Урал / Точка зрения 25 июня 2010 г. 14:14

Бойцы приполярного БАМа

Interfax-Russia.ru – Впервые железную дорогу проекта "Урал промышленный - Урал Полярный" будут строить бойцы объединенного студенческого отряда "Ермак".

Многое на древней земле Ямала в этом году происходит впервые. Так, в мае впервые высокопоставленные чиновники лично приобщились к труду бойцов стройотряда. Так в мае полномочный представитель президента РФ в Уральском федеральном округе (УрФО) Николай Винниченко и губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин забили "костыль" в символическое полотно железной дороги.

Церемония прошла у стенда выставки социально значимых проектов УрФО. Стенд был посвящен стройотрядовскому движению и проекту сводного окружного отряда "Ермак". Здесь "костыли" и железнодорожное полотно были вполне уместны, так как в этом году отряд "Ермак" приступает к работам на объектах "Урала промышленного - Урала полярного".

"Представляемый проект отряда "Ермак" подготовлен совместными усилиями аппарата полномочного представителя президента в УрФО и координационного Совета объединений промышленников и предпринимателей округа. Отряд будет сборным. Бригады, которые войдут в его состав, определятся в результате конкурсного отбора", - сообщил директор Ямальского отделения Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Дмитрий Заякин. Кстати, конкурсный отбор уже закончен, через неделю бойцы сводного отряда приступят к работе.

Проект "Урал промышленный - Урал Полярный" включен в концепцию развития РФ до 2020 года. Богатства северных территорий УрФО заключаются прежде всего в полезных ископаемых: залежах угольных, углеводородных, хромитовых, также марганцево- и железорудных месторождений. Но сырье мало добыть – его необходимо переработать. И для этого на Урале есть необходимые производственные мощности, кадры и рабочие руки. Необходима дорога, которая свяжет место добычи и место переработки.

Для промышленного освоения и эксплуатации Полярного и Приполярного Урала вдоль восточного склона уральских гор будет построена железная дорога. Соединяясь с "Полярной магистралью" "Салехард - Надым - Коротчаево" и далее на восток линией "Игарка - Дудинка", она позволит обеспечить транзит грузов между Уралом и арктическими регионами РФ. Объем работ внушительный. Для однопутной магистрали длиной около 790 км планируется возвести более 100 мостов и 6 промежуточных станций. Плюс достройка и восстановление еще трех участков железных дорог общей протяженностью более 1,5 тыс. км.

Только ОАО "ТНК-ВР", сообщает пресс-служба корпорации "Урал промышленный – Урал Полярный", будет перевозить по линии "Салехард-Надым" 2,9 млн тонн грузов, ОАО "ЛУКОЙЛ" – 2,1 млн тонн. А всего, по предварительным договоренностям, крупнейшие российские компании загрузят линию перевозками в объеме около 20 млн тонн грузов ежегодно.

В общем, осталось только построить железную дорогу. В марте подрядчики начали строительство. ОАО "Ямалтрансстрой" и ООО "Мостострой-12" (ЯНАО) приступили к работам со стороны Салехарда, затем и со стороны Надыма. 30 июня из Тюмени в Салехард вылетят бойцы сводного студенческого отряда "Ермак", чтобы впервые поработать на земле Ямала.

"Мы отобрали 70 человек из Челябинской, Курганской, Тюменской и Свердловской областей, - рассказал Interfax-Russia.ru руководитель штаба студенческих отрядов УрФО Сергей Горюшкин. – Старались комплектовать отряд из самых опытных бойцов, прошедших 2-3 целины. В условиях тундры они не работали, поэтому первые дни уйдут на адаптацию, а потом, я уверен, бойцы войдут в привычный рабочий ритм". По мнению Горюшкина, десятичасовым рабочим днем, оговоренном в условиях контракта, стройотрядовцы не ограничатся. "Строительный сезон короткий, с 1 июля по 20 августа, световой день длинный. Ребята настроены работать. Заработная плата обозначена как 25-35 тыс. рублей в месяц, но я как строитель могу утверждать: все будет зависеть от объемов сделанной работы. А наши ребята крайне заинтересованы в заработке, это нормальное желание".

Кстати, условия работы студенческого строительного отряда "Ермак" были заранее согласованы полпредством президента УрФО с работодателем, ОАО "Ямалтрансстрой". Возраст бойца – старше 20 лет, требуемые специальности – монтер пути, геодезист, специалист общестроительных профессий. В "Ермак" отбирали только юношей, почему – становится понятно из других условий. Рабочий день не менее 10 часов, с суммированным учетом рабочего времени и 5 выходными в месяц. Проживание – вахтовый поселок, жилые вагончики. Питание трехразовое котловое. Девушкам в таких условиях все-таки трудновато.

Со своей стороны работодатель обеспечивает бесплатный перелет к месту работы и обратно, спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты. Впрочем, как утверждает пресс-служба ОАО "Ямалспецстрой", приятной неожиданностью для студентов станет наличие спутникового ТВ, интернета даже в тех местах работы, которые традиционно считаются труднодоступными и отдаленными. У стройотрядовцев будет также возможность ознакомиться с традициями и бытом коренных народов Крайнего Севера.

Стоит отметить, что работодатели Ямала научились ценить рабочие руки стройотрядовцев. Как сообщает пресс-служба правительства автономного округа, социально ответственные предприятия не первый год принимают на своих объектах бойцов студенческих отрядов. На строительстве железной дороги Обская-Бованенково с 2002 года задействованы стройотряды из Кургана и Москвы, а с прошлого года к ним присоединился отряд из Тюмени. В этом году география стройотрядов на Ямале расширяется за счет отряда "Искра" из Санкт-Петербурга. Бойцам отряда доверят работы по среднему ремонту путей в районе пятого разъезда дороги Обская-Бованенково. На разъезде они и будут жить, но не голой тундре, конечно. Все условия для нормального отдыха после работы созданы, есть электричество, подведена вода, есть и баня.

Обычно об условиях работы и проживания, размере оплаты и премиальных еще до целины договаривается командир отряда. Но в этом году за неделю до старта северной целины было решено провести первый в истории стройотрядовского движения на Ямале телемост, где все бойцы, собирающиеся работать в этом северном регионе, могли в режиме непосредственного общения поговорить с работодателями.

"Ребята собрались в представительствах ЯНАО в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, - рассказала Interfax-Russia.ru начальник отдела по взаимодействию с молодежными общественными объединениями, организации отдыха и занятости молодежи департамента по молодежной политике ЯНАО Светлана Даковцева. – Конечно, спрашивали об условиях проживания, требованиях к работе, оплате труда. С другой стороны представители "Ямалспецстроя" смогли очно познакомиться с молодежью, которая приедет к нам строить железные дороги".

Кстати, департамент выступил одним из инициаторов создания межрегионального студенческого строительного отряда имени 80-летия округа (юбилей ЯНАО отметит в декабре этого года). Отряды из разных регионов России, объединенные в межрегиональный отряд, будут трудиться в Новом Уренгое, Лабытнанги, Ноябрьске, Надыме, поселке Салемал.

Одним словом, встретить студента в спецовке и рукавицах можно будет даже в самых глухих уголках Ямала. Для кого-то из них эта целина останется романтическим приключением, для кого-то даст возможность оплатить очередной год учебы в вузе или съездить отдохнуть, не залезая в родительский кошелек. А вот железная дорога, которую они помогают построить, даст куда более глобальный экономический эффект.

Как сообщает пресс-служба корпорации "Урал промышленный – Урал Полярный", дорога позволит поставлять сырьевые ресурсы на уральские предприятия. Надежное обеспечение отечественным сырьем позволит сохранить рабочие места в металлургической и машиностроительной отраслях округа, а это 830 тыс. человек. Кроме того, само строительство дороги даст дополнительный промышленный заказ.

Так что тем студентам, чья трудовая биография начинается со строительства приполярной магистрали, будет чем гордиться.

Обозреватель Елена Глушкова