Урал / Эксклюзив 8 июня 2012 г. 09:55

Сити-менеджер Нового Уренгоя И.Костогриз: "Программы капитального строительства и благоустройства исполняются в срок и финансируются в полном объеме"

Сити-менеджер Нового Уренгоя И.Костогриз: "Программы капитального строительства и благоустройства исполняются в срок и финансируются в полном объеме"

Власти Нового Уренгоя помимо общепринятых программ, которые действуют практически в каждом российском городе для улучшения жизни жителей, принимают и нестандартные решения, позволяющие решить такие наболевшие проблемы, как наличие мест в детских садах и учет прибывающих в Новый Уренгой мигрантов. Помимо социальных вопросов городу приходится решать и немало экономических. На повестке дня: участие в создании на Ямале химического кластера. О том, насколько успешно развивается город сегодня, как реализуются новые проекты и планах на будущее, в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал сити-менеджер Нового Уренгоя Иван Костогриз.

- Иван Иванович, вы один из немногих глав муниципалитетов в ЯНАО, кто вначале руководил в качестве избранного главы, а затем - в качестве сити-менеджера. Такое изменение статуса как-то повлияло на стиль вашего руководства?

- Изменился статус, но не изменились обязанности, уровень ответственности. И потом, некоторые эксперты дают такую характеристику: сити-менеджер – это "чистый хозяйственник", а глава города – это политик, реализующий общегородскую политику. Скажу так: основной политикой моей деятельности и в прежнем, и нынешнем статусе было и остается эффективное управление городским хозяйством. Это и рациональное использование бюджета города, и ремонт дорог, проблема ветхого жилья, жилищно-коммунальный комплекс, детские сады и школы, организация летнего отдыха детей и все прочее, что входит в компетенцию органов местного самоуправления.

- Планируете ли вы произвести какие-либо кадровые, структурные или качественные изменения в городской администрации?

- А структурные изменения в городской администрации были начаты еще в прошлом году. Их цель - повысить эффективность работы чиновников, максимально "приблизить" их к нуждам людей, исключить дублирующие функции, сделать управление гибким, регламентировать все муниципальные услуги и добиться их полного соответствия стандартам качества. В результате мы сократили штатную численность муниципальных служащих примерно на 15%.

Что, действительно, является большой проблемой, так это квалифицированные кадры. К сожалению, не всегда руководитель подразделения заботится о подготовке квалифицированной замены, создании кадрового резерва. Конечно, в соответствии с законодательством он формируется, но никакими экзаменами нельзя установить, как человек покажет себя в деле. Инструмент формирования кадрового резерва, на мой взгляд, необходимо совершенствовать. Кстати, на многих предприятиях существуют службы управления персоналом, которые профессионально занимаются подбором кадров, думаю, этот опыт можно использовать и органах местного самоуправления. Мы обязательно над этим будем работать.

- В Новом Уренгое в 2012-2013 году планировался запуск газохимического комплекса. Какой эффект это даст для бюджета и предприятий города?

- Мы возлагаем очень большие надежды на этот комплекс. К сожалению, сроки перенесены, в этом году он вводиться не будет, даже первая очередь. Тем не менее, сегодня совместно с правительством округа и технопарком прорабатывается концепция создания химического кластера, химграда, если можно так сказать, на базе двух территорий – Нового Уренгоя и Пуровского района. Он станет хорошим подспорьем для создания новых рабочих мест, в создании предприятий по производству строительных материалов и оказанию бытовых услуг.

- В марте текущего года ОАО "Новоуренгойский авиаотряд" перешел из федеральной собственности в окружную. Ожидаете ли вы в связи с этим увеличение инвестиций в аэропорт?

- Действительно, в марте было принято решение о передаче аэропорта в собственность субъекта федерации. И это стало возможным благодаря упорству и настойчивости губернатора Ямала. Мы все понимаем, что сегодняшнее состояние аэропорта, воздушных ворот нашего города, никоим образом не может удовлетворять ни жителей, ни гостей Нового Уренгоя.

В прошлом году пассажиропоток составил более 540 тыс. человек, что невероятно перегрузило устаревшую инфраструктуру аэропорта. Повторюсь, аэропорт устарел. Особенно это очевидно по утрам, в период одновременного прибытия четырех московских рейсов. Не будем забывать, что многие годы аэропорт выполняет межмуниципальную функцию. От нас вылетают жители Пангод, тазовчане. Даже из Надыма приезжают пассажиры, потому что из Нового Уренгоя отправляется больше рейсов по разным направлениям.

С такой нагрузкой службам аэропорта справляться все сложнее. За бюджетные средства мы успели отстроить зал прилета, а зал вылета каким был с 80-х годов прошлого века, таким и остался. Удалось обустроить один дополнительный терминал регистрации, но общую ситуацию его пуск никоим образом не исправляет.

Поэтому необходимо строить новый корпус аэровокзала, перестраивать привокзальную территорию и строить новые взлетно-посадочные полосы. Региональная программа реконструкции новоуренгойского аэропорта уже разработана, но есть необходимость привлечения к ее реализации и частных инвесторов. Сроки начала работ пока назвать сейчас сложно, поскольку не завершен процесс передачи объекта в собственность региона.

- Когда планируется открыть новый железнодорожный вокзал города, который ранее считался "долгостроем" На чьи средства осуществляется строительство и каков объем инвестиций? Участвуют ли РЖД в реализации данного проекта?

- Программы капитального строительства и благоустройства исполняются в срок и финансируются в полном объеме. При поддержке губернатора Ямала Дмитрия Кобылкина и помощи правительства округа все городские объекты "долгостроя" находятся в работе. Более того, некоторые из них планируется сдать в эксплуатацию даже раньше предусмотренных контрактом сроков. В их числе и наш многофункциональный вокзал.

Для удобства его достройки уже перекрыта привокзальная площадь. Соглашусь, что из-за этого возникнут определенные неудобства, но до октября горожанам придется потерпеть. Зато осенью площадь обретет совершенно другой вид. Красивая станет! Там появится памятник железнодорожникам. Он будет исполнен в виде тепловоза. Будет убран огромный, не вписывающийся в архитектурный облик и перекрывающий панораму вокзала торговый павильон. Вместо него на площади построят современный остановочный комплекс.

Решено обеспечить места для стоянки пассажирского транспорта, для такси и для личного транспорта встречающих. В общем, появится ещe одна хорошая площадь в городе. Темпы строительства достаточно высокие, и есть перспектива сдать его к концу текущего года, хотя по контракту должны закончить работу на шесть месяцев позже. РЖД не участвует в финансировании стройки. Сегодня все расходы взяло на себя правительство Ямало-Ненецкого автономного округа.

- В городе есть несколько и других крупных строящихся объектов, как, например, новый ЗАГС и спорткомплекс. Как продвигаются работы по этим проектам?

- ЗАГС строится не менее быстрыми темпами. Желание ввести его досрочно тоже есть, но для этого потребуется больше сил. Если на вокзале уже ведется внутренняя отделка, то на этом объекте пока идут строительно-монтажные работы.

Могу сказать, что больше проблем пока у подрядчиков, возводящих учебно-профессиональный комплекс. Но и объект гораздо крупнее. Реальный срок завершения его строительства - конец 2013 года, не раньше.

Что же касается крупного и современного спортивного комплекса в Северном районе города, то там возникли трудности особого рода. Объект простоял, как говорится, "без движения" три года. За это время возникла необходимость поменять некоторые проектные решения. Все потому, что электронная техника развивается очень быстрыми темпами, и то оборудование, которое планировалось установить изначально, на сегодняшний день попросту устарело. По этой причине спорткомплекс не сможет открыться раньше конца 2013 - начала 2014 года. Но и эта ситуация не критична, поскольку по контракту срок завершения объекта на этой позиции как раз 2014 год.

- В 2012 году в Новом Уренгое планируется в 1,5 раза увеличить объемы ввода жилья в эксплуатацию – до 43,3 тыс. кв. метров. За счет чего удастся достигнуть таких показателей? Осталось ли в городе ветхое и аварийное жилье?

- Много будет строиться жилья и в этом году. Сейчас застройщики выходят на территорию микрорайона N7. Это та часть города, где когда-то стоял вагон-городок. На площадку под номером 4 выходит наша фирма ИСК. Ей тоже предстоит вести большое строительство. Там решено поставить многоэтажные дома. Фонд РИЖ будет заканчивать свои объекты, расположенные в микрорайоне "Дружба". Сейчас решается вопрос по источникам финансирования.

Часть квартир в новостройках планируем выставить на свободную продажу. Строить будем в основном за счет программы Фонда жилищного строительства ЯНАО. Из 43,3 тыс. кв. метров жилья, запланированных к сдаче, 37 тыс. кв. метров рассчитываем построить именно в рамках этой программы. Остальное жилье будет возведено за счет инвесторов и жителей города, а также в рамках программы по переселению.

Нам необходимо строить как можно больше жилья из года в год, чтобы снести ветхие дома. Сегодня более 300 тыс. кв. метров жилфонда относится к этой категории. 

- В городе реализуется муниципальная программа на 2011-2013 годы по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства. Каких результатов уже удалось достигнуть? Какова сегодня доля малого и среднего бизнеса в Новом Уренгое?

- Сегодня на малых предприятиях на постоянной основе трудится каждый пятый работающий житель Нового Уренгоя.

Субъекты малого и среднего предпринимательства активно участвуют в конкурсах на размещение муниципального заказа. Их доля победивших заявок составляет 20%, а сумма заключенных контрактов - 265 млн рублей.

Роль частного бизнеса особенно велика в расширении деятельности потребительского рынка города. Так, оборот розничной торговли по итогам 2011 года составил 25 млрд рублей, что превышает уровень 2010 года на 3,6%. Увеличился по сравнению с 2010 годом на 6% и объем бытовых услуг, оказанных населению муниципального образования.

Сегодня бытовые услуги населению оказывают 260 мастерских бытового обслуживания. Увеличение предприятий бытового обслуживания произошло за счет открытия парикмахерских и предприятий по производству мебели.

Тем не менее, население нашего города нуждается в расширении сферы бытового обслуживания, обеспеченность бытовыми услугами составляет чуть более 80%.

К примеру, низким остается процент обеспеченности населения химчистками, банями, ремонтными мастерскими, недостаточно объектов по производству продовольственных товаров: хлебобулочных изделий, молочной продукции, колбасных изделий, копченой рыбы и продукции из растительного сырья нашего региона.

Есть свободные ниши для малого и среднего предпринимательства и в сфере строительства, транспорта, связи, предоставлении жилищно-коммунальных услуг и сервисного обслуживания населения.

- Какую поддержку представителям этой сферы бизнеса сегодня могут оказать городские власти?

- Финансирование отдельных мероприятий поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования началось в 2004 году. Начиная с 2006 года, реализуются муниципальные долгосрочные целевые программы, которые являются основным инструментом поддержки бизнеса в этой сфере. Речь о комплексном подходе, ведь предприниматели получают финансовую, имущественную, консультационную и информационную поддержку.

Так, в 2004-2011 годах была поддержана реализация 27 инвестиционных проектов, в 2009-2011 годах субсидии (гранты) предоставлены 52 субъектам малого и среднего бизнеса.

В рамках имущественной поддержки 36 объектов недвижимого имущества общей площадью 8,5 тыс. кв. метров включены в перечень для предоставления в пользование на долгосрочной основе на срок не менее 5 лет субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки. В текущем году во владение и пользование 72 предпринимателям передано 160 земельных участков общей площадью 76 тыс. кв. метров. При расчете арендной платы для них применен понижающий коэффициент 0,7, утвержденный решением городской думы Нового Уренгоя. Сумма льготы за 2009-2011 годы составила 25,4 млн рублей.

- А какие некоммерческие организации на сегодняшний день помогают в работе и становлении предпринимателям?

- С 2002 года функционирует некоммерческая организация "Новоуренгойский фонд развития предпринимательства", которая осуществляет финансовую поддержку инвестиционных проектов, выставочно-ярмарочную, информационно-консалтинговую деятельность и бизнес-инкубирование.

Также с 2012 года на территории города функционирует бизнес-инкубатор автономной некоммерческой организации "Новоуренгойский центр поддержки инноваций и предпринимательства", общая площадь которого составляет 286 кв. метров.

Для решения проблемы финансирования малого бизнеса на территории Ямала с 2010 года работают некоммерческие организации "Фонд микрофинансирования субъектов малого предпринимательства ЯНАО" и "Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа".

Конечно, сегодня еще существуют проблемы, мешающие органам государственной и муниципальной власти города оказывать более эффективную поддержку бизнесу. Это вопросы налогообложения и упрощения различных разрешительных процедур, в том числе, по выделению свободных земельных участков и пустующих производственных мощностей для реализации инвестиционных проектов предпринимателей. Недостает и оборудованных площадей для размещения производственного бизнеса, есть вопросы подготовки квалифицированных кадров и многое другое.

- В прошлом году депутаты Заксобрания ЯНАО внесли изменения в региональный закон о налоге на имущество организаций, согласно которому частные детсады освобождаются от уплаты данного вида налога. Можно ли уже наблюдать эффект от данных изменений? Увеличилось ли число частных детсадов? Как обстоят дела с муниципальными? Осталась ли еще очередь в детсады?

- На 1 апреля очередь в детские сады составляла 2,7 тыс. детей, из них до года - 892 ребенка. По расчетам специалистов на 1 сентября нуждаться в предоставлении места в дошкольном учреждении будут 2,3 тыс. детей.

Родители тех малышей, которых не удалось устроить в детский сад, по решению субъекта федерации получают компенсационные выплаты, по состоянию на май ими пользуются 918 человек. Выплаты составляют для детей от 1,5 до 3 лет – чуть более 3,4 тыс. рублей, от 3 до 5 лет – порядка 4,46 тыс. рублей.

В связи с недостаточной обеспеченностью дошкольными учреждениями мы, безусловно, готовы поддержать частную инициативу по созданию детских садов, центров краткосрочного пребывания детей и развлекательных детских площадок, например, в летний период на территории города. Такой опыт уже есть у нас. Кроме того, правительство ЯНАО планирует в текущем году предоставлять субсидии предпринимателям на организацию таких групп.

- Согласно закону, многодетные семьи Ямала имеют право бесплатно получить земельные участки под индивидуальное строительство. Много ли уренгойских семей воспользовалось таким правом?

- За микрорайоном Восточный в Северном районе города предполагается строительство индивидуальных домов для многодетных семей. Эта тема становится актуальной для уренгойцев, сейчас идет формирование земельных участков для строительства частных домов.

Должен сказать, что процесс идет непросто. Мы все-таки живем в приполярном регионе. К тому же у города есть административные границы. Да и не было раньше нужды в земельных участках под индивидуальное строительство. Все больше преобладала философия "временщиков". Многие считали так: проживу лет пять-десять или пятнадцать, да и уеду.

Сегодня меняется отношение к оседлости. Многие живут по 20-30 лет, и уже к ним приезжают родители-пенсионеры, дети, закончившие обучение. Поэтому желающих поставить на северной земле свой частный дом стало больше, чем участков, которые мы можем предоставить.

Ведь согласно закону, землю под строительство необходимо отводить, обеспечив ее необходимой инфраструктурой, проведя газопровод, электроснабжение, водопровод и канализационные коммуникации. За два-три месяца это сделать невозможно. Надо еще разработать проект, провести все необходимые согласования. Конечно, хотелось бы завершить все подготовительные работы до июля, но объем документов такой, что было бы неплохо успеть подготовить их хотя бы к сентябрю.

Сейчас готовится к передаче будущим застройщикам порядка 200 земельных участков. Так что начало положено. И эту работу обязательно будем продолжать.

 - Как известно, в городе высокий уровень миграции, а в прошлом году начал действовать пограничный пост. Есть ли уже какой-либо результат от действия этого поста? Снизилось ли количество нелегальных мигрантов?

- По нашим данным, в городе сейчас находится порядка 180 тыс. человек. Понимаем, что цифра официальная. Есть те, кто поселился в Новом Уренгое без регистрации, без оснований и оформления. Так что можно говорить о 200 тыс. жителей. На протяжении последних 10 лет мы применяем разные механизмы, сдерживающие рост переполненности города. Потому что глубоко убеждены, что в полярных условиях строительство крупных населенных пунктов очень затратное мероприятие. Содержание одного жителя в этих широтах дорого обходится. Да и востребованность людей, прибывающих на Крайний Север, должна быть максимальной.

Законодательство сегодня позволяет россиянам свободно передвигаться по территории страны, регулировать миграционные процессы непросто. Но работу по наведению порядка мы не остановим. С этой целью в городе появится пограничный отряд. Сейчас идет его укомплектование. Отряд хоть и не набран полностью, но пограничники уже приступили к работе. Пока нет того результата, на который мы рассчитываем. Но с течением времени усилия миграционной службы, МВД и пограничников позволят фиксировать всех приезжих, чтобы понимать, кто и с какой целью к нам приезжает.

Это мера необходимая, ведь перенаселенность создает большую нагрузку на всю городскую инфраструктуру. Если город вдвое переполнен, то из-за этого возникают и очереди, и бытовой дискомфорт. Сейчас решением проблемы занимаемся на всех уровнях. Решить ее непросто. Но все равно придет время, когда мы будем знать о каждом гражданине, прибывающем в наш город.