Уральский федеральный университет (УрФУ) становится реальностью. Предполагается, что в середине марта текущего года выйдет распоряжение правительства РФ о создании УрФУ на базе Уральского государственного технического университета-УПИ имени первого президента России Б.Н.Ельцина (УГТУ - УПИ). Официально именно с этого момента начнется становление новой структуры российской высшей школы в Уральском федеральном округе (УрФО).
На самом деле подготовительная работа активно ведется на протяжении последних трех лет. И ее результаты дают основание более четко обрисовать основные параметры нового для Урала учебного заведения, которое к 2020 году должно войти в ТОП-200 Шанхайского академического рейтинга университетов мира. Какие основные этапы должен будет пройти УрФУ в 2010 году, что за преобразования ожидают профессорско-преподавательский состав, студентов и абитуриентов нового вуза, какие идеологические новшества заложены в основу программы развития федерального университета? Об этом в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал проректор УГТУ-УПИ по экономическому развитию и финансам, руководитель рабочей группы по организации продвижения проекта "Уральский федеральный университет" Сергей Кортов.
- Сергей Всеволодович, в рамках приоритетного нацпроекта "Образование" уже действуют Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону) и Сибирский федеральный университет (Красноярск). Какие наработки, использованные при организации и начале их работы, можно применить на Урале?
- Действительно, первый этап проекта создания федеральных университетов был реализован четыре года назад. Это Южный федеральный и Сибирский федеральный университеты. Недавно они отчитывались за прошедший период на межведомственной рабочей группе по национальному проекту "Образование" в Москве. Федеральным университетам необходимо своими результатами доказать, что этот проект успешен, что это и есть будущее высшего профессионального образования России.
Специфика создания федеральных университетов связана с объединением нескольких учебных заведений в мощные региональные центры образования и науки. Оптимальную модель объединения необходимо отрабатывать. Можно пойти по пути формального объединения вузов в рамках федерального университета. То есть в составе университета объединяющиеся вузы имеют широкую финансовую и организационную автономию, при этом возникает новая управленческая надстройка, которую можно назвать "ректорат федерального университета". Если провести параллели с бизнесом, то это структура холдинга без жесткой вертикальной интеграции. Риск такого подхода заключается в том, что каждый вуз может продолжать идти своим путем, и не всегда в одну сторону.
Еще одна специфическая особенность процесса создания федерального университета – обязательное участие региональных властей и бизнеса, причем не только в качестве моральной поддержки, но и финансово-организационной. Наличие регионального софинансирования и частно-государственного партнерства позволяет рассматривать проект создания федерального университета как инвестиционный, где все участники делят не только будущие выгоды, но и риски. Например, у Сибирского федерального университета софинансирование из регионального бюджета составило более 2 млрд рублей, на средства частного капитала построен современный учебно-лабораторный корпус.
- И что привело сибиряков к такому результату? Какую модель выбрали в Красноярске?
- Сибиряки сразу пошли по пути интеграции вузов. Они реально объединили вузы, сформированы крупные структуры в форме институтов. Институты необязательно базировались в каком-то конкретном вузе, хотя были и такие варианты. Но наряду с ними образовались крупные межвузовские объединения. В качестве примера можно привести их институт фундаментальной подготовки.
Образование на первом-втором курсах в подавляющем большинстве высших учебных заведений (кроме совсем небольших и глубоко специализированных) имеет близкую содержательную основу. Студенты первоначально изучают общий блок естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.
Так сложилось исторически, что в каждом техническом вузе есть общие кафедры – физики, химии, истории, философии. Эти лекции читают всем, независимо от того, на какую специальность человек пришел учиться. Такие кафедры есть и у нас, в УГТУ-УПИ. Они приписаны к разным факультетам, так сказать, разбросаны по всему вузу. Например, кафедра физики – к металлургическому факультету, русского языка – к теплоэнергетическому. Кафедр математики у нас вообще три, они работают на радиотехническом, строительном, теплоэнергетическом факультетах.
При создании СФУ в каждом вузе была такая же система. Но в результате Сибирский федеральный университет объединил многие однопрофильные кафедры, укрепил их, и в рамках университета появился мощный общий Институт фундаментального образования. Он и его руководители отвечают за уровень общего образования всех студентов федерального университета.
- В конце 2008 года первый проректор СФУ Владимир Колмаков в одном из интервью признавался, что задача изначально занять лидирующие позиции по всем направлениям не ставилась. "В итоге выбрали три приоритетные области: горнодобывающую, топливно-энергетическую и информационно-космические технологии", - заявлял он. Какие приоритеты выберет Уральский федеральный университет?
- Стратегически мы такой подход полностью поддерживаем. Если бы мы не предоставили доказательств приверженности к такому подходу, нас просто не допустили бы до разработки проекта и его продвижения. Вопрос стоит именно так: для Уральского федерального университета предоставляется целевое финансирование, и это предполагает достижение определенных результатов к концу определенных периодов. Вообще программно-целевое финансирование - это государственная политика. Пока вы не сформулируете, какие центры превосходства доступны при реализации проекта, вам, во-первых, ни копейки государственного финансирования не дадут, а во-вторых, даже если и дадут, к вам потом придет Счетная палата РФ и попросит показать соответствие достигнутых результатов и полученных денег.
Поэтому мы также разработали свою программу развития УрФУ. Сейчас она на экспертизе в Минобрнауки РФ. А в целом нас ждет экспертиза пяти федеральных ведомств – это министерство финансов, Минэкономразвития, Минрегион, Минобрнауки и Росимущество.
Генеральные направления развития УрФУ разделяются на федеральные и региональные, причем частично они совпадают. Приоритетные федеральные направления были сформулированы президентом РФ Дмитрием Медведевым в послании Федеральному собранию в конце прошлого года. Надо уточнить, что пять приоритетных направлений развития науки и техники Медведев сформулировал в рамках восьми более общих, широких направлений, озвученных еще Путиным в 2006 году.
Уральский федеральный университет берет в качестве приоритетов следующее: атомная энергетика, медицинские технологии, космические системы, информационные технологии в рамках суперкомпьютеров и экологическая безопасность. Кроме того, мы должны соответствовать направлениям, сформулированным для Свердловской области нашим губернатором Александром Мишариным.
Поэтому мы выделяем следующие региональные приоритеты: нанотехнологии, информационные технологии, биотехнологии, машиностроение, рациональное природопользование, энерго- и ресурсосбережение.
Что касается нанотехнологий, то это направление и федеральное, и региональное. Я считаю, что триумвират УГТУ-УПИ, УрГУ и УрО РАН сконцентрировал более 90% регионального потенциала в области нанотехнологий. Уверен, что нас ждет мощный рывок в этом направлении. Более того, забегая вперед, могут сказать, что когда нам дадут финансирование, то более 150 млн рублей уже в этом году мы направим на развитие направления нанотехнологий.
В области биотехнологии перед УрФУ поставлена уникальная задача – возродить и расширить в Свердловской области научно-технологическую базу фармацевтической промышленности на основе собственных разработок. Разработки института органической химии, нашей кафедры под руководством академика Чупахина надо реализовывать на промышленном уровне здесь. Одним из результатов УрФУ будет становление биотехнологического кластера на Урале.
Мы можем выпускать свои лекарственные препараты, можем производить активные формы для других отраслей, для косметической промышленности, для биологических производств. То, что называется направлением "живые системы".
- На подготовительной стадии при разработке проекта УрФУ действовало несколько рабочих групп разного уровня. Какие участки подготовки реализации проекта были за ними закреплены?
- Первая рабочая группа создана при правительстве Свердловской области, ее возглавляет председатель областного правительства Анатолий Гредин. Эта группа осуществляет общее управление процессом с точки зрения региональных возможностей влиять и участвовать в организации УрФУ.
Вторая рабочая группа – это группа по подготовке концепции и программы развития УрФУ. То есть мы отвечали за разработку того документа, который сейчас проходит экспертизу в правительстве РФ. Эта рабочая группа была создана давно, и, фактически, сейчас она закончила свою деятельность, поскольку концепция и программа развития будущего университета уже созданы, и их движение в пространстве вышло за рамки интеллектуальной задачи и перешло в плоскость организационно-управленческой деятельности. Вот в эту группу входили представители двух вузов, УГТУ-УПИ и УрГУ, академии наук, и правительства Свердловской области - по 2-3 человека от каждой стороны. Постоянного руководителя не назначали и не выбирали.
Наконец, третья рабочая группа – по продвижению проекта УрФУ. Она создана в рамках УГТУ-УПИ, и ее руководителем являюсь я. Сейчас идут переговоры с УрГУ по расширению этой рабочей группы. Предстоит много работы в части приведения в порядок имущественного комплекса классического университета. Чего мы натерпелись с нашим имущественным комплексом! Представьте, необходимо было сделать полную инвентаризацию имущества с выписками из госреестров по каждому объекту! Мы уже взаимодействуем с проректором по административно-хозяйственной части и главным бухгалтером УрГУ. Они фактически работают в составе группы, хотя формально в нее пока не входят. Теперь в подготовительную работу будем вовлекать все больший круг сотрудников УрГУ, в том числе и профессорско-преподавательский состав.
Особо хочу отметить самоотверженную деятельность рабочей группы УГТУ-УПИ, хотя в медиа-пространстве ее до сих пор не было видно. Один пример: мы уже перевезли в Москву порядка 200 кг документов. И бывали случаи, когда с утра туда летел человек с пакетом документов, и дневным рейсом туда опять летел наш сотрудник с новыми документами.
Работы много, хватит на всех. Имеется сетевой график, где по дням расписано, что и когда должно произойти, но не написано – как. Вот, например, с какого дня УрГУ начинает присоединение к Уральскому федеральному университету? В конце июня. Осталось определить – каким образом?
- Действительно, каким образом? И какие этапы формирования еще предстоит пройти Уральскому федеральному университету?
- Первое – мы ждем распоряжение правительства РФ о преобразовании УГТУ-УПИ в Уральский федеральный университет, это должно случиться в первой половине марта, как мы и говорили. И я не зря упоминал Счетную палату РФ. После того, как утвердят объем финансирования, нас будут проверять ежегодно, а именно целевое расходование этих средств и достижение обозначенных в программе результатов в обозначенные сроки.
Есть еще одно отличие нас от двух федеральных университетов, организованных ранее, на первом этапе реализации данного проекта. На Уральском федеральном университете обкатывается новая технология. Южный федеральный университет и Сибирский федеральный университет формировались как бюджетные образовательные учреждения. А на нас испытывают действие нового закона об автономных образовательных учреждениях. Мы должны сразу идти как федеральный университет в форме автономного учреждения. Такого еще в России не было. Как это делать, никто в деталях не знает.
Затем в конце апреля должно выйти распоряжение правительства РФ об утверждении программы развития УрФУ. Ее составляла вторая рабочая группа, о которой я говорил. В конце июня появится распоряжение правительства РФ о присоединении УрГУ к УрФУ. С этого момента начнется жизнь нового университета.
- А куда будут поступать абитуриенты 2010 года?
- Абитуриенты Уральского федерального университета на базе УГТУ-УПИ будут поступать в УрФУ, абитуриенты УрГУ – в УрГУ. Затем, в октябре 2010 года все студенты УрГУ должны будут написать заявление о переводе в Уральский федеральный университет. Это четвертый этап той колоссальной работы, которая делается и будет сделана.
Возвращаясь к этапу перевода студентов УрГУ в состав УрФУ – ничего фатального в этой процедуре нет. Она разработана, она выверена, участие студента исчерпывается написанием заявления о переводе. Все контракты на обучение будут также перезаключены, как и госконтракты. Предстоит переоформить всю огромную документацию на новое юридическое лицо - УрФУ. Поэтому цейтнот, который связан с решением этих проблем, после выхода распоряжения правительства РФ будет колоссальным и к лету начнет только нарастать. Иллюстрация к масштабности задачи: в УГТУ-УПИ 43 тыс. студентов, 15 тыс. в УрГУ и примерно 10 тыс. преподавателей. То есть преобразования затронут напрямую почти 70 тыс. человек!
А затем, после октября, начнется текущая работа. Мы переходим к формированию структуры УрФУ, комплексу его образовательных и исследовательских программ. Весь следующий год пройдет под этим флагом этой работы. Есть несколько моделей, они все обсуждаемы. И эти модели должны быть приняты уже не кулуарно, экспертным сообществом, а обсуждены достаточно широко.
- То есть летом будет ясна структура УрФУ?
- К лету этого года, скорее всего, нет. К моменту поступления у нас, возможно, уже будут сформированы структуры типа крупных институтов. В УрГУ обсуждается проект создания четырех крупных институтов на базе существующих факультетов. Тот же процесс идет и в УГТУ-УПИ. Например, теплоэнергетический и электротехнический факультеты договариваются о создании энергетического института. У некоторых этот процесс завершится к лету, будет принято решение ученого совета, пройдут другие процедуры. У других факультетов он не завершится, но к концу 2010 года мы должны иметь полную ясность. И институциональная новая структура должна быть зафиксирована.
Практически одновременно с распоряжением правительства РФ о создании УрФУ мы получим отдельное распоряжение о назначении ректора. Выборы ректора уходят в прошлое, он будет назначаться, и директора институтов тоже будут назначаемые. Это зафиксировано в новом уставе.
- Новшеств много, и далеко не все от них будут в восторге, по крайней мере, на первом этапе. Как планируется проводить реорганизацию, чтобы не допустить конфликта интересов, потерь кадров профессорско-преподавательского состава?
- Здесь есть несколько подходов. Можно ничего не менять, можно начать с реорганизации кафедр внутри факультетов, можно начать формирование институтов из существующих структурных подразделений. Чем радикальнее преобразования, тем большим может быть сопротивление сотрудников этим изменениям.
Мы намерены воспользоваться опытом сибиряков, которые все сделали поэтапно. Первое, объявили, что кафедры не трогают. Просто перемещают из одного института в другой. А поскольку основа каждого вуза - это все-таки кафедра, то получилось, что они кирпичики этого фундамента не разрушали. Причем перемещения проходили очень корректно, каждый раз давая перемещаемой кафедре ресурс на развитие.
Например, и сегодня в их структуре присутствует четыре кафедры менеджмента в разных конфигурациях. Я спросил ректора СФУ при встрече: а дальше так и будет? Он ответил, что нет. "Мы прошли этап структурирования второго уровня и только теперь, через 5 лет, будем оптимизировать нижнее звено, то есть кафедры", - сказал он мне. И особо предостерег от ошибок в этой области. Его слова: "Не повторяйте наших ошибок, не делайте это административно. Дайте людям преференции при объединении, перспективы развития. Это медленный эволюционный процесс, но он позволяет сохранить коллектив, позволяет сохранить дух коллектива, нацеленный на развитие, а не на защиту собственных консервативных интересов".
Нельзя коллектив ставить в ситуации, когда люди должны защищаться. Тогда весь ресурс уйдет на защиту, а не на движение вперед.
- Как быть, если некоторые специальности в объединяющихся вузах частично перекрывают, дублируют друг друга? Как экономфак в университете и инженерно-экономический в УГТУ-УПИ?
- Тут опять надо разделить понятия. Вообще говоря, дублирование возможно в рамках традиционной пятилетней подготовки. Даже при сходных специальностях у каждого вуза своя специфика. Ты поступаешь на менеджмент кафедры менеджмента – в одном случае это специализация управления проектами. На кафедре социологии менеджмент социальных отношений. Поступаешь на сервис и туризм – тот же менеджмент, но в туристической сфере.
Но все высшие учебные заведения РФ с 2011 года должны обязательно перейти на двухуровневую подготовку, бакалаврскую и магистерскую. И тогда объединение кафедр сходного характера будет экономически и организационно неизбежно. Потому что бакалаврская программа – это огромное направление в подготовке. Возьмем менеджмент. Туда войдет полтора десятка специальностей, но при этом - одно направление. Предполагается, что первые четыре года по этому направлению студенты учатся преимущественно в потоках, экономятся ресурсы. И только потом разделяются на узкие специализации в рамках магистерской подготовки. Поэтому нецелесообразно открывать в рамках бакалавриата специализации на многих небольших кафедрах, они не смогут дать специализацию, ведь бакалавриат на этот уровень подготовки не рассчитан. Выпускается специалист общего профиля, из которого затем либо жизнь, либо дальнейшее образование, либо то и другое вместе делают узкого специалиста.
И все вузы, в том числе и федеральные университеты, подошли вплотную к проблеме объединения кафедр из-за требований экономики и законодательства. В области экономики и управления в каждом крупном вузе есть дублирование этих специальностей. Это модно, большая востребованность рынка, это приносит хорошие деньги через контрактную подготовку.
Что я могу сказать о перспективе дублирующих структур? Чтобы не потеряться в результате объединения, надо четко позиционироваться. То есть надо ответить на вопрос: в чем ваши пять отличий от других? Если ответ существует, то никто не потеряется в этом мире. Ищите свою нишу на рынке, в профессиональном сообществе. Тогда никто не будет обращать внимания на то, большие вы или маленькие. В противном случае у каждого руководителя главным становится вопрос оптимизации издержек. И с этой точки зрения выгоднее иметь крупные структуры и подразделения, потому что в них управленческие издержки меньше.
- Судя по международным рейтингам, успех лучших вузов мира обеспечивается системой звезд: высокой концентрацией талантов среди студентов и преподавателей, гибким управлением, а также хорошими условиями для обучения, проведения исследований. Как УрФУ будет обеспечивать конкурентоспособность в этой парадигме?
- Ключевой индикатор эффективности и результативности вуза к 2020 году – это вхождение в ТОП-200 Шанхайского рейтинга. Основным показателем рейтинга является наличие звезд, поскольку он изначально формировался под англо-американскую систему образования. Учитывается и цитируемость твоего результата, и публичность людей, которые являются лицами университета, и студенты, и выпускники, которые составляют славу этого вуза.
Первый способ достижения необходимой звездности - привлекать кадры для работы в УрФУ. Мы можем привлечь их возможностью реализовать свои идеи. Для этого приобретается современное оборудование, этим занимаются все федеральные университеты. Второе – квалифицированные помощники, которых можно найти на месте. И хорошие условия жизни. Это критическая точка, которую нам еще предстоит пройти. Поэтому в проекте есть достаточно большой блок вопросов о создании условий для высокого качества жизни.
Второй путь – воспитание собственных "звезд". Оба процесса будут реализовываться в университете. И для подготовки собственной элиты в программе предусмотрена бизнес-школа, уже понятный формат.
Кроме того, мы первыми в России попытаемся сделать "Высшую инженерную школу". Это новый и очень интересный формат, сродни существующим бизнес-школам. Что такое бизнес-школа? Это подготовка управленцев высшего уровня. В рамках деловой игры, обмена опытом, работы с тьюторами, преподавателями и практиками возникает новое качество управленца. Что такое высшая инженерная школа? То же самое, но в сфере конструкторской и технологической мысли.
- Могли бы Вы на каких-то конкретных примерах пояснить, как будет выглядеть результат деятельности Высшей инженерной школы?
- Многие специалисты старой школы плохо ориентируются в передовых технологиях отрасли. Они привыкли работать на оборудовании предыдущего технологического уклада. И когда стоит вопрос о техперевооружении, то встает вопрос, что закупать, как закупать и где он, тот передовой рубеж, находится?
Надо признать, что количество людей, которые могут конструировать, то есть разрабатывать конструкторские узлы в области инженерных систем, за эти годы в России катастрофически сократилось. Пока есть потенциал исследователей, ученых, спасибо временам советской власти. Те, кто качественно выполнит нарисованное, сконструированное, они пока еще тоже имеются. Исчезло среднее звено, те, кто могут взять квалифицированную научную, исследовательскую разработку, и через конструирование конкретных технологий и продуктов перевести научную разработку в понятный для технолога и исполнителя формат.
Мы в рамках Уральского федерального университета намерены этот формат возродить. Вот сейчас корпорация Роснано объявила конкурс по подготовке специалистов в области производства нанокатализаторов, и мы, УГТУ-УПИ, с прицелом на УрФУ, были на нем единственными претендентами, поскольку Высшая инженерная школа очень сложный образовательный проект.
Роснано вкладывает большие деньги в несколько предприятий Свердловской области, которым предстоит производить нанокатализаторы. Роснано готово купить за государственные деньги новейшую технологию. Вопрос в том, кто на ней будет работать? В результате конкурса нам поручено составить программу профессиональной подготовки всего инженерного персонала этих заводов для того, чтобы этот проект производства нанокатализаторов на основе новейших технологий заработал. Вот вам уже конкретная задача для Высшей инженерной школы.
Мы намерены привлекать иностранных специалистов для проведения мастер-классов в этой области. И это будет выгодным проектом.
Сегодня всем - и будущим абитуриентам, и студентам, и администрации вузов, и профессорско-преподавательскому составу - надо понять: создание Уральского федерального университета не является следованием какой-то модной тенденции. УрФУ обеспечит мощный рывок на приоритетных направлениях развития науки и подготовку кадров для социально-экономического развития региона.