Основой бизнеса "Уралтрансбанка" всегда являлся малый и средний бизнес, пострадавший в период экономического спада сильнее других отраслей. Тем не менее, банк не только сохранил устойчивость, но и завершил 2009 год с прибылью. О результатах работы в минувшем году, задачах на 2010 год, о том планирует ли банк менять стратегию и переориентироваться на новые группы клиентов, в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал председатель правления ОАО "Уралтрансбанк" Валерий Заводов.
- Валерий Геннадьевич, на собрании акционеров "Уралтрансбанка" Вы подводили итоги 2009 года и говорили о ключевых задачах на 2010 год. Если начать с итогов, какими они, на Ваш взгляд, оказались для банковского сектора и непосредственно для "Уралтрансбанка"?
- Прошлый год был сложным для банковской системы. Начиная с середины 2009 года на рынке произошел серьезнейший перелом - практически вся страна, от государственных органов и до малых предприятий и домохозяйств, перешла на экономный образ жизни. Предприниматели начали сворачивать активные операции, потребительский спрос резко сократился, в стране началось накопительство. В то же время в банках в период кризиса стали расти вклады, у нас их рост составил почти 15%.
В момент, когда вещи, под которые традиционно брались кредиты - автомобили, недвижимость - стали более доступными, люди, напротив, начали сберегать, а не покупать. Перестали пользоваться кредитами либо стали пользоваться ими очень ограниченно.
Экономический спад стал серьезным испытанием для предприятий всех отраслей экономики - от торговли до производственного сектора. Наибольшее потрясение испытал малый и средний бизнес. Именно ему требовалось много внимания и реальная оперативная поддержка. Многие предприятия и предприниматели, в первую очередь те, кто добросовестно и эффективно ведет бизнес, начали активно погашать кредиты, чтобы обезопасить свой бизнес, снять с него дополнительное бремя. Поэтому чистая ссудная задолженность снизилась у нас за год на 14% и составила на конец 2009 года 8 млрд 802 млн рублей. Это очень характерная черта для всей банковской системы.
В то же время у банка на 14% выросли активы и составили 15 млрд 879 млн рублей. Этот рост был основан на вкладах клиентов, которые доверили "Уралтрансбанку" более 1 млрд рублей, и на долгосрочных межбанковских кредитах, которые мы получили на международном рынке. Основной кредит нам предоставил наш партнер и акционер - Европейский банк реконструкции и развития, это субординированный заем сроком на 10 лет. Эти средства позволят банку интенсивно развиваться в период начала активного экономического роста, когда предпринимателям вновь потребуются значительные кредиты на развитие своего бизнеса, а нам для обеспечения этих потребностей будет нужен дополнительный капитал.
Если же говорить о ключевом показателе деятельности банка за год, то могу сказать, что, несмотря на все объективные и субъективные сложности, "Уралтрансбанк" закончил 2009 год с чистой прибылью. Ее размер составил 18 млн рублей. При этом в России в целом более 130 банков показали убыток, среди них банки первой двадцатки – иностранные банки, банки с государственным участием.
- Как акционеры решили распорядиться чистой прибылью?
- У нас осталось совсем небольшое количество держателей привилегированных акций, и мы, согласно уставу, выплатили по ним 15%-ный доход. Основную же сумму прибыли акционеры решили оставить нераспределенной, в распоряжении банка. Я благодарен акционерам за это общее решение, считаю, что это правильно - в напряженный для экономики период направлять доход не на собственные нужды, а на развитие банка, на создание новых качественных и востребованных рынком продуктов.
- Преимуществом "Уралтрансбанка" всегда было большое количество клиентов-предприятий малого и среднего бизнеса, формировавших устойчивость для банка. Помогло ли это банку в кризисный год?
- Малый бизнес действительно был и остается для нас приоритетом, и в то же время получилось так, что малый бизнес у нас в стране в период нестабильности "провалился" больше, чем кто-либо. Если в целом предприятия в стране потеряли от 10% до 30% своей экономики, то малый бизнес - все 50%, а в некоторых регионах и до 70%. Мы действительно всегда говорили, что "Уралтрансбанк" настолько диверсифицирован по клиентской базе, что мы просто лучшие с точки зрения устойчивости. А тут провалилась сразу вся система.
Конечно же, у всех без исключения банков возникла проблема качества кредитного портфеля. Почти 2 тыс. малых предприятий - наших клиентов вышли на просрочку. Кредитный аппарат "Уралтрансбанка" провел титаническую работу, и в результате 1,7 тыс. проблемных кредитов в 2009 году были реструктуризированы. Руководство банка не ставило задачу вернуть средства прямо сейчас и любой ценой. Напротив, мы нашли общий язык с каждым из клиентов, чтобы помочь им пережить этот непростой период и выйти из него победителями.
Мы создали резервы величиной 872 млн рублей под эти "временно плохие" кредиты. И сейчас главная задача состоит в том, чтобы максимально эффективно наладить работу с "плохими" активами, как можно быстрее вернуть в "рабочий" оборот зарезервированные средства.
- Означает ли это, что банк намерен пересмотреть стратегию своего развития, переориентироваться с работы с малым бизнесом на другой сегмент бизнеса?
- Малый бизнес был и остается приоритетом для нашего банка, он обладает огромным потенциалом. Мы продолжаем работать с ним, давая понять нашим клиентам, что мы готовы помогать им сохранить предприятие и вывести его на новый уровень. Безусловно, бизнес у тех, кто переживет кризис, будет априори лучше! Я считаю, что предприниматели, продолжающие активно работать, несмотря на рецессию, формируют "золотой фонд" нашей экономики, который будет определять будущее страны.
При этом мы не забываем о наших частных клиентах и продолжаем развивать сектор эффективного управления личными финансами. Кроме этого, "Уралтрансбанк" реализует проект по поддержке инновационного бизнеса в малой энергетике – одного из перспективнейших и высокоэффективных направлений.
- Какими Вы прогнозируете итоги 2010 года, какие изменения привносите в деятельность банка в текущем году?
- Деятельность банка напрямую связана с предпринимательской активностью и поведением частных клиентов. Благодаря откликам наших клиентов мы точно понимаем настроение общества, на сегодня уже видны тренды деловой активности и возможные перспективы выхода из экономической рецессии. Нужно отметить, что настрой людей и их привычки серьезно изменились. Как и жители других стран, многие начали "жить с запасом", копить сбережения. Эта тенденция сохранится на довольно длительный период, а со временем, думаю, станет "условно постоянной", пока мы не достигнем определенного уровня социальной защищенности.
Мышление бизнесменов также перестроилось. Компании и в дальнейшем будут более экономными и эффективными. Именно эффективность предприятия, его стремления и реальные действия по модернизации выходят на первый план при его оценке банком.
В качестве одной из главных точек своего развития мы видим задачу сохранить лояльность к Уралтрансбанку наших клиентов и нашу лояльность к ним. Это позволит в 2010 году привлечь новых клиентов и получить еще более позитивные результаты.
Выход из стагнации - это долгосрочный процесс. Мы стремимся помочь нашим клиентам очень точно ощутить этап "нового старта" в отношении их бизнеса и вовремя воспользоваться недостающими ресурсами. Команда "Уралтрансбанка" активно занимается реструктуризацией, созданием новых продуктов. В то же время мы работаем над собой, отстраивая корпоративную систему управления, чтобы наши технологии соответствовали изменившимся условиям, чтобы сохранить ту хорошую ликвидность и капитализацию, которую имеем. Чтобы получить тот эффект, ту синергию, на которую мы рассчитываем.
Это послужит и укреплению банковской системы, неразрывно связанной с экономикой региона, и развитию каждого конкретного предприятия.
Банк будет опираться и на существующих клиентов, и, конечно, ориентироваться на вновь создаваемые предприятия с серьезным, быть может, даже научным бизнес-подходом, где можно было бы просчитывать, что эти бизнесы эффективны и успешны. Даже если это будет такая непростая сегодня отрасль, как строительство, если оно стремится к новым технологиям и повышению производительности труда.
Я считаю, что прорыв неизбежен. И состоится он в первую очередь за счет малого бизнеса, который обладает уникальным свойством воды - "просачиваться" везде и заполнять собой все пространство. Стратегия Уралтрансбанка - сохранить и развить навыки работы с малым бизнесом, открывая еще большие возможности.
- Какие перспективные задачи стоят перед "Уралтрансбанком" на 2010 год, планирует ли банк расширять сеть своего присутствия?
- Я не вижу задачи открывать очень большое количество новых отделений. Современные технологии банковского обслуживания позволяют пользоваться всем спектром услуг удаленно. Все переходит на электронные формы общения, значительная часть бизнеса, как например сфера торговли, ушла в Интернет. Уже для многих ведение бизнеса и личное потребительское поведение с использованием электронных технологий оказывается существенно выгоднее.
Сегодня Уралтрансбанк сосредоточен на удовлетворении потребностей клиентов с помощью современных достижений на базе Интернета. Мы активно и системно развиваем Интерент-банкинг, который дает большие возможности для оперативного и качественного удаленного обслуживания клиентов.
- В мае 2010 года Вы в составе делегации Свердловской области, возглавляемой губернатором Александром Мишариным, посетили Монголию - государство, с которым планируется развивать экономические и культурные связи - и подписали там соглашение о сотрудничестве с одним из крупнейших монгольских банков. В чем суть этого соглашения, на что оно направлено?
- В настоящее время ежегодный оборот торговли между Монголией и Свердловской областью находится на невысоком уровне - порядка 10 млн долларов. Обе стороны на сегодня заинтересованы в наращивании этих объемов. Однако в отсутствии прямого финансового сотрудничества это очень проблематично для предприятий. Мы заинтересованы в развитии предприятий уральского региона, которые не останавливаются на достигнутом и выходят на международный уровень. В свою очередь Уралтрансбанк подписал соглашение о сотрудничестве с одним из лидеров монгольского банковского бизнеса - ХАСBank.
Это банк с международным участием, обладающий современными технологиями и продуктами. Соглашение содержит конкретные договоренности об оказании Уралтрансбанком всех международных расчетов, включая установление прямых корреспондентских отношений, установление взаимных лимитов, в рамках которых будут производиться расчеты.
Задача Уралтрансбанка - обезопасить расчеты между российскими и монгольскими предприятиями. Это чрезвычайно важная функция, которая должна учитывать специфику разных культур и различия в подходах к ведению дел. Еще одна из наших задач - помощь нашим клиентов в установлении контакта с потенциальными монгольскими партнерами. Например, я уже представил ряду монгольских предпринимателей уральскую агролизинговую компанию, чтобы они могли начать переговоры о поставках сельхозтехники. И вполне возможно, что эти переговоры со временем перерастут в реальные контракты.
- Можно ли оценить предполагаемый экономический эффект и для сторон, и для банка от организации этого сотрудничества?
- Результаты действия заключенного соглашения будут зависеть от того, как станут развиваться отношения между конкретными субъектами предпринимательской деятельности наших стран. "Уралтрансбанк" создает финансовый канал, который обеспечит, в том числе, и сложные расчеты.
Кстати у XACBank достаточно хорошо налажено микрофинансирование населения и малого бизнеса, и это еще одно из направлений, в рамках которого мы сможем успешно обмениваться опытом. Это долгосрочный проект, и мы сделаем все для того, чтобы он сработал на увеличение товарооборота между регионами России и Монголией, на развитие межгосударственных связей.
- В этом году "Уралтрансбанк" празднует свое 20-летие. Если подводить условную черту под этими двумя десятилетиями работы, то какой основной результат Вы бы отметили?
- Пожалуй, главное наше достижение заключается в том, что мы сумели пройти за эти 20 лет всевозможные проверки на прочность и сформировать в этих условиях два самых главных и, без сомнения, очень качественных актива нашего банка. Первый - это коллектив, который доказал, что умеет хорошо и слаженно работать в любой, даже самой трудной обстановке. Это чрезвычайно важно, поскольку банк - не просто кредитное учреждение, банк несет еще и важные социальные функции. Второй актив - это наши клиенты, вместе с которыми мы пережили немало сложных периодов, вместе добились побед и остались не только деловыми партнерами, но и друзьями.
Оглядываясь на последние 20 лет, я хотел бы сказать огромное спасибо коллективу, клиентам и акционерам банка. По своей натуре я оптимист, поэтому уверен, что впереди нас ждет гораздо больше "белых полос", чем черных. К тому же за спиной у нас уже настолько солидный опыт, что даже самые серьезные экономические бури нам по плечу.