Урал / Точка зрения 27 февраля 2009 г. 15:55

Малый бизнес малых народов

Interfax-Russia.ru – Коренные народы Севера осваивают азы предпринимательства без отрыва от традиционного образа жизни.

"Мастера тундры" – так называется проект, стартовавший 27 февраля в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Знатоки и умельцы изготовления национальных сувениров представят свою продукцию на выставке-ярмарке. Но "Мастера тундры" не просто выставка, а этап реализации программы российско-канадского сотрудничества по развитию Севера НОРДЕП.

В Канаде накоплен большой опыт обучения коренных народов (их называют "первыми нациями") премудростям предпринимательства. Ямальцам такого опыта не хватает. Не случайно окружной дом ремесел начал совместную работу над проектом с предпринимательским центром Kiwanis (провинция Британская Колумбия, Канада). В рамках выставки-ярмарки проходит ряд встреч, на которых необходимо определить целый ряд параметров будущего бизнеса. Как достигнуть максимальной экономической отдачи от продажи сувенирной продукции? Что требуется для расширения ее ассортимента? Кто возьмет на себя обеспечение стабильных каналов закупки сырья, и какой должна быть эффективная ценовая и маркетинговая политика? Ответы на эти вопросы должны дать канадские и российские эксперты, приехавшие в поселок Мужи, а также представители общественных организаций коренных народов, местных и окружных органов власти.

В условиях традиционного хозяйства изделия, многие из которых сейчас считаются сувенирными, были частью домашнего обихода. В каждой семье мужчины занимались обработкой дерева, металла и кости, женщины обрабатывали шкуры, шили одежду и обувь, ткали, вязали, плели, делали утварь из бересты. Сегодня украшение из бисера или искусно обработанная резчиком кость уже не столько предмет обихода, сколько уникальный сувенир. Остается самое главное – грамотно организовать производство и сбыт. Проект предполагает изучение канадского опыта и носит пока пилотный характер, сообщает департамент международных и межрегиональных связей ЯНАО. В рамках проекта будет определен лучший сувенир Ямала. На его основе будет разработан логотип, представляющий округ. Всего мастера тундры уже представили на конкурс 197 работ.

Тем временем одно из оленеводческих предприятий Ямальского района, Ярсалинское, проявило инициативу и открыло в селе Яр-Сале мастерскую по пошиву меховой национальной одежды. При этом сырье покупают частные предприниматели. Спрос на такую продукцию довольно большой, поэтому бизнес обещает стать прибыльным. Между тем на Ямале сырья и умелых рук хватило бы для десятка таких мастерских. А в условиях Крайнего Севера традиционная, проверенная веками одежда для оленеводов не роскошь, а необходимость.

Еще одно направление развития малого бизнеса тундровиков – это туризм. Агентство по туризму ЯНАО как раз и занимается активным развитием этнографического туризма. Напомним, на Ямале проживают более 36 тыс. человек, из них более 14 тыс. человек ведут традиционный кочевой образ жизни. Специалисты агентства ожидают, что в этом году увеличится число индивидуальных предпринимателей из числа коренных жителей ямальской тундры, готовых профессионально работать с туристами.

"Мы заранее изучили спрос на рынке туруслуг. Выяснилось, что этнографические туры будут пользоваться популярностью, - рассказал Interfax-Russia.ru заместитель руководителя агентства по туризму ЯНАО Николай Шалагинов. - С 2007 года начали проводить семинары для лидеров национальных общин, разъясняли им смысл и выгоду такой деятельности. В прошлом году разработали и предоставили в распоряжение участникам семинаров базовый пакет с описанием услуг, которые они могут оказывать. В базовом пакете есть и рекомендованные нами цены на эти услуги". Специалисты агентства справедливо опасались, что тундровики, далекие от реалий больших городов, будут назначать либо смехотворно низкие, либо неоправданно высокие цены.

В результате планомерной работы и грамотного маркетинга самые предприимчивые охотники и оленеводы, заключив договор с агентством, уже занялись новой для себя деятельностью. В Ямальском и Приуральском районах уже действуют турмаршруты, включающие знакомство с бытом, хозяйством и культурой ямальских тундровиков. В программе - проживание в семьях, установка чумов, участие в приготовлении национальных блюд и совершении обрядов. Желающие могут поучаствовать также и в традиционной охоте, но такую услугу чаще оказывают индивидуальные предприниматели, а не общины.

В Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) для коренных народов, проживающих на территории округа, создают специальную бизнес-школу при Югорском государственном университете. С одной стороны, школа дает возможность руководителям и сотрудникам национальных предприятий повышать квалификацию. С другой – привлекает общественные организации коренных народов к изучению канадского опыта поддержки предпринимательства северных народов. Департамент по вопросам малочисленных народов Севера, Югорский государственный университет (ЮГУ) и Университет св. Марии (Канада) стали партнерами в реализации этого проекта.

Летом прошлого года делегация Югры отправилась в Канаду за опытом. В Университете св. Марии есть центр развития бизнеса, который в том числе занимается развитием малого и среднего предпринимательства. Студенты университета задействованы в бизнес-проектах как разработчики и консультанты, а методическая помощь профессоров университета гарантирует качество этих разработок. Малые и средние предприятия в итоге получают реальную помощь в развитии бизнеса.

"Центр развития бизнеса Университета Святой Марии сотрудничает с индейским племенем Ми’кмак, наша делегация посетила резервацию племени, - рассказала Interfax-Russia.ru специалист отдела международного сотрудничества ЮГУ Ирина Семенова. - Племя занимается как традиционными видами промыслов, так и предпринимательской деятельностью. Индейцы разводят арктического гольца, при этом используют новые технологии в производстве и получают хороший доход".

По словам Семеновой, племя также развивает бизнес, связанный с тепличным хозяйством, и вертолетный бизнес. В племени большое внимание уделяется образованию, активно используются информационные технологии и дистанционное обучение. Руководители племени считают, что для того, чтобы добиться успеха в будущем, начинать учить бизнесу детей нужно с 9 лет. Создать такие же условия для развития предпринимательства в общинах и кочевьях коренных народов Севера – почему бы и нет?

В конце прошлого года в ЮГУ прошел семинар по развитию предпринимательской деятельности в сфере традиционного природопользования и промыслов для работников общин и предприятий коренных малочисленных народов Севера. Программа обучения включала современные материалы по развитию предпринимательства, бизнес-планированию, бухгалтерскому учету, налогообложению, законодательству и новым нормативным актам. Представителям национальных общин рассказали, как принять участие в конкурсе грантов, который ежегодно проводит окружной департамент по вопросам малочисленных народов Севера. "Участники семинара высказали пожелание сделать обучение ежеквартальным, наладить консультирование в режиме он-лайн, предусмотреть возможность обмениваться опытом, организовать обучение информационным технологиям", - говорит Семенова. В процессе обсуждения вопрос о получении гранта правительства округа на реализацию пилотного проекта ЮГУ - студенты университета намерены вести исследования в местах проживания коренных народов округа и изучать проблемы развития традиционных видов предпринимательства.

Долгие годы представители коренных народов Севера считались чуть ли не генетически неспособными к бизнесу. Опыт зарубежных стран показывает, что нет неспособных учеников – есть плохие учителя. Малый бизнес даст национальным общинам новый толчок к развитию национальной культуры, а предприимчивым югорчанам – возможность проявить себя и стать бизнесменами.

Обозреватель Елена Глушкова

Фотография предоставлена Югорским Госуниверситетом