Interfax-Russia.ru – Из-за падения башенного крана на стройплощадке Троицкой ГРЭС в Челябинской области, погибли шесть китайцев. ЧП произошло, скорее всего, из-за нарушения норм монтажа.
Кран рухнул на стройплощадке энергоблока N10 Троицкой ГРЭС, которая входит в подконтрольную ОАО "Газпром" ОГК-2, 18 июня. Следственные органы возбудили уголовное дело, не называя точных причин произошедшего. Заместитель генерального прокурора РФ Юрий Пономарев взял на личный контроль расследование данного дела. Изначально сообщалось о четырех погибших гражданах КНР, позже два человека скончались в больнице, и, по уточненной информации, еще четверо пострадали. МЧС потребовались сутки, чтобы разобрать завалы из металлических конструкций. При этом действующие объекты станции и строительные конструкции нового блока не повредились.
Строительство энергоблока, который планируется ввести в 2014 году, осуществлял генподрядчик "Кварц-Новые технологии". На Троицкой ГРЭС считают, что именно он несет ответственность за безопасность на стройке. "Стройплощадка была передана генподрячику - компании "Кварц-Новые технологии" по акту допуска, соответственно, все вопросы промышленной безопасности и охраны труда находятся в ее компетенции", - сказал агентству "Интерфакс-Урал" представитель Троицкой ГРЭС.
Но под уголовное преследование могут попасть руководители компании-субподрядчика "Теплоэнергостроймонтаж" провинции Хэйлунцзян, которая непосредственно отвечала за монтаж крана.
Так, в сообщении Следственного комитета, поступившем в "Интерфакс", говорится, что дело расследуется в отношении главного инженера по безопасности организации и его заместителя. Менеджеры подозреваются в нарушении правил безопасности при ведении строительных работ. Согласно уголовному кодексу, им грозит до семи лет лишения свободы.
Пока же власти Челябинской области встретились с представителями провинции Хэйлунцзян и заявили, что расследование будет объективным, а пострадавшим окажут всю необходимую помощь. Вместе с тем, первый заместитель губернатора Сергей Комяков, которого цитирует пресс-служба регионального правительства, считает, что последствия ЧП должен ликвидировать генподрядчик. "Генеральный подрядчик ООО "Кварц новой технологии" обязан устранить последствия аварии в кратчайшие сроки", - полагает Комяков.
Почему именно упал кран, следствие пока не определило. К основным версиям относятся нарушение порядка проведения работ по монтажу, производственный брак самого крана, а также нарушение порядка и технических условий при прокладке рельсовых путей. А вот Гострудинспекция посчитала, что кран, скорее всего, был смонтирован с нарушениями, и, помимо этого, подкрановые пути, на которых происходил монтаж, не прошли экспертизу Ростехнадзора на соответствие всем необходимым требованиям. Кроме того, Гострудинспекция пообещала отказать "Теплоэнергостроймонтажу" в дополнительной квоте на иностранных работников в 2013 году.
Уральское управление Ростехнадзора создало комиссию по выяснению причин аварии. "Какие-либо выводы озвучивать рано", - заявили Interfax-Russia.ru в пресс-службе управления. Генконсульство КНР в Екатеринбурге, со своей стороны, готово оказать всю необходимую помощь и поддержку китайским гражданам и отслеживает ситуацию, не давая пока никаких оценок.
Между тем, эксперты уже готовы сделать выводы из ЧП. Например, челябинский политолог Александр Подопригора удивляется, почему крупнейший объект электроэнергетики Челябинской области строят иностранные рабочие и специалисты, считая это определенным итогом китайской экспансии. "Выяснилось, что в промышленной Челябинской области нет ни необходимого оборудования, ни специалистов, способных монтировать современный энергоблок. Кроме того, китайцы уже начали контролировать социальную сферу Троицка", - пишет он в своем блоге.
На одном из челябинских форумов посетители спокойно относятся, к тому, что работы производились организацией из КНР, отмечая дисциплинированность и работоспособность китайских специалистов. "На этой стройке работает мой дядя. По его словам, обыкновенный разнорабочий из Китая на этой стройке намного квалифицированней чем наши многие специалисты в области строительства. Очень грамотные", - сообщает человек под ником irina81301.
"Работают они хорошо, порядок с документами, крайне исполнительны и обязательны. Я конкретно о третей инженерной компании говорю, работаем с ними полгода, благодаря им подтянули некоторые пробелы в документообороте", - подчеркивает другой пользователь. "Несчастный случай, не более", - резюмирует еще один посетитель форума.
Действительно, башенные краны в России падают с изрядной регулярностью и эксплуатируют в большинстве случаев их отнюдь не китайцы. Так, 22 июня такое сооружение рухнуло в Нижнем Новгороде: пострадал крановщик, повреждены несколько припаркованных машин и лоджия жилого дома. В мае кран упал в Ульяновске, погиб человек. В конце апреля падение крана на стройке в Ставрополе привело к одной жертве. В начале апреля строительный кран свалило шквальным ветром в Чите, погибла крановщица. Примерно в это же время на станции "Челябинск" крановщица была госпитализирована с переломами. В марте один строитель погиб и пятеро пострадали при падении крана в Москве. Причины происшествий самые разные: перегрузка конструкций, шквалистый ветер и игнорирование штормовых предупреждений, нарушение техники безопасности.
"Квартала не проходит, чтобы не пришло сообщение о падении крана или иного грузоподъемного механизма на той или иной стройплощадке области", - возмущается в своем блоге депутат Госдумы Сергей Вайнштейн.
По его мнению, это происходит из-за того, что серьезную строительную технику эксплуатируют зачастую небольшие строительные конторы с непонятными статусом. "Кто их контролирует или проверяет? Кто им выдает разрешения и лицензии, кто следит за содержанием техники и своевременностью ремонтов?…Считаю, эта трагедия должна стать уроком для надзорных инстанций. Они должны ужесточить контроль", - уверен депутат.
Обозреватель Александра Качалова