Урал / Точка зрения 20 мая 2009 г. 18:12

Без денег и без машины

Interfax-Russia.ru -Доверившись дилерам, покупатели автомобилей остаются и без денег, и без машины.

Есть в столице Южного Урала две компании-тезки: ООО "Машинный двор-Челябинск" и ООО "Машинный двор-Члб". Занимались два двора продажей импортных автомобилей "Шкода" и "Шевроле". Ничто не предвещало беды. Но в конце прошлого года клиенты автосалонов-тезок столкнулись с одинаковыми проблемами. Деньги за автомобили поступали на счета компаний, а самих автомобилей покупатели так и не увидели.

Как сообщает управление федеральной службы судебных приставов (УФССП) по Челябинской области, первые иски от покупателей стали поступать в суд Советского района Челябинска еще в декабре 2008 года. Договоры на продажу автомобилей сотрудники "Машинных дворов" оформляли со 100% предоплатой. Обычно менеджеры предлагали покупателям подождать несколько дней, пока из банка не придет подтверждение о поступлении денег. Но проходили дни, недели и даже месяцы, а автомобили, уже оплаченные владельцем, так и оставались на площадках "дворов".

"Первоначально мы арестовали по пять автомобилей в каждой фирме, пять в ООО "Машинный двор-Челябинск" и еще пять в ООО "Машинный двор-Члб", - рассказала Interfax-Russia.ru руководитель пресс-службы УФССП по Челябинской области Ольга Шебанова. - На днях арест наложен еще на пять машин. Сейчас пройдет оценка их реальной стоимости, после чего территориальное управление Росимущества выставит их на торги".

Казалось бы, теперь неудачливые покупатели могут вздохнуть спокойно. Действительно, вырученные от продажи автомобилей средства будут перечислены клиентам обеих фирм, обратившимся с иском в суд. Но по данным судебных приставов, совокупный долг обоих "Машинных дворов" составляет более 9 млн рублей, включая штрафы в пользу государства. Штрафы наложил суд "за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя". Несложный подсчет показывает - для того, чтобы покрыть сумму долга, каждый автомобиль должен быть продан на торгах не менее, чем за 600 тыс. рублей.

"Мы опасаемся, что 15 арестованных автомобилей не хватит, чтобы удовлетворить исковые требования, - говорит Шебанова. - При этом подвергнуть аресту для дальнейшей реализации мы можем только те автомобили, которые не находятся в залоге у банка. Дилеры брали кредиты под залог машин. Но начался кризис, цена заемных денег значительно увеличилась, банки начали пересматривать условия по уже заключенным кредитным договорам. В результате страдает покупатель. В такой ситуации - ни денег, ни автомобиля - оказались не только клиенты "Машинного двора". Сейчас в сводном производстве более 50 исполнительных документов на взыскание денежных средств, перечисленных различным дилерам за автомобили, которые так и не были получены". По мнению судебных приставов, то, что произошло с "Машинными дворами", может произойти со многими фирмами, торгующими импортными авто. Что же делать, чтобы вместо долгожданного автомобиля не получить на руки решение суда?

"Мы не ведем какой-то специальной базы данных на ненадежных автодилеров, - сообщил Interfax-Russia.ru председатель движения "Комитет по защите прав автомобилистов" (КЗПА) Александр Холодов. - Но когда к нам обратились жители Санкт-Петербурга, столкнувшиеся с такой же ситуацией - ни автомобиля, ни денег - мы немедленно предали факты огласке, сообщили в средства массовой информации. Тогда было подано около 70 исков в суд".

Кстати, конфликт между покупателями и продавцами авто в Санкт-Петербурге разворачивался ровно по такому же сценарию, как и в Челябинске. Разве что вместо "Шкоды" и "Шевроле" там фигурировали "Хонда" и "Киа". По информации УФССП по Санкт-Петербургу, руководство автосалона всячески затягивало передачу уже оплаченных автомобилей законным владельцам. При этом менеджеры продолжали заключать все новые и новые договоры. А потом оставшиеся автомобили вообще вывезли из города. Судебные приставы отыскали иномарки, вывезенные под покровом ночи, во Всеволжске. Что бы не остаться без денег и без машины судебные приставы советуют потенциальным автовладельцам внимательно относиться к репутации продавцов. Например, на сайтах подразделений УФССП есть раздел со сведениями об организациях-должниках. Если в этом перечне есть название автосалона, то, разумеется, связываться с таким продавцом не стоит. "К сожалению, мы как общественная организация получаем информацию о недобросовестных дилерах только пост-фактум, когда люди уже обращаются в правоохранительные органы и в суды, - говорит председатель движения КЗПА Александр Холодов. - Общероссийской базы, куда вносились бы все подобные инциденты, нет".

Ни для кого не секрет, что зачастую автодилеры расплачиваются деньгами новых клиентов за автомобили для более ранних покупателей. Своеобразная торговая пирамида. Однако в условиях кризиса, когда новых покупателей приходит все меньше, сроки поставки иномарок могут затягиваться на неопределенное время. Специалисты советуют обратить внимание на несколько деталей, которые помогут понять, стоит ожидать подвоха или нет. Во-первых, если клиенту показали стоящую на складе машину, но отдавать ее пока отказываются, ссылаясь на отсутствие паспорта транспортного средства, то это тревожный знак. Импортер обычно передает паспорт в течение нескольких дней, но никак не недель или месяцев.

Еще один повод насторожиться - расширение фирмы непосредственно перед наступлением кризиса. Строительство новых автосалонов обходится недешево. До кризиса фирма могла рассчитывать на возвращение оборотных средств, вложенных в новый салон, при сохранении прежнего уровня продаж. Продажи упали - деньги фактически заморожены - оборотные средства приходится "добирать" у банков и у новых клиентов. Значит, возможен вариант, когда сумма, внесенная вами в виде предоплаты, пойдет на погашение банковских кредитов, либо на приобретение автомобиля для клиента, обратившегося в фирму еще в прошлом году. А вы останетесь при своем интересе.

В Курганской, Свердловской и Тюменской областях Уральского федерального округа потока исполнительных документов от покупателей иномарок, так и не получивших в свое распоряжение уже оплаченную машину, пока не зафиксировано. Но приставы внимательно следят за ситуацией, ведь челябинский сценарий может развернуться в любом регионе УрФО. Впрочем, возможно, он уже начал разворачиваться, только не в правовой, а в уголовной плоскости.

Так, в Екатеринбурге, на улице Маневровой неизвестные взорвали у ворот автоцентра гранату. "Установлено, что взрыв произошел в ночное время 16 мая в трех метрах от ворот автоцентра. На месте взрыва образовалась воронка диаметром 15 см и глубиной 5 см. Судя по осколкам, специалисты пришли к выводу, что была взорвана граната РГД-5. Осколками повреждены рекламный баннер и стеклопакет, пострадавших нет", - рассказал агентству "Интерфакс-Урал" руководитель пресс-службы ГУВД Свердловской области Валерий Горелых. "Отрабатывают различные версии происшествия. В том числе, не было ли у фирмы клиентов, которые внесли предоплату, но не дождались машины. Автоцентр торгует японскими машинами, которые доставляют из Владивостока", - уточнил представитель ГУВД.

Обозреватель Елена Глушкова