Масштабный инвестиционный проект "Урал промышленный - Урал Полярный", направленный на развитие потенциала Полярного и Приполярного Урала, реализуется с 2005 года. Для освоения минерально-сырьевых месторождений в УрФО планируется проложить железнодорожную ветвь и автомобильную дорогу, построить новые мощные электростанции и протянуть десятки километров линий электропередачи. В 2010 году проект перешел в стадию активной реализации по всем ключевым направлениям: началось строительство объектов для трубопровода "Пурпе-Самотлор", новой теплоэлектростанции в поселке Харп Ямало-Ненецкого автономного округа, строительство железной дороги Салехард-Надым. Выполнение всех поставленных задач, конечно, требует привлечения в проект новых партнеров. О ходе реализации намеченных планов, предстоящих этапах, привлечении новых инвесторов в проект в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал первый заместитель гендиректора корпорации "Урал промышленный - Урал Полярный" Рашид Саитов.
- Рашид Азгарович, yже не раз заявлялось, что Корпорация постепенно становится своего рода "агентством развития" территорий Уральского федерального округа, то есть, помимо создания необходимой инфраструктуры, обеспечит заказами предприятия. Будет ли отдаваться предпочтение уральским предприятиям?
-Я считаю, что имя Корпорации и дело, которое мы делаем, требуют только отличного исполнения. А значит, мы не имеем права использовать продукцию дороже, да еще и худшего качества. Этот принцип мы закладываем в работу с нашими уральскими партнерами, которая, безусловно, является для нас приоритетом.
Однако если у предприятий есть проблемы подобного плана, то им нужно серьезно работать над исправлением такой ситуации.
- Ранее сообщалось, что для освоения девяти месторождений в рамках проекта "Урал промышленный - Урал Полярный" необходимо более 84,5 млрд рублей. При этом месторождения обладают различной инвестиционной привлекательностью, и наиболее перспективные уже нашли своих инвесторов. Что будет с теми месторождениями, на которых инвесторов не найдется?
- Следует отметить, что пять из девяти месторождений, входящих в состав проекта "Урал промышленный – Урал Полярный", уже нашли своих инвесторов. Естественно, что в первую очередь интерес был проявлен к месторождениям наиболее подготовленным с точки зрения обеспечения ресурсами. Также интерес к объекту может быть определен и видом сырья, в частности уже второй год идет освоение перспективной Северо-Сосьвинской площади медно-цинковых руд в Ханты-Мансийском автономном округе за счет средств инвестора – ООО "ГПК-Север".
В стадии завершения находится процесс оформления взаимоотношений с Челябинским электрометаллургическим комбинатом, выразившим намерение выступить инвестором в освоении хромитовых месторождений Южное и Юго-Западное в Ямало-Ненецком автономном округе.
Успешно ведутся переговоры с консорциумом компаний в составе ЗАО "Альянс Групп", ОАО "Атомэнергомаш" и "WorleyParsons group" о создании на базе Оторьинского месторождения углей в ХМАО-Югре Северо-Сосьвинского энергокомплекса. Уже подписан меморандум о намерениях, в котором в том числе определены планы по геологическому доизучению объекта.
Мы не исключаем вариант финансирования геологоразведочных работ на объектах, менее подготовленных к эксплуатации, и за счет собственных средств Корпорации в случае угрозы срыва выполнения лицензионных соглашений. Но в любом случае приоритет будет отдан стороннему финансированию. Наша задача - привлечение венчурных инвестиций в геологоразведку.
- Порядка девяти месторождений, которые планируется разрабатывать в рамках проекта, требуют доразведки. Вместе с тем, ряд экспертов высказывали опасения, что запасы могут не подтвердиться, и тогда проект никогда не окупится. На ваш взгляд, действительно ли существует такая опасность?
- Понятно, что возможности человека ограничены существующими методиками и подходами, позволяющими с определенной долей достоверности давать заключения о наличии ресурсов и запасов в недрах. Так как в оценке большинства мировых запасов присутствует вероятностный подход, то всегда существует риск неподтверждения прогнозов. Но та тщательность, с которой мы подходили к отбору объектов лицензирования, позволяет надеяться на то, что этот риск сведен к минимуму.
- Гендиректор "Газпромнефть-Ямала" Юрий Левин предлагал Корпорации включить проект строительства железной дороги Паюта - Новый Порт, которая примкнет к уже построенной желдороге Обская-Бованенково, в состав "Урала промышленного - Урала Полярного". Финансировать строительство дороги предполагалось за счет инвестиционной программы "Газпрома", а также частных инвесторов. Планируется ли принять это предложение? Если да, то кто будет вести поиск инвесторов?
- Железнодорожная линия Паюта – Новый Порт на полустрове Ямал в будущем должна соединить поселок Новый Порт на берегу Обской губы с существующей ж/д линией Обская – Бованенково. Протяженность линии составляет 206 км. Строительство этой линии необходимо для доставки грузов ж/д транспортом до станции Ухта северной железной дороги для переработки жидких углеводородов с Новопортовского месторождения, разработка которого будет осуществляться ООО "Газпром нефть - Ямал".
В настоящее время между Корпорацией "Урал промышленный - Урал Полярный", ОАО "Газпром" и ООО "Газпром нефть" планируется проведение консультаций по вопросам, связанным с перспективой строительства ж/д линии Паюта - Новый Порт и способами финансирования этого проекта.
- Как известно, "Челябинский электрометаллургический комбинат" намерен приобрести 74,9%-ную долю в ООО "Урал промышленный - Полярный N1", чтобы участвовать в разработке хромитовых месторождений Южного и Юго-Западного полей. Когда состоится сделка? Можете ли вы озвучить сумму, за которую будет продана доля в "Урале промышленный - Полярный N1"?
- Следует отметить, что Челябинский электрометаллургический комбинат уже восемь лет ведет добычу сырья на территории Полярного Урала. Создано высокотехнологичное производство, налажена своя великолепная геологическая служба, работает ГОК, построена инфраструктура, в бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа исправно поступают налоговые отчисления. Предприятие проверено в деле. Естественно, что при выборе инвестора приоритетное право отдано промышленному предприятию, а не сырьевому спекулянту.
В настоящее время сделка находится на этапе согласования в Федеральной антимонопольной службе. Цена сделки формировалась на основе фактических затрат Корпорации на выполнение условий лицензионных соглашений. Конечно, на оценку стоимости повлияло и то, что объекты не обладают подтвержденными запасами. Кроме того, необходимые геологоразведочные работы поисково-оценочной и разведочной стадий связаны со значительными затратами – порядка 900 млн рублей.
- Чешский консорциум OHL ZC - Halna Duna собирается участвовать в строительстве железной дороги Салехард-Надым, став своего рода подрядчиками строительства и пообещав привлечь кредитные ресурсы на $1,5 млрд. На каких условиях будет предоставлен обещанный кредит?
- Действительно, в строительстве железнодорожной линии Салехард – Надым собирается участвовать чешская фирма OHL-ZC, имеющая богатый опыт строительства железных дорог и железнодорожной инфраструктуры в Европе. Положительным фактором при привлечении OHL-ZC в качестве генподрядной организации является и то, что строительство в данном случае будет осуществляться с привлечением кредитных средств Чешского банка, то есть будет осуществляться экспортное финансирование проекта.
В рамках межправительственного соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве России и Чехии в конце июня были проведены переговоры с директором департамента экспортного и проектного финансирования Чешского экспортного банка Петром Колиско по финансированию проекта "Строительство железнодорожной линии Обская - Салехард – Надым – Пангоды - Коротчаево".
Банк давно работает на российском рынке и в настоящее время 43% всех экспортных инвестиций приходится на Российскую Федерацию, активно работает в Свердловской области. Условия предоставления кредита OHL-ZC Чешским банком в настоящее время обсуждаются.
- Власти Свердловской области заявляли, что в 2010 году регион планирует войти в состав акционеров корпорации, вложив в покупку акций 100 млн рублей. Расскажите, на какую долю может рассчитывать Свердловская область? В какие сроки планируется проведение допэмиссии для вхождения региона в проект?
- Корпорация планирует не позднее четвертого квартала 2010 года провести все необходимые мероприятия по регистрации новой дополнительной эмиссии ценных бумаг компании.
Свердловская область действительно выразила намерение приобрести акции Корпорации в рамках новой допэмиссии. Потенциальными приобретателями акций корпорации будут определены несколько лиц, поэтому говорить о предполагаемой доле Свердловской области в уставном капитале корпорации пока рано.
- Ожидается, что к концу года Курганская область присоединится к реализации проекта. На каких условиях этот регион сможет стать акционером?
- Вхождение Курганской области в проект "Урал промышленный - Урал Полярный" ожидается в 2010 году. При этом предложения об участии региона в проекте путем приобретения акций Корпорации могут быть сформированы Курганской областью только при принятии решения об их выкупе в рамках новой дополнительной эмиссии ценных бумаг Корпорации.
- Корпорация готова сотрудничать с государством Катар, но, по информации посла России в Катаре Владимира Титоренко, катарская сторона предпочитает быть одним из акционеров тех проектов, в которых участвует. Готова ли корпорация поделиться с иностранцами частью акций?
- Все будет зависеть от каждого конкретного случая.
- Недавно стало известно, что швейцарская компания "Галилео Инвестментс С.А." получит более 50% в ООО "Энергетическая компания "Урал промышленный - Урал Полярный", которое занимается строительством ПГЭС "Полярная" в районе Салехарда. Существуют ли договоренности с другими зарубежными компаниями по совместному строительству энергетических мощностей?
- Одними из основных направлений деятельности Корпорации является обеспечение максимальной прозрачности комплексного инвестиционного проекта "Урал промышленный - Урал Полярный". Поэтому нами рассматриваются все предложения от квалифицированных инвесторов о возможности участия в строительстве объектов различных блоков проекта: горнорудного, транспортного, энергетического.
На сегодняшний день заинтересованность в ходе реализации проекта и формах участия в нем проявили инвесторы из Чехии, Венгрии, Германии и еще ряда стран. Сотрудниками Корпорации с представителями компаний-инвесторов проводятся переговоры на различных уровнях, происходит постоянный обмен информацией, налаживаются конструктивные контакты.
- Ранее вы заявляли, что сейчас прорабатывается идея губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина о строительстве электростанции в районе города Надым. Есть ли уже потенциальные инвесторы проекта? Какова может быть мощность будущей электростанции?
- Действительно, на сегодняшний день, по информации различных источников, существующий дефицит электрической мощности в Ямало-Ненецком автономном округе оценивается до 1 ГВт. Ввод в эксплуатацию первой очереди ТЭС "Полярная", подготовку к строительству которой проводит ООО "Энергетическая компания "Урал промышленный - Урал Полярный", позволит выдавать в Единую энергетическую сеть до 240 МВт. Поэтому департаментом энергетики Корпорации совместно с администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа изучается вопрос о возможности строительства в Надымском узле дополнительного объекта генерации.
Мощность будущей станции, ее технические характеристики необходимо предварительно согласовать с министерством энергетики России, Системным оператором, другими компетентными заинтересованными структурами и организациями.
Только после проведения всех необходимых согласовательных процедур и принятия положительного решения о строительстве станции, Корпорацией будет начата работа по разработке механизма финансирования для реализации данного проекта.
-Рашид Азгарович, какие этапы проекта планируется реализовать в ближайшее время, к какому моменту можно будет говорить о выходе проекта на полную мощность?
- Мы уже давно перешли от слов к делу. На сегодняшний день ведется активная работа по всем направлениям реализации комплексного проекта "Урал промышленный – Урал Полярный".
Так, 16 марта, после определения подрядчиков, начата подготовка к возведению в Ямало-Ненецком автономном округе дороги Салехард - Надым по двухлучевой схеме, одновременно со стороны Салехарда и со стороны Надыма. Проведен комплекс подготовительных работ, мобилизована тяжелая техника, определена кадровая потребность, утверждена схема дислокации вахтовых поселков. С учетом сезонного фактора само строительство начнется с осени текущего года.
Следует отметить, что реализация транспортной составляющей проекта не ограничивается строительством железных и автомобильных дорог. Еще одно ключевое направление - трубопроводный транспорт. 12 марта заключено соглашение с ОАО "Транснефть", предусматривающее создание трубопроводной системы "Пурпе-Самотлор" и инфраструктуры, обеспечивающей ее функционирование с учетом соблюдения требований охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Корпорация "Урал промышленный – Урал Полярный" в соответствии с этим соглашением взяла на себя функции инвестора.
Не стоит на месте и энергетический блок проекта. В апреле начата тестовая эксплуатация первого объекта отрасли - электростанции мощностью 12 МВт в поселке Харп (Ямало-Ненецкий автономный округ), а уже в июле состоялась торжественная церемония пуска в эксплуатацию. В августе в Салехарде начнется строительство газотурбинной электростанции "Полярная".
- А как ведутся работы в сфере добычи полезных ископаемых?
- Работа в сфере недропользования и геологоразведки проводится Корпорацией в тесной увязке с возведением транспортной и энергетической инфраструктуры.
В период с 2007 по 2008 годы Корпорация "Урал промышленный – Урал Полярный" получила 9 лицензий на право пользования недрами. Уже сейчас в распоряжении Корпорации месторождения с запасами: углей – около 1 млрд тонн; хрома – более 100 млн тонн; железа – порядка 110 млн тонн; меди – около миллиона тонн; золота – более 20 тонн; молибдена – почти 14 тыс. тонн; баритов – более 1,5 млн тонн.
В процессе реализации задач недропользования Корпорацией был разработан "Проект создания Северо-Сосьвинского энергокомплекса - уникальный инновационный проект в области глубокой переработки твердого топлива".
Также достигнуты договоренности о намерениях с Консорциумом компаний "АльянсГрупп", "Атомэнергомаш", "Ворли Парсонс групп" о сотрудничестве в организации и реализации проекта создания Северо-Сосьвинского энергокомплекса мощностью не менее 1200 МВт, включающего угольный разрез на Оторьинском месторождении; завод по производству синтетического жидкого топлива, обеспечивающего глубокую переработку местного бурого угля из твердой фазы в синтетический газ, используемый в качестве топлива в энергетических установках; энергообъект по производству электрической и тепловой энергии с наивысшей эффективностью.
Следует особо подчеркнуть, что осуществление комплексного инфраструктурного проекта "Урал промышленный - Урал Полярный" обеспечит и развитие промышленного комплекса региона. В частности, одной из наиболее перспективных представляется разработка хромитовых месторождений с последующим созданием производства ферросплавов.
Все направления реализации комплексного инвестиционного проекта позволяет Корпорации "Урал промышленный – Урал Полярный" стать своего рода агентством по развитию территорий. Уже сейчас проведена работа по обобщению опыта инвестиционной деятельности регионов Уральского федерального округа. Все необходимые условия для работы инвесторов в регионах Уральского федерального округа имеются. Корпорация готова выступить консультантом для любого инвестора, намеренного работать на Урале и в Западной Сибири.
Конечно, на сегодняшний день нам уже многое удалось сделать, но еще больше - предстоит!