*** Соглашение подписано вопреки разногласиям сторон
Курган. 28 марта. ИНТЕРФАКС-УРАЛ - Губернатор Курганской области Олег Богомолов и генеральный директор ОАО "Свердловская пригородная компания" (СПК) Евгений Савостин вопреки разногласиям договорились о дальнейшем сотрудничестве, сообщает пресс-служба правительства региона в четверг.
По данным пресс-службы, договор был подписан накануне по итогам встречи, прошедшей 26 марта 2013 года между главой региона, представителей ЮУЖД - филиала ОАО "РЖД" и генерального директора ОАО "СПК" Евгения Савостина.
"Достигнуто соглашение о заключении нового договора на транспортное обслуживание на территории Курганской области на срок с 1 апреля по 31 декабря 2013 года", - говорится в сообщении.
Как отмечается в пресс-релизе СПК, маршрутная сеть будет сохранена до конца года в прежнем объеме, по территории Курганской области будет курсировать 31 пригородный поезд, хотя ранее компания предупреждала о возможном прекращении обслуживания населения региона в случае, "если взаимопонимание с властями достигнуто не будет".
Ранее сообщалось, что финансовое управление Курганской области хочет выяснить, насколько обоснованно местный железнодорожный перевозчик - ОАО "Свердловская пригородная компания" в 2011 году включил в свои тарифы затраты на проведение культурно-массовых мероприятий и подарки, а также "целевой взнос на уставную деятельность НПФ "Благосостояние".
Соответствующая информация содержится в решении регионального арбитражного суда по итогам заседания 11 марта. В разбирательстве курганские власти выступают в качестве ответчика, а СПК требует взыскать с них почти 113,8 млн рублей убытков за "организацию обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в Курганской области в 2011 г.".
Также курганские власти рассчитывают прояснить вопрос, допускает ли методика расчета тарифов включение в них представительских расходов, материальной помощи, затрат на путевки работникам и их детям, финансирования профсоюзной организации, резервов по сомнительным долгам, списания просроченной дебиторской задолженности и амортизации непроизводственных объектов и другие вопросы.
Свой иск СПК подала в 2012 году. Первоначально компания просила взыскать более 116,9 млн руб. В качестве третьего лица был привлечен департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области. В ноябре 2012 г. сумма иска была уточнена до 113,6 млн руб., но истец попросил скорректировать ее до 113,8 млн руб. Оба ответчика с иском не согласились.
Это - не единственный иск пригородных компаний, совладельцем которых являются "Российские железные дороги" (РЖД), к местным властям с требованиями оплатить убытки пригородных ж/д перевозчиков. В феврале РЖД сообщали, что в целом по стране 7 пригородных пассажирских компаний (ППК) проводят "судебно-претензионную работу" по взысканию с девяти регионов 1,378 млрд руб. (1,063 млрд руб. - за 2011 г.).
Разногласия возникли в связи с переходом РФ к новой схеме финансирования пригородных перевозок. Если ранее федеральный бюджет возмещал РЖД выпадающие доходы от регулирования тарифов, то теперь регионы самостоятельно формируют заказ на транспортное обслуживание своего населения на основе экономически обоснованных расчетов, которые предоставляют регионам локальные перевозчики. Разницу между согласованной стоимостью билетов для населения и реальными затратами железнодорожников субъекты РФ должны возмещать из местного бюджета.
Между тем часть регионов отказывается возмещать ППК стоимость их услуг, ссылаясь на непрозрачность структуры расходов, которая не позволяет объективно оценить размер выпадающих доходов. В частности, регионы указывают на маркетинговую пассивность пригородных компаний, в том числе, слабую борьбу с безбилетниками. Также не ясен и принцип формирования инфраструктурного тарифа для ППК: пригородные поезда ездят по тем же путям, что и остальные составы. Существенная часть средств расходуется на менеджмент самих ППК.
В конце лета РЖД пригрозили сокращением числа пригородных поездов в регионах, однако представители сразу ряда регионов заявили о том, что им непонятна система образования тарифов у обслуживающих их пригородных перевозчиков. В итоге, например, на Ставрополье местные власти доказали, что требования перевозчика выплатить из краевого бюджета около 300 млн руб. долга необоснованны. В итоге "Северо-Кавказская ППК" не отменяла электрички и не повышала стоимость проезда.
Методика расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов пригородных пассажирских ж/д компаний, были утверждены Федеральной службой по тарифам РФ в 2010 г. Но буквально через год в нее пришлось вносить поправки, вводящие раздельный учет доходов и расходов ППК по каждому региону отдельно.