимали детей из других городов области. Нелегко было подобрать сотрудников, ведь нам требуются люди только воцерковленные. Здание для приюта нашлось неожиданно для нас самих, в очень хорошем месте - в черте города и одновременно в лесной зоне. Это произошло накануне дня памяти великой княгини Елизаветы Федоровны, и с того времени мы считаем ее небесной покровительницей приюта, который и назван в ее честь. Сейчас в приюте 30 девочек от 4 до 11 лет (в том числе и из Екатеринбурга, так как теперь приют уже известен и пользуется доверием). Воспитанницы школьного возраста учатся по программе православной гимназии, каждая дополнительно занимается музыкой, иконописью, вышиванием. С помощью благодетелей нам удалось создать для них условия жизни, как в благополучной семье.
При нашем монастыре также действует благотворительная столовая для бедных. Когда она открывалась, основной проблемой было организовать ее работу так, чтобы успевать за день накормить как можно больше обездоленных людей, но чтобы при этом в столовой не было тесноты, и она не стала рассадником болезней. С самого начала за организацию этого дела взялись очень ответственные, способные миряне, и теперь, можно сказать, трудностей почти нет. В столовую заходят одновременно 70 человек, получают горячий обед из трех блюд, затем помещение быстро и тщательно моется, и столы накрывают заново. В течение дня столовая успевает накормить около 1500 человек.
- Ново-Тихвинский монастырь расположен на территории Екатеринбурга. Как складываются отношения обители со светскими властями города и области? Легко ли руководить общиной, когда монастырь находится в центре города-миллионника, наполненного различными соблазнами?
- Со стороны властей мы встречаем понимание и доброжелательность и сами прилагаем усилия, чтобы поддерживать сложившиеся добрые отношения, без которых монастырю было бы чрезвычайно сложно. Мне кажется, что сотрудничество с монастырем полезно городу и области. Как в городе, так и в области монастырь возрождает старинные храмы - например, в Верхотурском уезде уже восстановлены четыре храма на местах, связанных с памятью святого Симеона Верхотурского, и это произошло при поддержке областных властей. Кроме того, без сотрудничества с городскими и областными структурами было бы невозможно открыть детский приют, столовую. Городские власти помогают нам и в организации праздничных крестных ходов в честь чтимых святынь обители, например, Тихвинской иконы Божией Матери. Крестный ход - очень торжественное и впечатляющее событие, живая проповедь православия.
А что касается соблазнов, то неправильно думать, что в сельской местности их меньше, чем в городе. И потом, сестры живут не в городе, а в обители, находящейся в городе. И внутри этой обители мы стараемся создать такой образ жизни, который располагал бы к молитве, к размышлению о Боге и тем самым ограждал бы нас от соблазнов. Ведь суть монашества - именно во внутреннем делании, в общении с Богом. А если нет живого богообщения, нет внимания к тому, что происходит в нашем сердце, то и внешнее уединение не принесет пользы. Человек может жить в полном одиночестве, допустим, в лесу, в отшельничестве, а увлекаться мыслями и делами совершенно земными и суетными.
- Монастырский хор возрождает древнерусское богослужебное пение. Каким образом удалось восстановить пение "по знаменам"? Можно ли послушать восстановленные песнопения не только в храме?
- Работа над восстановлением песнопений знаменного распева шла долго и с большими трудностями. Вообще, существует мнение, что возродить древнее пение невозможно, так как нельзя точно расшифровать крюковую нотацию, которой записывались древние мелодии. Тем не менее, когда в нашей обители создавалось певческое послушание, нам удалось найти музыковедов, занимающихся расшифровками этих записей. Например, профессор Анатолий Викторович Конотоп из Москвы предоставил нашим певчим расшифровки песнопений из Ирмологиона (собрания богослужебных песнопений древнего Супрасльского монастыря), а регент одного из московских храмов Даниил Саяпин - расшифровки песнопений демественного распева. Удачей для наших певчих стало знакомство с исследователем древне-византийского пения протоиереем Виталием Головатенко из Санкт-Петербурга. Отец Виталий тоже предоставил сестрам свои расшифровки. В прошлом году к нам в обитель приезжал господин Эммануил Яннопулос, профессор Солунского университета (Греция), организатор мировых симпозиумов по пению. Он проводил для сестер курс занятий по византийскому пению. Это специалист очень высокого уровня, причем он не только изучает древнюю церковную музыку, но и сам поет в храме и руководит хором. Теперь сестры под руководством профессора углубленно изучают самую древнюю певческую традицию - византийскую. Он регулярно проводит с ними уроки в режиме видео-конференции.
Многие из восстановленных песнопений уже исполняются на богослужениях в наших храмах, а также выпущено несколько дисков, которые можно найти в церковной лавке обители или прослушать на нашем сайте. Но с концертами сестры не выступают.
- У монастыря есть собственный интернет-сайт. Когда и при каких обстоятельствах родилась идея "электронной" версии информации о монастыре? Кто поддерживает и наполняет сайт? Возможен ли для монахинь и послушниц свободный выход в "мировую паутину"?
- Сначала мы хотели ограничиться только сайтом-визиткой, для того, чтобы люди знали, что в нашем городе открыт женский монастырь. Но затем, увидев у посетителей сайта неподдельный интерес к тому, чем живет монастырь, мы поняли, что наше представительство в сети интернет также может стать миссионерским служением. Поэтому постепенно, трудами сестер обители, которые пополняют сайт новыми материалами, он значительно расширился. На сегодняшний день на сайте, кроме информации о нашей обители, размещены проповеди и беседы духовника нашего монастыря, жития уральских подвижников благочестия, статьи о монашеском делании, аннотации книг, выпущенных монастырским издательством, и многое другое. Пополнением сайта занимаются две сестры, правда, это не основное их послушание, а дополнительное. Им помогают сестры, несущие послушание в издательстве, - они разрабатывают виртуальные открытки, для создания которых используют византийские орнаменты и канонические иконы, написанные сестрами-иконописцами. И это тоже можно назвать своеобразной проповедью православия.
Свободного доступа к сети интернет у сестер обители нет. Дело в том, что информационная сеть - это, по сути, тот же мир, от которого мы отреклись, придя в обитель. Информация, которая размещена на некоторых сайтах, может оказаться не просто ненужной, но и вредоносной для души. Ведь сегодня через очень многие средства информации идет пропаганда греха и насилия. Поэтому сестры выходят в интернет ограниченно, только когда это необходимо, чтобы исполнить порученное послушание.
- Несколько лет назад Екатеринбургской Епархией поднимался вопрос о передаче монастырю всей исторической территории, на которой сегодня расположен парк Зеленая роща. Получила ли эта инициатива свое продолжение, в какой стадии вопрос находится сейчас?
- Да, вопрос действительно поднимался, но он решился так: монастырю будет возвращен не парк - он нужен городу, - а исторически принадлежащие здания. Сейчас постепенно монастырю передаются двенадцать зданий, о возвращении которых было издано распоряжение Правительства России в 2007 году.
- Монастырю передано 9 храмов. Некоторые из них в настоящий момент реставрируются. Расскажите, пожалуйста, о том, как идет эта работа. Какие перспективы развития монастыря откроются после того, как ему передадут все здания и сооружения, находящиеся на его исторической территории?
- Сейчас реставрируются три храма. В главном храме - соборе святого Александра Невского - разобраны перекрытия, кроме того, укреплен фундамент и стены, позолочены купола. Сейчас ведется устройство кровли.
Наша обитель имеет уникальный 95-метровый фасад, состоящий из трех храмов, соединенных корпусами. Все постройки возведены в XIX веке и являются памятниками истории федерального значения. Два храма из упомянутых не так давно переданы монастырю: в Скорбященском храме уже идут внутренние отделочные работы, устанавливаются карнизы, а Введенский храм пока не реставрируется, в ближайшие месяцы начнутся проектные работы. Надеюсь, со временем эти воссозданные храмы составят единый архитектурный ансамбль и будут украшением города. Мы восстанавливаем еще один храм - Свято-Николаевский в Верхотурском уезде, в деревне Путимка. До революции он входил в известный паломнический путь по местам святого Симеона.
Когда монастырю будут возвращены все здания, у нас появится возможность принимать паломников, расширить библиотеку. Планируем мы и создание православного музея, у нас уже есть небольшой фонд, несколько десятков очень интересных экспонатов (дореволюционных фотографий, вышитых изделий и т.п.). Хотим также развивать социальные проекты - миссионерские и библейские курсы, воскресную школу. Мы надеемся, что монастырь станет, как выражаются святые отцы, "светильником для мира".