Урал / Точка зрения 11 марта 2010 г. 16:38

Лакмусовая бумажка для мэра

Interfax-Russia.ru – На Урале появится первый мэр, отправленный в отставку за кризис в городском жилищно-коммунальном хозяйстве.

Губернатор Свердловской области Александр Мишарин выступил инициатором отставки главы города Артемовского. По закону отправить мэра в отставку могут только депутаты представительного органа местного самоуправления, поэтому адресатом губернаторской инициативы стала городская дума Артемовского.

"Я подписал представление в городскую думу с просьбой снять полномочия с главы Артемовского Манякина. Прошу думу городского округа поддержать мое предложение", - заявил губернатор в прямом эфире одного из местных телеканалов. Мишарин также отметил, что ранее ждал от мэра Артемовского Юрия Манякина добровольной отставки. Теперь вопрос о главе города будут решать депутаты, но, видимо, губернатор не сомневается в их выборе.

Предыстория мэрской опалы проста, но поучительна. К началу отопительного сезона 2009-2010 года выяснилось, что Артемовская ТЭЦ не может рассчитаться с "Уралсевергазом". В результате тепло в домах жителей города появилось с двухнедельным опозданием, и то лишь потому, что ТЭЦ начала работать на угле. Газ энергетики получили только во второй половине декабря прошлого года, после вмешательства областной антикризисной комиссии, принявшей решение перечислить газовикам 10 млн рублей.

В свою очередь, долги энергетиков образовались из-за задолженностей управляющих компаний, взимавших плату за услуги ЖКХ. Кстати, кому принадлежит местный жилищно-коммунальный комплекс, как оказалось, вопрос крайне запутанный и неясный. Во всяком случае, губернатору Свердловской области, совершившему в конце января рабочую поездку в Артемовский, выяснить это так и не удалось.

"Губернатор неоднократно поручал управляющему округа, главе города, областному министру энергетики и жилищно-коммунального хозяйства разобраться в том, почему не обеспечивается тепловой режим в домах города Артемовского, - сообщал о подробностях поездки департамент информационной политики губернатора. - Здесь работает несколько управляющих компаний, которые собирают деньги с жильцов и в свою очередь не перечисляют их поставщикам услуг. Более того, до сих пор не понятно, кому принадлежит местное ЖКХ".

Областной министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Юрий Шевелев сообщил, что, по данным министерства, из средств, которые платятся за поставленные энергоресурсы, поставщики получают не более 15%, остальные оседают у перекупщиков. Графики реструктуризации задолженности составлены, но не выполняются. Сразу после совещания в город был направлен заместитель областного министра ЖКХ Николай Смирнов, которому пришлось распутывать узел проблем, угрожавших заморозить город.

Сам глава Свердловской области называет ситуацию с отправкой в муниципалитет замминистра вынужденной. По его словам, этому предшествовали неоднократные попытки вразумить главу города. "Я главу предупреждал несколько раз, ведь было задержано включение тепла, была сформирована большая кредиторская задолженность, был не соблюден температурный режим в огромном количестве домов, пришлось отправить туда заместителя министра ЖКХ, чтобы он разбирался с ситуацией", - заявил губернатор.

Вынужденная мера оказалась действенной. Уже в начале марта, на заседании областного оперативного штаба по жизнеобеспечению систем, Смирнов докладывал, что ситуация в Артемовском сейчас не вызывает опасений. Другое дело, что замминистра в режиме ручного управления занимался, в общем-то, не своим делом. "В министерстве Николай Смирнов отвечает за стратегическое развитие сферы ЖКХ всего региона, реформу ЖКХ, внедрение ресурсосберегающей энергетики, - рассказали Interfax-Russia.ru в пресс-службе Свердловского министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. – Из-за проблем в Артемовском ему пришлось буквально переселиться в этот город, и только недавно он получил возможность вернуться в Екатеринбург, к непосредственным обязанностям, лишь периодически возвращаясь в Артемовский". Возникает закономерный вопрос – за что в таком случае получал зарплату глава города, если значительную часть его непосредственных обязанностей выполнял областной чиновник?

Отставка главы Артемовского Юрия Манякина, инициированная из-за безобразной работы местной "коммуналки", будет первой в Свердловской области. Но, вполне возможно, не последней. На повестке дня у глав администраций сегодня стоит вопрос об обоснованности тарифов на жилищно-коммунальные услуги, заявленных управляющими компаниями. Второй месяц подряд жители городов области находятся в шоке, получая счета на оплату услуг ЖКХ. Эти счета значительно больше, чем они могли ожидать. По законодательству, предельный индекс роста коммунальных платежей для населения не должен превышать в этом году 30% по сравнении с предыдущим. Однако, как выяснилось на совещании правительства Свердловской области, во многих муниципальных образованиях региона тарифы завышаются в полтора и более раз. Например, муниципальное предприятие в поселке Аять индекс платежей населения довело до 158,6%. При этом даже в прошлом году жители поселка оплачивали счета менее чем на 70%. А вот Талицкий городской округ стал рекордсменом по числу теплоснабжающих компаний – 19 компаний на 52 тыс. населения. Из-за этого здесь схема прохождения финансовых потоков совсем не прозрачна, возникает неразбериха с тарифами и, как следствие, – кризис неплатежей. При этом главы муниципалитетов проявляют странное равнодушие к происходящему.

По словам председателя правительства Свердловской области Анатолия Гредина, ни один руководитель не обратился в министерство энергетики и ЖКХ и региональную энергетическую комиссию с предложениями по изменению ситуации. Хотя одно из подготовленных специалистами предложений не требует дополнительных расходов и поможет снизить тариф до вменяемой величины. Это – создание единой теплосетевой компании в рамках одного муниципального образования и усреднение тарифа для потребителей разных районов города, получающих ресурсы от разных котельных.

Всем главам администраций дан месячный срок для исправления ситуации. В противном случае им грозит дисквалификация в качестве руководителей органов местного самоуправления.

Есть и еще одна сторона, которая должна быть кровно заинтересована в развязывании коммунального узла. Это сами жители и депутаты местных дум. Почему-то ни в одном муниципалитете, в том числе в Артемовском, депутаты не выступили с инициативой отставки глав, вынуждающих жителей платить за собственное головотяпство и бездеятельность. Почему-то ничего не слышно об инициативных группах граждан, которые бы не только собирались на митинги и пикеты – такое изредка все-таки случается, а составили бы грамотное обращение хотя бы в прокуратуру Свердловской области. При таком "благоприятном" микроклимате руководству области поневоле приходится применять административный ресурс. Ну а пока многие руководители местных администраций по прежнему пускают развитие сферы ЖКХ на самотек с надеждой, что оно "как-нибудь рассосется само".

Как показывает опыт Артемовского и еще десятка городов области, замерзавших этой зимой, не рассосется. Отопительный сезон скоро закончится, наступит короткий период, когда необходимо будет заниматься ремонтом коммуникаций, перезаключением договоров с поставщиками тепло- и энергоресурсов. Значит, недалеко то время, когда главы муниципалитетов потянутся в областное правительство с просьбой помочь "закрыть" долги, накопленные за время отопительного сезона. А то, что из-за неразумных тарифов они будут гораздо больше, чем даже в кризисном 2009 году, предсказать можно уже сейчас.

Понятно, что есть и объективные причины накопления долгов, связанные со снижением доходов бюджета конкретного муниципалитета. И все же состояние сферы ЖКХ становится лакмусовой бумажкой, которая отчетливо показывает: вот здесь брешь, пробитая экономическим спадом, временным сокращением налогооблагаемой базы. А здесь, извините, прямая недоработка мэра. И приведет она не к дотациям из областного бюджета, а к дисквалификации и отставке.

Обозреватель Елена Глушкова