Урал / Точка зрения 15 октября 2009 г. 12:49

Будущее российской тюрьмы

Interfax-Russia.ru – Пилотные тюрьмы и зоны раздельного проживания появятся в результате реформы системы исправительных учреждений РФ.

В каких условиях через несколько лет будут сидеть россияне, отбывающие наказание за совершенные преступления? Этот вопрос без преувеличения затрагивает каждую вторую российскую семью.

С одной стороны, от сумы и от тюрьмы зарекаться нельзя. Непосредственно соприкоснувшаяся с этой народной мудростью часть общества голосует за цивилизованные условия отсидки. Справедливо указывая на тот факт, что наказанием является лишение свободы на определенный срок, а не риск заразиться в зоне туберкулезом, подхватить ВИЧ-инфекцию или стать жертвой беспредела со стороны рецидивистов и их пособников.

С другой стороны, жертвы преступлений, их родственники и друзья – за ужесточение системы наказаний и даже за возврат смертной казни. Например, Екатеринбургский родительский комитет в связи с истечением в 2010 году в России срока моратория на смертную казнь готов опротестовать его продление. "Мы считаем, что мы дошли до того состояния, когда нужно вводить смертную казнь. Сроки наказаний не останавливают насильников. Смертные приговоры необходимо выносить хотя бы в крайних случаях - в случае насилия над детьми или террористам", - заявил руководитель комитета Валерий Наталиев на пресс-конференции в екатеринбургском пресс-центре агентства "Интерфакс-Урал".

Как это обычно бывает, своя правота есть и у тех, и у других. Уголовно-исполнительная система России нуждается в совершенствовании. Это признают и в Минюсте РФ, и в федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) России. Как сообщил в начале недели "Интерфаксу" директор ФСИН РФ Александр Реймер, в ближайшее время грядет масштабное реформирование всей системы отбывания наказаний.

"В министерстве юстиции РФ подготовлен пакет законопроектов, предусматривающих переход от действующей системы исправительных учреждений к двум видам - тюрьмам и колониям-поселениям", - сказал руководитель ФСИН. Пакет законопроектов на этот счет поступит в Госдуму до конца года.

Еще в сентябре проекты будущих российских тюрем обсуждались в рамках научно-практической конференции с участием руководителей обоих ведомств. По информации пресс-службы ФСИН, для закоренелых уголовников, скорее всего, появятся тюрьмы с разными режимами: особым и усиленным. Для тех, кто преступил закон впервые и не совершил особо тяжкого правонарушения, тюремный режим будет облегчен до общего. Для заключенных по самым "легким" статьям предназначены колонии-поселения, где режим гораздо свободнее. Исправительных колоний-зон, скорее всего, не станет вообще. Предстоит также решить множество конкретных вопросов: сколько осужденный будет проводить в камере в зависимости от режима, в каких границах, и в какое время заключенным разрешат передвигаться внутри тюрьмы, как будет организовано питание – в общей столовой или иначе. Вопросов много, поэтому обкатать теоретические разработки на практике предстоит в так называемых пилотных тюрьмах.

Однако первые изменения в уголовно-исполнительной системе России начнутся уже сейчас. ФСИН РФ намерено разделять осужденных, не дожидаясь изменений в уголовно-исполнительном законодательстве, – такую задачу перед подразделениями службы поставил директор ФСИН Реймер. "Нужно разделить "первоходников" и рецидивистов, для этого нужно определить учреждения, где их содержать, и развести их физически - из одних колоний перевести в другие, чтоб они действительно были разделены по признаку сепаратности", - сказал глава ФСИН. Реймер отметил, что в настоящее время принцип сепаратности осужденных реализуется только в Челябинской области.

Между тем, сепарация осужденных уже предписана законом. "Согласно требований ч. 2 ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лица, впервые осужденные к лишению свободы, и ранее отбывавшие лишение свободы должны содержаться раздельно. Данное положение не исполняется: суды приговаривают ранее судимых с погашенной судимостью к отбыванию наказания в колониях общего режима, а лиц, совершивших тяжкие преступления и осужденных к длительным срокам, - в колонии строгого режима", - рассказал Interfax-Russia.ru начальник пресс-службы ГУФСИН РФ по Челябинской области Валентин Гуренков. По его словам, ранее судимые навязывают "первоходкам" криминальные законы и понятия, и это крайне негативно влияет на общий климат в учреждении.

Например, в Челябинской области семь исправительных учреждений строгого режима и четыре исправительных учреждения общего режима. В колониях строгого режима отбывают наказание 10 тыс. человек, в том числе 3,5 тыс. осужденных впервые, которые до этого содержались совместно с ранее судимыми. В колониях общего режима отбывают наказание 6 тыс. человек, 1,3 тыс. из которых ранее уже были осуждены, но при этом содержались с судимыми впервые.

Как пояснил Гуренков, невозможно содержать обе категории заключенных раздельно, но в одной колонии - возникают слишком серьезные организационные проблемы. Поэтому руководство ГУФСИН по Челябинской области одинаковые по режиму исправительные учреждения разделило на колонии для рецидивистов и на колонии для тех, кто оказался за колючей проволокой впервые. Теперь пять колоний принимают повторно осужденных, а еще пять – ранее несудимых. Исключением стали лишь ВИЧ-инфицированные осужденные и больные туберкулезом. Их направляют в одну исправительную колонию общего режима и одну исправительную колонию строгого режима, так как в этих учреждениях созданы специализированные локальные участки для их лечения.

"Единственной трудностью, с которой столкнулись сотрудники спецотделов, является то, что в личных делах осужденных, прибывающих из других регионов, как правило, отсутствуют справки о предыдущих судимостях, и распределение в колонию проводится лишь по информации со слов самого осужденного", - отметил собеседник Interfax-Russia.ru.

Как видно на примере Челябинской области, одна только сепарация заключенных выявила немало проблем, которые пришлось решать на ходу. Полноценная реализация реформы уголовно-исполнительной системы России наверняка вызовет еще больше вопросов. Ведь тюремная реформа сопряжена с целым комплексом поправок, вносимых в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, также разработанных Минюстом. Так что без общественного контроля в таком деле не обойтись.

Как сообщает пресс-служба Общественной палаты РФ, на этой неделе состоялся форум общественных наблюдательных комиссий (ОНК) по контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания. Закон об общественном контроле над соблюдением прав заключенных президент России Дмитрий Медведев подписал всего год назад, но за это время общественники сумели добиться много.

Так, по данным ФСИН, за 9 месяцев этого года члены общественных наблюдательных комиссий более 700 раз посещали колонии и СИЗО. По итогам посещений было сделано более 280 заключений. Наиболее часто речь в этих заключениях речь шла о переполненности исправительных учреждений и СИЗО, их ремонте, недостатке рабочих мест в местах лишения свободы.

Член палаты, председатель Общественного совета при ФСИН России Мария Каннабих, выступая на форуме, отметила, что в настоящее время общественные наблюдательные комиссии уже созданы в 70 субъектах федерации. "Несмотря на определенное несовершенство законодательной базы, что выявилось в первые месяцы работы, и некоторые проблемы, которые возникают у общественников на местах с чиновниками различных силовых ведомств, в целом система ОНК является достаточно эффективным инструментом обеспечения прав человека в местах лишения свободы", - отметила она.

Безусловно, тюрьма и зона – не курорт и не дом отдыха, и такими они не станут и после завершения реформы. И все же первые шаги к модернизации этого механизма системы государственной власти сделаны. Если в результате реформы число заключенных в России уменьшится, а закоренелые преступники будут на долгие годы надежно изолированы не только от общества, но и от тех, кто оступился по глупости или неосторожности, то возможно понятие "блатная романтика" уйдет, наконец, из российского менталитета. Да и само выражение "жить по понятиям" тоже отправится на свалку истории.

Обозреватель Елена Глушкова