Урал / Точка зрения 11 февраля 2009 г. 17:41

Бешеный Дружок

Interfax-Russia.ru - Бродячие кошки и собаки становятся реальной угрозой для здоровья и жизни уральцев.

Лиса - дворняга - человек, по такой цепочке вирус бешенства может дойти до городов и поселков Урала. В Челябинской области уже выявлено 18 неблагополучных в этом отношении населенных пунктов.

"Чаще всего бешенство переносят дикие лисы, это природный очаг болезни. А популяция лис на Урале больше, чем в других регионах страны, - сообщила Interfax-Russia.ru главный специалист управления ветеринарии министерства сельского хозяйства Челябинской области Ольга Грачкова. - В местах обитания диких плотоядных животных ветеринарные врачи вместе с охотоведами разбросали вакцину со съедобной приманкой. Всего использовано 320 тысяч доз препарата". Такую вакцинацию диких животных в области проводят несколько раз в году - зимой, в конце весны и осенью.

На Южном Урале зарегистрировано уже несколько случаев бешенства лисиц. В городе Куса лисица бросилась под колеса автомобиля, в том же районе еще одно животное оказалось под колесами рейсового автобуса. В обоих случаях анализ подтвердил - лисы были носителями вируса бешенства. А житель станции Таянды нашел мертвую лису в лесу и решил подарить ее соседу. К счастью, сосед от подарка отказался и отнес труп животного ветеринарам. Экспертиза установила - у лисы было бешенство. Никто из людей не заразился этим заболеванием, но курс профилактических прививок всем, кто контактировал с погибшим животным, пришлось пройти.

"В сравнении с другими регионами у нас ситуация по бешенству более-менее благополучная. За два года количество случаев заражения бешенством сократилось в полтора раза", - утверждает заместитель начальника управления ветеринарии министерства сельского хозяйства Свердловской области Михаил Хаматов. Но зоны риска есть и в этом регионе. Ветврачи составляют карту, где отмечены потенциальные очаги распространения бешенства. Только после этого будет ясно, сколько доз вакцины потребуется. А то, что потребуется, ветеринары не сомневаются.

Зимой прошлого года в деревне Бородулино Сысертского района Свердловской области была отмечена вспышка бешенства. Лиса забежала во двор частного дома, где ее и загрызла собака. После этого в Бородулино и соседнем селе Патруши пришлось проводить поголовную вакцинацию собак и кошек. В районе объявили карантин, а в самой Сысерти горожане буквально прятались от бродячих собак. Опасались, и не без оснований, что ничейная или сбежавшая от хозяина псина может нести заразу. Впрочем, бродячие животные могут быть опасны в любом населенном пункте.

Главный санитарный врач Тюменской области Галина Шарухо издала специальное постановление "Об усилении мероприятий по борьбе с бешенством в Тюменской области". Проблема отлова и вакцинации бродячих животных в регионе стоит крайне остро. "Практически повсеместно отмечается рост численности безнадзорных, беспрепятственно плодящихся собак и кошек на территории населенных пунктов, занос вируса бешенства в их популяцию может привести к быстрому распространению инфекции. На административных территориях юга области вопрос отлова и изоляции безнадзорных животных остается нерешенным. В областном центре, несмотря на увеличение количества отловленных бродячих животных, численность их не уменьшается", - подчеркивается в постановлении. В результате ежегодно от укусов животных в регионе страдает около 4 тыс. человек.

В январе и феврале ветеринары Тюменской области разложили в лесах 100 тыс. доз вакцины против бешенства. В таких масштабах вакцинация проводится впервые. Но вакцина не вылечит уже заболевшее животное. И тем более не может предотвратить контакт деревенского пса и дикого зверя. Следить за домашней или дворовой собакой, вовремя ставить прививки и не только от бешенства - обязанность хозяев. Но об этом частенько забывают.

"Во многих деревнях области хозяева кормят своих Жучек и Дружков через день. Бегают по деревне и ее окрестностям собаки свободно. И конечно подчищают в ближних лесах все, что можно. Если собака без прививки, то заразиться бешенством может очень легко", - считает начальник отдела охотнадзора управления ветеринарии Минсельхоза Челябинской области Владимир Бакланов. В более половины случаев массового бешенства в области "виноваты" лисицы, на втором месте с 20% случаев - собаки и кошки.

В Челябинской области защитники животных не первый год призывают организовать в регионе стерилизацию и вакцинацию от бешенства бродячих животных. По их мнению, вакцинация создаст естественный барьер для проникновения бешенства на территорию населенных пунктов. Те же лисы, даже если попадут в город или поселок, будут изгнаны или убиты бродячими животными, для которых населенный пункт - экологическая ниша обитания. Непосредственный контакт с бешеной лисой привитому животному не страшен, значит, и всплеск заболеваний будет предотвращен.

"Мы, ветеринарные врачи, не можем заниматься проблемой бродячих животных. Это зона ответственности органов местного самоуправления, муниципалитетов. Причем отстрел бродячих животных запрещен, их можно только отлавливать", - подчеркнула главный специалист управления ветеринарии министерства сельского хозяйства Челябинской области Ольга Грачкова. Но, как показывает опыт Тюменской области и данные челябинских зоозащитников, отлов и дальнейшая утилизация бродячих животных не приносит результата. Пока для них сохраняется пищевая база, их популяция будет быстро восстанавливаться, а все ветеринарные меры не принесут желаемого эффекта. Охотники также не слишком стремятся отстреливать в лесах лис и енотовидных собак. "Сейчас мех у лисы уже не представляет ценности, значит добывать ее ради меха охотнику неинтересно. Спортивная охота на лис результата также не принесет, ведь охотнику надо будет не только убить лису, но и доставить тушку зверька к месту, где ее утилизируют по правилам, в термической яме. Возможно муниципальные образования, где граждане часто подвергаются угрозе заразиться бешенством, найдут способы поощрения охотников. А пока эпизоотическая цепочка дикий зверь - бродячее животное - человек восстанавливается и сохраняется", - говорит Грачкова.

По сведениям департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ, в 2008 году в стране было выявлено 3 тыс. 433 очагов бешенства. Из года в год, как только появляются первые случаи заражения и гибели людей, сразу возникают предложения перебить бродячих животных всех до одного. Например, в Сысерти во время прошлогодней вспышки нашлись силы и средства отловить и уничтожить безхозных собак и кошек. Может быть, милосерднее и дешевле было бы их привить?

По данным комитета ветеринарии Москвы, в столице порядка 30 тыс. бродячих животных. В Челябинске, где население в 10 раз меньше, чем в столице, живет около 3 тыс. бродячих животных, в Екатеринбурге - около 3,5 тыс. Организовать массовый отлов такого количества животных в сжатые сроки (а иначе - не имеет смысла) очень сложно, если вообще возможно. Но животных мало отловить. Их надо где-то разместить, организовать их уничтожение, утилизацию и захоронение. Оставим в стороне этические проблемы. Служб, готовых заниматься такой масштабной работой, нет даже в городах-миллионниках, не говоря уже о менее крупных поселениях.

При этом в том же Челябинске число домашних животных на порядок превышает количество бродячих. Бесконтрольное размножение домашних любимцев и выбрасывание на улицу котят и щенят - старая беда городов. Где гарантия, что на место Дружка или Жучки не придет метис крупных породистых собак, которые, к тому же, не боятся человека?

Ветеринары и охотоведы разбрасывают вакцину против бешенства по лесам. Но видимо приходит момент, когда точно также ее надо разбрасывать в городах и деревнях. Чтобы защитить Дружка от бешенства, а человека - от бешеного Дружка.

Обозреватель Елена Глушкова