Урал / Точка зрения 2 ноября 2015 г. 18:01

Между двух берегов

Interfax-Russia.ru - Судно на воздушной подушке с пассажирами, уговорившими водителя переправить их с одного берега на другой, застряло во время тестового заезда во льдах реки Оби на Ямале.

Стандартный пробный заезд вездехода на воздушной подушке, который проводится ежегодно для проверки техники и состояния льда на переправе через реку Обь между городами Салехард и Лабытнанги в Ямало-Ненецком автономном округе, обернулся неприятностью: машина застряла вместе с пассажирами, которых по правилам безопасности, в вездеходе во время тестового заезда быть не должно. В итоге все обошлось, но спасатели опасаются, что ситуация может повториться, ведь затянувшееся на Ямале межсезонье продолжает испытывать терпение людей.

Ямальские города Салехард и Лабытнанги (переводится с хантыйского как "семь лиственниц") расположены на разных берегах реки Обь. Многие жители "семи лиственниц" работают в Салехарде, и в определенные периоды весны и осени их жизнь сильно усложняется. Летом между городами курсируют паромы, зимой работает ледовая переправа, в распутицу ездят вездеходы на воздушной подушке.

Но в самое межсезонье, когда паромы уже не могут ходить, а вездеходы - еще не могут, перебраться с одного берега на другой можно лишь на вертолете. Удовольствие это недешевое. Билет на взрослого пассажира стоит 970 рублей, на ребенка - 485 рублей. То есть, чтобы съездить на работу и вернуться домой, жителю города Лабытнанги приходится тратить почти 2 тыс. рублей.

Обычно такой вертолетный период длится несколько дней, но в этом году из-за слишком теплой погоды жители ямальских городов испытывают трудности дольше. Как рассказали Interfax-Russia.ru в департаменте транспорта ЯНАО, в этом году паромы перестали ходить 20 октября, это самое раннее закрытие паромной переправы за последние шесть лет. В 2014 году паромы прекращали движение 21 октября, а вездеходы уже начали курсировать 28 октября. В 2013 году движение паромов прекратилось – 24 октября, в 2010-м и 2011 годах – 4 ноября, и в 2009 году – 11 ноября.

Как сообщает пресс-служба губернатора ЯНАО, 28 октября в Салехарде отмечалась даже плюсовая температура, а для того, чтобы река полностью покрылась льдом, необходимы устойчивые морозы. Вскоре они пришли, что позволило перевозчику "Ямалавтодор" совершать технические рейсы.

"Судя по прогнозу погоды и ледостава, лед на реке должен был подмерзнуть. Сотрудники предприятия совершили несколько пробных заездов. На лабытнангской стороне отметили большое скопление торосов (нагромождение льда – ИФ). Вероятно, потому, что с началом ледостава, несмотря на официальное закрытие движения по маршруту, все-таки ходили суда", - отметил гендиректор "Ямалавтодора" Владимир Прокопенко, слова которого приводятся в пресс-службе губернатора ЯНАО.

Руководитель пресс-службы ГУ МЧС по ЯНАО Иван Скиданов рассказал Interfax-Russia.ru, что речь идет о частных перевозчиках, которые по неокрепшему льду перевозят желающих с одного берега на другой.

"Мы везде говорим, что безопасный вид транспорта – это только вертолет, все остальное небезопасно, люди едут на свой страх и риск. Мы можем стоять около реки, но перевозчики отъезжают на 20 метров и снова перевозят людей. Мы бьемся как рыба об лед, но людям наплевать на свою безопасность", - отметил Иван Скиданов.

В департаменте транспорта ЯНАО Interfax-Russia.ru уточнили, что зачастую у таких "частников" нет лицензии на перевозку пассажиров, и, как только появляется ГИБДД или представители государственной инспекции по маломерным судам, они прекращают пассажироперевозки, поэтому привлечь их к административной ответственности крайне сложно.

Иван Скиданов отметил, что, помимо опасности для людей, такие полулегальные перевозки портят ледовое полотно, создавая торосы, а это отодвигает открытие официального сезона перевозок на "подушках". В эти торосы и попал вездеход "Ямалавтодорога" 1 ноября.

Пресс-служба ГУ МЧС по ЯНАО сообщала, что во льдах застряло судно на воздушной подушке "Арктика", где находились 25 пассажиров и два члена экипажа. В районе переправы оказались три частных аэролодки, с их помощью людей доставили на берег. Само судно также отбуксировали к причалу переправы.

Руководитель пресс-службы ГУ МЧС по ЯНАО Иван Скиданов заявил, у ведомства нет собственных вездеходов на воздушной подушке, предназначенных для перевозки людей, но как действовать в подобной ситуации, известно. "Мы проводили несколько недель назад совместно с "Ямалспасом" учения, отрабатывали действия при падении человека в воду, вытаскивали из воды условного пострадавшего (он был в гидрокостюме)", - подчеркнул Иван Скиданов.

По его словам, когда стало известно о застрявшем вездеходе, сотрудники выехали на место, где координировали действия по эвакуации людей, отслеживали, нужны ли дополнительные силы и средства. "После того, как перевезли всех людей, мы покинули место происшествия", - отметил Иван Скиданов.

Обошлось без пострадавших, даже "подушке" не потребовалось ремонта. Начальник производственно-технического отдела "Ямалавтодора" Дмитрий Валько сообщил Interfax-Russia.ru, что водитель не имел права во время тестового прогона запускать людей. "Но люди настаивали на том, что их нужно перевезти. Можно и их понять. По всей видимости, водитель поддался настоятельным уговорам людей, пошел им навстречу", - отметил Дмитрий Валько.

Гендиректор "Ямалавтодора" Владимир Прокопенко, слова которого приводит пресс-служба губернатора ЯНАО, также заявил, что люди загрузились в подушку и выходить не собирались. Тогда было принято решение их бесплатно все-таки перевезти. В торосах груженая "подушка" застряла.

"Это лишний раз доказывает, что наши суда хоть и более грузоподъемные, но регулярность рейсов с 100% загруженностью пассажирами на борту можно обеспечить только при условии готовой трассы", - добавил Владимир Прокопенко.

Но, пока она не открылась, люди все равно найдут способ перебраться на другой берег. Чуть окрепнет лед, и как прогнозирует Иван Скиданов по опыту прошлых лет, вместо частных перевозчиков на "подушках" появятся люди на снегоходах, готовые перевезти желающих за деньги. Затем и жители городов будут переезжать Обь на своих автомобилях, рискуя жизнью и здоровьем. И, лишь когда в конце ноября – начале декабря откроется ледовая переправа, с одного берега на другой можно будет добраться безопасно. До следующего межсезонья.

Обозреватель Иван Козликов

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook