Урал / Точка зрения 6 октября 2009 г. 16:01

Гособоронзаказ: продолжение следует?

Interfax-Russia.ru – Предприятия Челябинской области в будущем году могут остаться без заказов Минобороны РФ.

Автозавод "Урал" в городе Миассе (Челябинская область) вырос из автомоторного и литейного цехов эвакуированного сюда из Москвы осенью 1941 года завода им. Сталина (ЗИС). По решению Государственного комитета обороны с 1943 года в Миассе начали собирать автомобили, в том числе базовые машины для установки знаменитых "Катюш".

В октябре 2009 года стало известно, что контракт Минобороны РФ с заводом на выполнение работ в рамках гособоронозаказа может быть расторгнут. Об этом в понедельник сообщил министр промышленности Челябинской области Евгений Тефтелев. "Вызывает беспокойство перспектива формирования гособоронзаказа на автозаводе "Урал" на 2010 год. Минобороны известило предприятие о сокращении объемов финансирования, в связи с чем возможно расторжение контракта с автозаводом", - заявил министр агентству "Интерфакс-Урал".

Как сообщили Interfax-Russia.ru на автозаводе, гособоронзаказ является "существенной составляющей" портфеля заказов предприятия. Генеральный директор завода Виктор Корман ранее утверждал, что в 2009 году его предприятие сделает акцент на выполнении гособоронзаказа, экспортных поставках, а также на участии в государственных программах по развитию отечественного автопрома. И если в начале года сотрудников предприятия вынуждено перевели на трехдневную рабочую неделю, то уже с марта завод перешел на четырехдневный режим, а в IV квартале здесь намеревались вернуть пятидневку. В текущем году завод должен был поставить Вооруженным силам России свыше 2 тыс. автомобилей.

"Мы являемся градообразующим предприятием, более половины бюджета города составляют налоги завода, - рассказали Interfax-Russia.ru на "Урале". – Без гособоронзаказа сохранить прежние объемы занятости будет, мягко говоря, сложно". В настоящее время на предприятии трудится 13 тысяч 891 человек. В связи с экономическим кризисом объем производства на автозаводе составляет лишь 39,2% к уровню 2008 года.

В свою очередь правительство Челябинской области намерено защитить интересы завода и заводчан. Так, губернатор Челябинской области Петр Сумин направил на имя министра обороны РФ Анатолия Сердюкова письмо с просьбой не расторгать трехлетний контракт с ОАО "Автозавод "Урал". Контракт предусматривал поставку в 2008-2010 годах в Вооруженные силы РФ 8 тыс. 390 автомобилей.

"Автозавод "Урал" своевременно выполняет взятые на себя обязательства по поставкам автомобильной техники. Однако, несмотря на достигнутую с Вами договоренность о полном выполнении трехлетнего контракта, Главное автобронетанковое управление Минобороны России вторично предложило автозаводу "Урал" расторгнуть договор, мотивируя это отсутствием финансовых средств. Вместе с тем Минобороны России принимаются решения по размещению средств вооружения исключительно на шасси автомобилей "КАМАЗ", - отмечается в письме.

При этом Минобороны России во вторник заявило, что рассматривает вопрос о пересмотре контрактов по закупке грузовиков "КАМАЗ" и "Урал" в 2010 году.

Надо сказать, что Миасс - не единственный город в Челябинской области, который может пострадать от сворачивания госзаказа на оборонную продукцию. Еще одно градообразующее предприятие, завод "Радий" в Каслях, может лишиться военных контрактов на будущий год. Об этом также рассказал министр промышленности областного правительства Евгений Тефтелев. По его словам, решение, аналогичное принятому в отношении автозавода "Урал", готовится и по заводу "Радий". И здесь, также как и на автозаводе в Миассе, основная часть работников занята выполнением гособоронзаказа. "В случае высвобождения персонала найти другую работу в городе будет практически невозможно", - заявили Interfax-Russia.ru на "Радии".

А ведь в начале года предприятия, сумевшие заключить контракты на выполнение гособоронзаказа, опасались чего угодно, только не разрывов заключенных соглашений. Тогда директоров предприятий больше всего беспокоили сроки размещения заданий по выполнению НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), закупок и ремонта вооружения и военной техники на текущий год. С этими сроками напрямую были связаны сроки поступления средств. Чем позже они поступают, тем сильнее усложняется экономическое положение на предприятии. "Ведь все это время предприятия обязаны платить за работу или за простой, оплачивать налоги, коммунальные платежи, тепловую и электроэнергию. Получается, либо копи долги перед поставщиками, либо выбивай в банках кредиты под неподъемные проценты", - так обрисовывал позицию руководителей предприятий председатель Челябинской областной организации Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности (Оборонпроф) Виктор Юшин.

Теперь выясняется, что многострадальной уральской "оборонке" угрожает досрочный разрыв контрактов. При этом экономическая ситуация в регионах с высокой концентрацией предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и без того не слишком благополучная. Так, например, в Свердловской области задолженность перед предприятиями ОПК за выполненный гособоронзаказ составляет, по данным регионального Союза предприятий оборонных отраслей, 977 млн рублей. Впрочем, на грани выживания балансируют не только оборонные заводы.

В правительстве Челябинской области выделили группу из нескольких предприятий, испытывающих трудности, как с реализацией продукции, так и с уплатой налогов. За каждым из "проблемных" заводов закрепили представителя министерства промышленности региона. Из шести предприятий, ОАО "ФНПЦ "Станокмаш", ФГУП "Челябинский автоматно-механический завод", ЗАО "Нязепетровский крановый завод", ООО "Катав-Ивановский механический завод", ОАО "Залтоустовский металлургический завод" (ЗМЗ) и ООО "Уфалейский завод металлургического машиностроения" (УЗММ), стабилизировать ситуацию удалось пока только на двух – УЗММ и ЗМЗ. На "Станкомаше" меняют генерального директора, собственник завода активно ищет новые заказы. Крановый завод практически рассчитался с долгами по зарплате.

Во вторник в Челябинске проходит окружной Совет безопасности. Заседание проводят полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе Николай Винниченко и секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. На Совбез съедутся губернаторы регионов, входящих в Уральский федеральный округ, руководители промышленных и оборонных предприятий, представители федеральных ведомств и силовых структур. Как сообщается в анонсе мероприятия, "участники совещания обсудят проблемы угрозы национальной безопасности при реализации стратегических национальных проектов на территории регионов Урала и мерах по их нейтрализации в условиях финансового кризиса, а также состояние и меры по повышению эффективности функционирования и развития предприятий и организаций оборонно-промышленного и научного комплексов". Также на Совете будет представлена информация о ходе разработки новой редакции Военной доктрины РФ.

Рабочие Миасса может быть и не разбираются в тонкостях военных доктрин. Но они точно знают, что без оборонного заказа не будет работы, а без работы – заработка и нормальной жизни. Что касается оценки качества их продукции, то на официальном сайте автозавода "Урал" таких оценок немало. Вот одна из них, за подписью начальника автобронетанкового управления внутренних войск МВД России генерал-майора Тагира Эминова: "В войсках автомобили "Урал" очень любят. Солдаты срочной службы, которые служат всего год, легко их осваивают. В содержании и обслуживании этих грузовиков нет сложных вопросов, "Урал" – самая "солдатоустойчивая" машина, надежная, мощная".

Обозреватель Елена Глушкова

Фото ИТАР-ТАСС