Урал / Репортажи 6 марта 2013 г. 16:01

Принятие в России требований "Базель III" может привести к проблеме с привлечением субординированных займов - эксперт

Екатеринбург. 6 марта. ИНТЕРФАКС-УРАЛ - Принятие в России требований "Базель III" может привести к проблеме с привлечением субординированных займов банками, считает начальник казначейства Меткомбанка Роман Кульбачный.

"Основная проблема, с которой сталкиваются сейчас банки - это достаточность капитала. Это всем известная ситуация, что банкам не хватает капитала, чтобы активно развиваться, развивать кредитование. Соответственно, при вступлении в систему "Базель III" основная проблема, с которой столкнутся банки, - именно с привлечением субординированных займов", - сказал он на пресс-конференции в среду в пресс-центре агентства "Интерфакс-Урал" в Екатеринбурге.

Он пояснил, что в настоящий момент субординированный заем - это облигации, выпущенные банком, которые приобретает круг инвесторов.

"У новой инструкции этот субординированный заем де-факто будет являться конвертируемой облигацией, а именно если вы спускаетесь по капиталу первого уровня ниже отметки 6,4, то вы прекращаете все выплаты по займу и ваши облигации конвертируются в акции банка, но по какой цене - непонятно. Соответственно, для инвестора такой "кот в мешке", когда он будет покупать эти облигации, неприемлем", - считает Р.Кульбачный.

По его словам, в связи с этим сузится круг инвесторов, что приведет к удорожанию стоимости заимствования. "Этот естественный процесс переложится и на заемщиков. Эти все процессы не способствуют оживлению кредитного рынка, удешевлению стоимости заимствования", - отметил он.

Руководитель дирекции финансовых институтов и инвестиционных услуг ОАО "УБРиР" Владимир Зотов, в свою очередь, отметил, что другим инструментом привлечения капитального финансирования для банков являются зарубежные субординированные займы, в которых нет требований о конвертации.

Кроме того, он подчеркнул, что говоря о введении "Базель III" "не нужно драматизировать ситуацию". "С точки зрения регулятора, с точки зрения банковской системы меняется одна инструкция по расчету капитала на другую. Такое уже происходило", - сказал он.

В.Зотов отметил, что в настоящее время открытым остается вопрос о том, на каком уровне будут зафиксированы уровни достаточности капиталов для банков - основного, дополнительного и общего.

Он подчеркнул, что проблема достаточности капитала была всегда, потому что темпы роста кредитного портфеля, темпы роста банков опережают часто возможности акционеров по повышению капитала.

"По-прежнему если банковская система будет расти быстрее, чем возможности акционеров, это (достаточность капитала - ИФ) будет сдерживающим фактором", - считает он.

По данным начальника отдела управления ресурсами банка "Резерв" Ивана Беляева, недавно была встреча руководителей Сбербанка, ВТБ и Альфа-банка с премьер-министром России, где как раз обсуждалось состояние кредитование реального сектора и перспективы.

"И там как раз представители крупнейших банков сказали о том, что "Базель III" может помешать развитию кредитования. Здесь можно сделать вывод, что если самым крупным банкам это может помешать, то средним и мелким банкам будет еще труднее", - сказал он, добавив, что при введении "Базель III" необходимо установить переходный период.

Также, по его мнению, введение новых требований может привести к слиянию небольших банков.

Правила "Базель III" были в общих чертах согласованы в 2010 году, чтобы предотвратить повторение финансового кризиса, который последовал за крахом банка Lehman Brothers в сентябре 2008 года, однако ни Евросоюз, ни США пока не согласовали вопросы их применения в рамках национального законодательства.

Поэтапное введение правил "Базеля III" по всему миру ожидалось с начала января 2013 года, однако к этому моменту подготовились лишь 11 из 27 стран и территорий. Остальные собирались опубликовать окончательные национальные варианты требований в первые месяцы 2013 года.

Ранее глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев заявил, что Банк России будет вводить нормы "Базеля III" по заявленному ранее плану вне зависимости от того, будут ли сроки введения отложены в других странах.