Апелляция – самое молодое звено в арбитражной судебной системе страны. Его формирование в качестве самостоятельной структуры началось с 2003 года, когда в закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" были внесены поправки о создании системы арбитражных апелляционных судов. Три первых арбитражных апелляционных суда - два в Москве и один в Санкт-Петербурге - были открыты в 2004 году. Спустя два года, 1 ноября 2006 года, в Челябинске начал работу Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, в котором трудится 34 судьи. В его компетенцию входит проверка законности и обоснованности решений арбитражных судов первой инстанции четырех крупных регионов - Челябинской, Курганской, Оренбургской областей и Республики Башкортостан. Об итогах первого посткризисного года в судебной системе, особенностях арбитражной практики в Уральском регионе и Башкирии, а также грядущих переменах в процессуальном законодательстве в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказала председатель Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда Галина Федина.
- Галина Александровна, какие тенденции были характерны для работы суда по итогам 2009 года?
- В прошлом году число жалоб, поступивших к нам, выросло в сравнении с предыдущим годом почти на треть – до 12 тыс. 304, количество рассмотренных судебных дел – на 21%, до 10 тыс. 297 дел. При этом больше всего увеличилось число заявлений по спорам о неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств – на 56% к уровню 2008 года. Видимо, сказалось влияние мирового финансово-экономического кризиса.
Кроме того, почти на 24% выросло число обращений по делам о банкротстве, на 23% – об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Дел, связанных с применением налогового законодательства, в 2009 году рассмотрено на 31% меньше, чем в прошлом.
- Как региональный фактор отражается на работе суда?
- Специфика региона накладывает отпечаток на соотношение дел разных категорий и определяет особенности споров. Основной объем дел приходится на заявителей из Челябинской области и Башкирии, на третьем месте - Оренбургская область, меньше всего дел по Курганской области. В частности, в прошлом году из общего количества апелляционных жалоб доля Челябинской области составила 43,9%, Башкирии – 32,1%, Оренбургской области – 17,1%, Курганской области – 6,9%.
Но, на мой взгляд, количество дел – это не главный показатель. Основной показатель – их сложность. В Челябинской области, Башкирии, где сосредоточены крупные предприятия, мощнее экономика и споры серьезней.
- Какова судебная нагрузка на судью?
- Около 100 дел в месяц на одного судью. Это достаточно серьезный показатель. Кстати, для прошлого года было характерно преобладание "многотомных дел". В коллегию по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, более 100 дел поступили объемом от 30 до 600 томов.
Работа у нас непростая и очень интересная. Судье нужно постоянно расширять диапазон своих знаний, расти над собой. Я считаю, если ты не любишь свое дело, то работать в суде не сможешь.
- Какие законодательные "новинки" могут повлиять на работу судебной системы и апелляционных судов в частности в текущем году?
- В декабре прошлого года Госдума в первом чтении одобрила законопроект, предусматривающий внесение изменений в Арбитражный процессуальный кодекс (АПК РФ) - почти 80 поправок в 55 статей. Наиболее значимые из них – запрет на обжалование решений арбитражных судов в кассационную инстанцию, минуя стадию апелляции.
Кроме того, планируется введение упрощенного производства. В частности, споры с ценой вопроса до 50-100 тысяч рублей – точный порог будет определен законодателем в последующих чтениях - будут рассматриваться во внесудебном порядке. Также для споров с небольшими суммами решение апелляционных судов будет окончательным без возможности дальнейшего обжалования.
Что касается ввода запрета на пересмотр дел, минуя кассацию, я думаю, это новшество значительно увеличит нагрузку на апелляционные суды. С учетом количества кассационных жалоб, рассмотренных Федеральным арбитражным судом Уральского округа в 2009 году на судебные акты арбитражных судов первой инстанции, минуя стадию апелляции, увеличение нагрузки на апелляционную инстанцию составит порядка 25%.
- Сегодня активно обсуждается тема внедрения механизмов внесудебного разрешения споров. В частности, предлагается по определенным категориям дел ввести обязательную медиацию …
- Идея состоит в том, чтобы по административным и, прежде всего, по налоговым делам ввести процедуру обязательной медиации – судебного посредничества при разрешении споров. Она должна проводиться с участием специальных сотрудников аппаратов судов, которые бы объясняли сторонам, насколько велики их шансы выиграть или проиграть дело с учетом сложившейся судебной практики.
Высший арбитражный суд (ВАС) РФ подготовил соответствующий законопроект и направил его в администрацию президента РФ. Кроме того, сейчас на рассмотрении в Госдуме находится несколько законопроектов, связанных с регулированием процедуры медиации в целом и так называемого досудебного посредничества.
Мы поддерживаем любые инициативы, связанные со снижением нагрузки на суды и с возможностью расширения досудебных процедур разрешения споров. Но здесь нужно понимать, что внедрение подобного института - процесс длительный. На мой взгляд, быстрее принесут "плоды" такие меры совершенствования арбитражного процесса, как упрощенное производство, использование апелляционной инстанции в качестве последней по спорам с небольшой ценой вопроса.
- Арбитражные суды выступают инициаторами каких-либо новшеств? В каких сферах?
- В ВАС РФ создана группа по совершенствованию арбитражного процессуального законодательства. Арбитражные суды всех уровней задействованы в этом процессе. Мы принимаем участие в разработке предложений по внесению изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ о возможности введения элементов электронного судопроизводства, в частности, об электронном извещении участвующих в деле лиц, возможности подачи иска посредством заполнения формы на сайте суда и т.д.
Совершенствование законодательства по данному направлению процесс небыстрый, поскольку нужна современная техника, соответствующее программное обеспечение. Например, подача иска через Интернет допустима только при наличии возможности идентификации лиц, подающих иск дистанционно.
- Силовые захваты 90-х годов ушли в прошлое, и многие эксперты считают, что теперь борьба за собственность ведется в судах в юридической плоскости. Согласны ли Вы с этим?
- Корпоративные споры суд рассматривает и немало. Однако привести примеров рейдерских захватов предприятий не могу. В прессе много пишут о случаях заказных банкротств предприятий, корпоративных захватах компаний. Создается впечатление, что журналисты встречаются с этим явлением чаще, чем правоприменители.
Одно знаю точно, распространенная и достаточно опасная для российской экономики разновидность нарушений – злоупотребление свободой договора с целью ухода от налогов и таможенных платежей. Чаще всего в подобных случаях в качестве правового средства достижения неблаговидных целей используют гражданско-правовые договоры. Внешне они абсолютно легальные, а по существу – недобросовестные.
- Насколько сложно доказать на практике недобросовестность схемы?
- Непросто. Суд не вправе принимать на себя бремя доказывания совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. Активность суда ограничивается содействием сторонам в сборе доказательств и установлением истины по делу на основе их исследования. Непрофессиональное формирование доказательственной базы влечет поражение в арбитражном споре.
Некоторые налогоплательщики "оптимизируются" таким образом, что даже при наличии внешних признаков "серой" налоговой схемы доказать ее наличие чрезвычайно сложно. Хотя бывает и наоборот.
- Какие дела из этой категории Вам запомнились больше всего?
- Например, дело, которое было рассмотрено в суде в июле 2009 года. Оно наглядно демонстрирует способ уклонения от уплаты налогов с помощью "аутсорсинга". Торговая организация из Башкирии заключила договор об оказании услуг по предоставлению персонала с взаимозависимыми организациями, каждая из которых применяла упрощенную систему налогообложения и не являлась плательщиком единого социального налога (ЕСН). Налоговый орган по итогам проверки посчитал данную схему незаконной, доначислил компании ЕСН, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, пени и штрафы.
Фирма попыталась оспорить решение налоговиков в Арбитражном суде Башкирии. Первая инстанция поддержала фискальный орган, посчитав, что в данном случае имело место создание условий для целенаправленного уклонения от уплаты ЕСН. В частности, об этом свидетельствовала взаимозависимость заявителя с кадровыми агентствами, а также отсутствие разумной экономически обоснованной цели для осуществления спорных хозяйственных операций. Все кадровые агентства находились по одному адресу, вели формальный документооборот, имели типовую структуру и устав, расчетные счета в одном банке, отношения с другими работодателями отсутствовали.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд подтвердил законность решения арбитражного суда первой инстанции, опираясь на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, в котором сказано, что заключение договоров аутсорсинга при формальном характере взаимоотношений свидетельствует о необоснованном получении налогоплательщиком налоговой выгоды.
Отмечу, что данное дело наглядно демонстрирует отсутствие законодательного регулирования такого вида деятельности, как аутсорсинг.
- По ряду объективных причин в налоговом законодательстве встречаются пробелы. Как в таких условиях налогоплательщику отстаивать свои позиции?
- Всегда следует помнить, что основной принцип налогового права – экономическая обоснованность налога, что исключает его произвольность. В практике нашего суда в прошлом году был создан прецедент: через призму конституционно-правового толкования нормы законодательства о налогах и сборах мы восстановили в правах градообразующие предприятия на территории Башкирии и Челябинской области.
Налоговый орган отказал ОАО "Каустик", градообразующему предприятию Стерлитамака, в праве учитывать в целях налогообложения прибыли документально подтвержденный убыток от деятельности, связанной с использованием объектов, обслуживающих производств и хозяйств. Компания обратилась в Арбитражный суд Башкирии, который поддержал ее позицию.
В частности, суд указал, что "Каустик" как градообразующее предприятие имел право учесть при расчете налога на прибыль фактические расходы на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств, поскольку в Стерлитамаке не было нормативов на содержание, а также порядка определения расходов на содержание таких объектов, действующего для аналогичных объектов в городе.
Налоговики, в свою очередь, обжаловали решение суда первой инстанции у нас. Мы отменили решение Арбитражного суда Республики Башкортостан, кассационная инстанция также поддержала наше решение, посчитав, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов "Каустик" не могло учесть при исчислении налога на прибыль убытки от деятельности обслуживающих производств и хозяйств.
"Каустик" обратилось с просьбой проверить конституционность абз.10 ст. 275.1 Налогового кодекса РФ в Конституционный суд РФ, который пришел к выводу, что налоговый орган в случае с "Каустиком" неверно истолковала данное положение Налогового кодекса. В частности, отсутствие аналогичных хозяйств на территории муниципального образования и непринятие органами местного самоуправления соответствующих нормативов не являются основанием для отказа налоговых органов признать для целей налогообложения фактически осуществленные градообразующими организациями расходы, в том числе убытки. В соответствии с определением Конституционного суда мы пересмотрели дело и "восстановили" решение арбитражного суда первой инстанции.
В нашем суде впервые была сформирована судебная практика по делам такой категории с учетом правовой позиции Конституционного суда РФ.
- Какие еще сложные, интересные дела рассматривались в суде?
- В прошлом году в судах апелляционного округа возникли вопросы применения законодательства о статусе земельного участка под многоквартирными домами. К числу прецедентных можно отнести дело, когда муниципалитет пытался взыскать неосновательное обогащение за пользование землей с частного предпринимателя - собственника нежилого помещения в многоквартирном доме. Суд первой инстанции частично удовлетворил иск органа местного самоуправления. Он исходил из того, что было доказано фактическое пользование землей предпринимателем без договора аренды в период с 2005 по 2008 год. При этом бизнесмен не представил суду доказательств поступления земли в общую долевую собственность собственников многоквартирного жилого дома, что, по мнению суда, давало право муниципалитету получить с него компенсацию за пользование землей без разграничения госсобственности.
Наш суд отменил решение суда первой инстанции. Дело в том, что земельный участок, под которым расположен многоквартирный дом, а также входящие в его состав объекты недвижимого имущества, был включен в Единый государственный реестр земель до вступления в силу Жилищного кодекса РФ. Согласно пункту 2 статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", норм Гражданского кодекса РФ, ФЗ "О земельном кадастре", ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" такие земельные участки переходят в общую долевую собственность автоматически с даты введения в действие Жилищного кодекса РФ, т.е. с 1 марта 2005 года.
- С 2010 года ЕСН заменен страховыми взносами в пенсионный, социальный и медицинские фонды. Станет ли это поводом для новых споров?
- Безусловно. Новое законодательство всегда порождает новые судебные споры. Возврат к страховым взносам с одной стороны – нагрузка на фонд оплаты труда, с другой – адресная социальная поддержка каждого гражданина.
- На Ваш взгляд, какие механизмы эффективны в формировании единства арбитражной судебной практики в округе?
- В России десять арбитражных кассационных судов, при которых сформированы научно-консультативные советы. В их состав входят опытные теоретики и практики. Заседания научно-консультативных советов проходят несколько раз в год.
Научно-консультативный совет на базе Федерального арбитражного суда Уральского округа последние пять лет работает очень активно. В прошлом году проводились заседания, посвященные земельным спорам и административным делам, в марте этого года в Кургане – по корпоративным спорам, связанным с ликвидацией и реорганизацией юридических лиц. На базе нашего суда заседание научно-консультативного совета проводилось в 2008 году, оно было посвящено спорам, связанным с применением законодательства о снабжении энергией и энергоресурсами, и спорам, связанным с применением законодательства о перевозке.
- Как часто участники судебных процессов жалуются на действия судей?
- В основном жалобы касаются несогласия с судебными актами. Жалоб, касающихся нарушений закона о статусе судей и кодекса судейской этики, нет. При назначении судей ведется тщательный отбор, поэтому случайные люди к нам не попадают.
Я являюсь членом Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, поэтому могу сказать, что каждый случай подробно разбирается и анализируется. Однако зачастую выясняется, что жалоба - это просто способ оказать давление на судью, затянуть судебное разбирательство.
Судей нашего суда я пытаюсь научить видеть глубже того, что написано в апелляционной жалобе. Это влияет на качество принимаемых решений, особенно в реалиях сегодняшнего дня, когда платежная и договорная дисциплина хозяйствующих субъектов находится на низком уровне.