Экономический кризис внес коррективы не только в инвестиционные планы компаний и зарплаты их работников, но и серьезно изменил приоритеты в работе органов власти. О том, какие ориентиры стоят перед чиновниками всех уровней, насколько эффективно преодолеваются кризисные явления и за какими проектами будущее, агентству "Интерфакс-Урал" рассказал полномочный представитель президента РФ в УФО Николай Винниченко.
- Николай Александрович, прошел без малого год, как Вы были назначены полпредом президента РФ в УФО. Это произошло в очень непростой период – в разгар экономического кризиса. Какие задачи перед Вами с приходом на эту должность поставили власти страны, трансформировались ли они в течение этого срока, и какие базовые задачи предстоит решать в обозримом будущем?
- Число поручений и их характер каждый месяц меняется. Связано это с теми направлениями работы, которые власти страны считают приоритетными. Сегодня безусловный приоритет - организация работы по обеспечению модернизации экономики. Одна из наших главных функций - контроль за выполнением тех задач, которые обозначил президент.
К числу основных я бы отнес, по меньшей мере, три направления. Во-первых, координация деятельности органов власти, местного самоуправления по преодолению кризисных явлений.
Вторая задача – организация подготовки кадрового резерва, организация подбора наиболее дееспособных руководителей и лиц, которые способны в перспективе таковыми стать. Эта селекция проходит при нашей координации на местах - в субъектах, в муниципальных образованиях. Главная задача, которая стоит сейчас – организация практического использования кадрового резерва.
Третье основное направление, которое не меняется – это борьба с коррупцией, выполнение национального плана по борьбе с коррупцией. Мы в организации этой работы системно участвуем, отчитываемся о результатах нашей деятельности в администрацию президента. Естественно, отчетом наша работа не ограничивается. Я убежден, что мы сумели подойти системно к этой работе, организовать ее с учетом тех недостатков, которую видели в субъектах, подстегнуть в ряде случаев. И сейчас можем говорить о том, что в целом эта работа организована достаточно эффективно.
- Говоря о первой задаче, борьбе с кризисом, невозможно не учитывать, что УрФО - очень неоднородный округ и по структуре экономики, и по уровню жизни, и соответственно, по тем задачам, которые приходится здесь решать. Как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в регионах, входящих в округ, насколько сложна экономическая ситуация в них, насколько стабильна социально-политическая обстановка в регионах округа?
- Осенью прошлого года степень и глубина кризисных явлений не осознавались до конца, оставались иллюзии, что те симптомы, которые мы улавливали, останутся на уровне легких проявлений. Тем не менее, ситуация получила такое развитие, что потребовалось оперативное и, я надеюсь, эффективное вмешательство. Степень этого вмешательства в разные моменты варьировалась. Сначала это была в большей степени организационная работа – мы формировали систему управления и воздействия на процессы, которые происходят. В самом начале в ряде случаев мы вместе с нашими коллегами в регионах просто "гасили пожары", занимались "латанием дыр", которые образовывались лавинообразно.
Сейчас эта работа приобрела системный характер, дала свои результаты. Это стало возможным только при участии федерального центра. Реализация целого ряда программ - и в части поддержания банковского сектора, и в части стабилизации на рынке труда - позволила избежать серьезных потерь. Я говорю и об экономике, и о социальной сфере уральского округа.
Я убежден, и наша работа это подтверждает, что самая острая фаза кризиса пройдена. Вместе с тем, и эту позицию разделяет абсолютное большинство губернаторов, остаются серьезные причины для тревоги по поводу дальнейшей динамики развития кризисных явлений. Успокаиваться и заниматься просто мониторингом ситуации без активного воздействия на те процессы, которые происходят, еще рано. Поэтому системная антикризисная работа в рамках наших штабов и штабов губернаторов будет продолжаться как минимум до конца этого года.
Отмечу – нам понятны болевые точки, которые есть в экономике. В определенной степени локализовались проблемные предприятия, их количество в последнее время не увеличивается, и есть возможность сосредоточиться на оказании системной помощи со стороны субъектов конкретным производствам. То, что лавинообразного обвала промышленного производства на предприятиях сейчас не происходит, вселяет уверенность в том, что и в дальнейшем работа в субъектах принесет результаты. Мы сможем в 2010 году говорить об окончательной стабилизации ситуации.
Нужно думать и о будущем, о том, с чем мы выйдем на посткризисный период. Здесь очень важно, чтобы те сигналы, которые посылает федеральный центр, и то, что губернаторы и органы исполнительной власти ощущают на местах, четко были реализованы в виде конкретных действий. Касается ли это энергоэффективности, где очень много задач, касается ли это модернизации производства с сопутствующими плюсами и минусами, касается ли это выполнения задач реструктуризации экономики, перехода от сырьевой составляющей на инновационный путь развития. Главное - чтобы те задачи, которые ставятся властями страны, находили конкретные пути решения, и я знаю, что в субъектах федерации очень ответственно к этому относятся.
- Формирование бюджета на будущий год – зеркало экономической ситуации в регионах. Как, на Ваш взгляд, выглядит эта картина в округе? Насколько эффективно выстраивается взаимодействие между регионами и федеральным центром в вопросе компенсации выпадающих доходов на 2010 год, насколько федеральный центр готов идти навстречу и прислушиваться к пожеланиям регионов в данном вопросе?
- Механизм взаимодействия понятен, он частично уже реализуется. Федеральный центр предоставляет субсидии для компенсации выпадающих доходов. Со следующего года, после того как бюджетное планирование окончательно будет завершено, эта работа будет вестись на постоянной основе, и на уровне федеральный центр - субъекты я особых угроз не вижу.
Что же касается сбалансированности межбюджетных отношений на уровне субъектов и муниципальных образований, здесь механизм перераспределения бюджетных средств еще нуждается в уточнении, и в этом сегодня я вижу одну из серьезных угроз для бюджетного процесса.
Если говорить о состоянии региональных бюджетов на сегодняшний день, то наиболее сложные процессы происходят в Свердловской области. Конечно, это происходит не от хорошей жизни, здесь дефицит бюджета самый большой в округе, и власти всерьез думают над тем, как восполнить возникший дефицит средств. Необходимое содействие с нашей стороны будет оказано. Более оптимистичное положение в Челябинской области, я с Петром Ивановичем Суминым постоянно общаюсь, есть даже уверенность, что бюджет, принятый с дефицитом, будет исполнен все-таки с профицитом в будущем году. В Тюменской области ситуация непростая, но она предпочтительнее, чем в Свердловской и Челябинской. Курган идет в нормальном режиме, Ямал и ХМАО не вызывают тревоги, думаю, там все будет благополучно.
Сложной остается ситуация с исполнением бюджетов по налоговым поступлениям. На 1 октября процент исполнения налоговых обязательств по наполнению бюджета составил чуть больше 63%. Такое резкое падение налоговых поступлений существенно отражается на производных процессах и, прежде всего, на уровне жизни простых граждан.
Но есть и пути оптимизации бюджетного планирования. Во-первых, имеются достаточно серьезные резервы, связанные с местным налоговым регулированием, с земельным налогом. Это акцизы, которые передаются субъектам с федерального уровня. Это и "серые" зарплаты, с которыми необходимо бороться. Я знаю, что практически во всех субъектах производится детальный анализ и оптимизация налоговой базы для того, чтобы повысить бюджетное наполнение. Работа координируется аппаратом полпреда и будет продолжена.
- В еженедельном режиме проводятся окружные антикризисные штабы, на которых отчитываются все субъекты УФО, куда приглашаются собственники самых проблемных предприятий. Как Вы оцениваете эффект от подобной антикризисной работы и насколько часто результат значительно отличается от запланированного, как в случае с Курганским автобусным заводом, когда несмотря на договоренности, собственник предприятия все же решил законсервировать производство?
- Мы не допустим подобных проблем. И по КАВЗу буквально через пару дней на уровне субъекта удалось урегулировать тот диссонанс, который возник, а Группа ГАЗ (собственник КАВЗа – ИФ) отозвала свое решение о консервации производства. Да, мы вынуждены были включиться в переговорный процесс и будем эту ситуацию контролировать.
Я не припомню ни одного предприятия, ни одного из собственников, которые бы не откликнулись на наши сигналы. Касается ли это "Златоустовского металлургического завода" или "Уралвагонзавода", любого предприятия. Очень важно, чтобы и до нас, и до губернаторов своевременно доходила информация о том, что возникают проблемы или намерения у собственника принять непопулярное решение, прежде всего в отношении работающих людей.
Конечно, сложности есть. И основная из них связана с собственниками, находящимися за пределами округа. В результате разрыва между предприятием, которое находится здесь, и головной компанией, находящейся за пределами округа, отсутствует взаимная сверка информации, касающейся производственной деятельности. В связи с этим иногда в оперативном порядке нет возможности перепроверить, насколько правильно распределены налоговые поступления от головных предприятий в субъекты. Нет возможности зачастую оперативно связаться и воздействовать на руководителей. Но это затруднение успешно преодолевается. С "Северной экспедицией" (геологоразведочное предприятие в ЯНАО - ИФ), например, проблема была решена, несмотря на явный саботаж со стороны руководства компании.
- Еще одно антикризисное "ноу-хау", уже с политическим окрасом, касается схемы спецпредставителей губернаторов, которые, по сути, брали на себя полноту власти в ряде уральских муниципалитетов и реализовывали антикризисные меры в них. Насколько юридически легитимна подобная система и планируете ли Вы инициировать принятие нормативных актов, которые бы сделали реализацию этой схемы четкой и прозрачной, если это вообще необходимо?
- На самом деле механизм сформирован, и он имеет под собой законодательную основу. Он на деле используется в Свердловской и Челябинской областях. Просто в Челябинске это приобрело более явный характер, в связи с острой ситуацией, которая была в том же Златоусте.
Речь, прежде всего, идет о такой функции, как координация представителем губернатора действий муниципальных властей в части обеспечения нормального социально-экономического регулирования тех процессов, которые происходят на территории субъекта. Законодательством прямо предусмотрена возможность контроля со стороны субъекта за теми процессами, прежде всего экономическими, которые происходят в муниципальном образовании.
Прямое управление вводится тогда, когда вся полнота власти при необходимости делегируется внешнему управляющему. Но пока такие варианты не использовались и, я надеюсь, не будут использованы, поскольку это происходит в ограниченном количестве случаев, когда это связано со стихийными бедствиями или банкротством муниципального образования, или в связи с совершением финансовых преступлений со стороны руководства муниципального образования.
Если говорить о внешнем управлении с бытовой точки зрения, то по большому счету ни в Златоусте, ни в Свердловской области как такового внешнего управления не вводилось. В определенной степени произошла подмена понятий. Был в Челябинской области спецпредставитель губернатора, который работал по договору с губернатором. А в Свердловской области эту функцию исполняют руководители управленческих округов.
Считаю, что этот механизм, во-первых, оправдан, а, во-вторых, абсолютно законен, его существование не выходит за рамки действующего законодательства. Изобретать какие-то дополнительные нормативные акты, которые бы упорядочили этот процесс, необходимости нет.
- В начале года был сформирован список системообразующих предприятий, которым будет оказываться господдержка. Какую помощь они уже получили, как Вы оцениваете эффективность этой помощи?
- У нас в список системообразующих попало 21 предприятие и более 100 – в региональный список градообразующих предприятий. Нами работа отслеживается в еженедельном режиме, мониторинг этих предприятий ведется системно. На сегодня из 21 предприятия 19 уже прошли санацию со стороны правительственной комиссии. Абсолютно по большинству из них принято решение об оказании помощи со стороны государства. Как правило, это предоставление государственных гарантий. 2 предприятия из этого списка, оба челябинские, а возможно и третье – "Уралвагонзавод" - получат финансовую поддержку.
Идея выделения предприятий, которые имеют наибольшее значение для экономики округа, была абсолютно правильной и сыграла свою роль в начальной фазе кризиса. Проводя мониторинг и работая с этими предприятиями, мы столкнулись с тем, что после прохождения острой фазы они сами начали отказываться от господдержки, поскольку нашли достаточный резерв для реструктуризации производства и для того, чтобы перестроить свою экономическую модель.
Очень важно, что к этой работе с первых дней подключились губернаторы, потому что без их помощи кризисные предприятия не выжили бы. Форма поддержки заключалась в дотациях, размещении государственных заказов. Зачастую губернаторы лично проводили маркетинговую работу, которая заключалась в прямом подборе покупателей продукции. Практически во всех регионах губернаторы этим занимались. По тому же КАВЗу Олег Алексеевич (Богомолов, губернатор Курганской области – ИФ) лично обзванивал, встречался с потенциальными покупателями автобусов, и они сумели сформировать заказ на эту продукцию. В Челябинской области Петр Иванович очень активно занимался оказанием помощи предприятиям. Все это принесло свои плоды, и я убежден, что эта работа сориентировала губернаторов и показала им, какие меры надо предпринять по аналогии с федеральным центром, чтобы ситуацию удержать.
- Проблема моногородов, существовавшая и прежде, с новой силой зазвучала в кризис. Ею пристально занимается в настоящее время Минрегионразвития РФ, разрабатывается программа поддержки и решения существующих задач. Ведется ли эта работа совместно с полпредством, каковы перспективы участия в программе для городов УФО?
- Программа действительно находится сейчас в стадии разработки. Пока сумма, которая выделяется на эти цели по линии федерального центра, по российским меркам небольшая – 10 млрд рублей.
Задача этой программы в том, чтобы создать модель реструктуризации моногородов, которая могла бы быть адаптирована на местном уровне, применяться во всех проблемных моногородах. И первая фаза этой программы - в реализации пилотных проектов на местах при поддержке федерального центра и с использованием собственных ресурсов. Какие муниципальные образования войдут в Уральском округе в программу, пока сложно сказать. Мы надеемся, что их будет немало. В том, что наши муниципальные образования попадут в программу, у меня сомнений нет, мы активно участвуем в работе группы, которая создана при Минрегионе, и свои предложения сформулировали.
Большую помощь в этом моделировании могут оказать и местные ученые. Мы недавно присутствовали на молодежном инновационном конвенте, и я узнал, что наши институты активно работают с Минрегионом в подготовке этой модели. Более того, возникла интересная идея, и мы сейчас ее обдумываем, о более плотном подключении студенческих, научных кадров для создания уже конкретных моделей для муниципальных образований, с выездом на места. Такая практика уже есть в Каменске-Уральском – там был высажен такой десант, который изучил ситуацию, обсудил ее с руководителем муниципального образования, и в настоящее время готовится научно обоснованная модель реструктуризации экономики на примере конкретного города.
- И все же какой путь будет избран и заложен в эту модель – глобального изменения структуры экономики моногородов, либо речь может идти и о расселении?
- Россия не первая страна, которая занимается этой проблемой. В Англии власти уделяли особое внимание вопросам моногородов – и шахтерским, и металлургическим, и проблему успешно решили. У нас есть возможность опереться и на мировой опыт.
Пути могут быть абсолютно разные. Во-первых, перепрофилирование производств на базе существующих предприятий на другие направления. Второе – выделение новых направлений развития экономики, не характерных для данного муниципального образования. Но должно это делаться не спонтанно, а после детального научно-экономического анализа. Механизмы для этого есть. Один из них – это конкурс с созданием модели развития данной территории с последующей защитой и реализацией уже в плановом порядке. Поэтому мы здесь по большому счету ничего нового не придумываем, просто проблема эта стала актуальна для нас именно сейчас, кризис ее отчетливо высветил.
- Еще один проект, открывающий значимые перспективы для экономии округа – "Урал промышленный – Урал полярный". Недавно было озвучено сформированное видение первых этапов транспортного блока проекта. Есть ли достаточно четкое понимание по оставшимся двум блокам проекта - энергетическому и геологическому - как они будут развиваться?
- По энергетическому и геологическому блокам проекта также идет активная работа. Существо проекта заключается не только в строительстве железной дороги, а кроме нее предусмотрено еще и строительство автомобильных дорог. Речь идет и о создании сети электростанций. Энергообъекты, которые планируются в проекте, проходят сейчас Главгосэкспертизу и будут реализовываться параллельно со строительством транспортного блока.
В ближайшее время с министром энергетики будем обсуждать вопрос увеличения числа объектов, которые войдут в систему электроэнергетики проекта "Урал промышленный – Урал полярный".
Освоение минерально-сырьевой базы тоже будет происходить в унисон со строительством железной дороги и развитием энергетики, потому что на сегодня разорвать эти три задачи нельзя.
У нас есть ряд инвесторов на добычу полезных ископаемых, с ними заключены соглашения, и инвесторы готовы все это синхронизировать. Речь идет и о хромитах, разработке месторождений бурых углей, железной руды и целого ряда других минералов, которые в настоящее время представляют интерес. Естественно, одной из задач строительства железной дороги является обеспечение доступа к тем месторождениям, которые в настоящее время находятся в стадии доразведки и потенциально могут стать источником для строительства обогатительных фабрик и перевозки сырья по железным дорогам.
Мы считаем, что просто ограничиваться разработкой сырья нельзя, это было бы ошибкой. Корпорация ориентируется, прежде всего, на идеологию конечной переработки сырья на месте. С тем, чтобы нам создавать конечный продукт и обеспечивать развитие промышленности.
- Насколько активен частный капитал в участии в проекте? Могли бы Вы назвать ключевых инвесторов проекта?
- Активность достаточно серьезная. Мы подписали ключевые соглашения с РЖД, Газпромом. С НОВАТЭКом соглашение было подписано еще на первоначальном этапе развития проекта, в настоящее время мы его обновим, есть соглашения с Роснефтью, с Челябинским электрометаллургическим комбинатом, с Уралсвязьинформом.
Это только небольшая часть, на самом деле перечень инвесторов занимает несколько страниц.
- Совсем недавно у Вас были встречи с первыми лицами ЛУКОЙЛа, ТНК-ВР, насколько они заинтересованы в участии в проекте?
- Они изучают эту возможность - и ТНК-ВР, и ЛУКОЙЛ. Пока интерес проявлен на уровне экспертизы и мониторинга. У них в настоящее время уже сформирована концепция реализации доставки продуктов нефтедобычи другим путем, но я уверен, что по мере строительства дороги, по мере реализации этого проекта интерес будет только усиливаться. Он уже начинает нами ощущаться и явственно проявляется со стороны не только наших инвесторов, но и зарубежных.
- Возвращаясь к теме моногородов, но уже в разрезе "Урала промышленного – Урала полярного" – как будет происходить освоение полярного Урала, будут ли это лишь вахтовые поселки, или они будут сразу развиваться и перерастать в города?
- Да, мы планируем, что люди будут жить оседло. Разведанные запасы позволяют нам рассчитывать на достаточно длительное их извлечение, и перерабатываться они будут на местных энергетических мощностях и местном топливе. Те же северо-сосьвинские угли, если нам удастся доработать конструкцию электростанции на углях с точки зрения окупаемости, станут крайне востребованным проектом.
Мы планируем уйти от концепции вахтового метода. Дорогу, естественно, будут строить вахтовики, которые будут там сконцентрированы на время стройки, но я считаю, что очень важно конечно, чтобы люди там закреплялись, для этого нужно создавать соответствующую инфраструктуру.
Сопутствующая проблема, которая нас очень волнует, - это тема бережного отношения к окружающей среде, поскольку любая добыча полезных ископаемых, а тем более открытым способом, влечет за собой массу проблем. Мы после себя оставлять лунные кратеры и портить природу не хотим! Основная стройка пройдет в условиях севера, и я знаю насколько трепетно относится руководство округов к экологическим проблемам, насколько жестко строители поставлены в рамки соблюдения экологической безопасности.
Немаловажно, что проект "Урал промышленный – Урал полярный" даст работу для жителей многих сегодняшних моногородов, которые в настоящее время испытывают трудности с приложением своих профессиональных навыков. Именно поэтому мы и говорим, что уральский мегапроект является во многом стержнем и основой экономической стратегии федерального округа.
Уверен, что "Урал промышленный – Урал полярный" будет реализован и окажет серьезнейшее позитивное влияние на экономическую инфраструктуру России.