Урал / Точка зрения 3 июля 2015 г. 13:26

Не вернулся

Interfax-Russia.ru – Вертолет Ми-8 пропал в Ханты-Мансийском автономном округе.

Спасатели ищут вертолет Ми-8 авиакомпании "ЮТэйр – Вертолетные услуги", исчезнувший ночью 3 июля в Ханты-Мансийском автономном округе по пути из Нижневартовска в Сургут. Экипаж вертолета перестал выходить на связь, сигналы мобильных телефонов находившихся на борту также не фиксируются. Следователи начали проверку, в ходе которой выяснят, как готовили вертолет к полету. Авиакомпания "ЮТэйр", "дочке" которой принадлежит вертолет, заявила о сложных метеоусловиях в районе полета.

Ми-8 ночью перевозил больного ребенка из Сургута в Нижневартовск. Доставив пациента в лечебное учреждение, вертолет с тремя членами экипажа (командир воздушного судна, второй пилот и бортмеханик) и двумя медиками на борту вылетел обратно в Сургут. После этого экипаж перестал выходить на связь. Спасатели начали поиски, район которых удалось определить более-менее точно.

"В последний раз связь с пилотом была в районе села Локосово Сургутского района, последний сигнал GPS одного из мобильных телефонов на вертолете был зафиксирован в районе деревни Юган", - сообщили агентству "Интерфакс-Урал" в пресс-службе ГУ МЧС по ХМАО, добавив, что поиски ведут в Сургутском районе.

Руководитель пресс-службы ГУ МЧС по Ханты-Мансийскому автономному округу Вадим Симоненко сообщил Interfax-Russia.ru, что позже район поисков немного расширили. В этом районе довольно-таки светлые ночи, населенных пунктов немного, местность болотистая, много рек.

"Вся зона поделена на квадраты, каждый квадрат будет более тщательно прочесываться. Где-то осматривают местность с вертолетов, где-то проходят на лодках, где-то на вездеходах", - рассказал Вадим Симоненко.

Он добавил, что с вертолета просмотрено около 200 км. В общей сложности в поисках участвует 191 человек и 32 единицы техники, включая три вертолета, плавсредства и технику повышенной проходимости.

Как уточнил агентству "Интерфакс-Урал" начальник пресс-службы Уральского регионального центра МЧС России Вадим Гребенников, уже обследовано примерно 2400 кв. км.

Пока спасатели ищут пропавший вертолет, следователи пытаются понять, что произошло. В частности, они получили документы из Сургутского центра медицины катастроф о задании и цели вылета вертолета. В месте последнего вылета вертолета опечатали топливно-заправочный комплекс. Также устанавливаются обстоятельства и ход предполетной подготовки вертолета.

Как уточнили Interfax-Russia.ru в пресс-службе Уральского следственного управления на транспорте СКР, пропавший Ми-8 имеет бортовой номер 22589. Согласно реестру воздушных судов на одном из авиационных сайтов, данный вертолет эксплуатируется с 27 декабря 1979 года, то есть более 35 лет. Его налет составляет 26 тыс. часов, тогда как ресурс – 30 тыс. часов.

Президент фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов сообщил Interfax-Russia.ru, что солидный возраст вертолета еще ни о чем не говорит.

"Сколько лет вертолету, особого значения не имеет, главное, что у него есть сертификат летной годности", - отметил Олег Смирнов.

А вот метеоусловия в районе полета, по мнению эксперта, имеют куда большее значение. Так, авиакомпания "ЮТэйр" заявила, что пропавший вертолет летел в условиях низкой облачности и очаговой грозовой деятельности.

"Полет проходил в сложных метеоусловиях", - подчеркнула пресс-служба.

Данные о неблагоприятных метеоусловиях Interfax-Russia.ru подтвердили в аэропорту Нижневартовска. "Действительно, были локальные грозы и низкая облачность. Но командир (воздушного судна – ИФ) сам принимает решение о вылете", - констатировали в аэропорту.

Подобные метеоусловия, как отмечает президента фонда "Партнер гражданской авиации", могут вызвать проблемы в полете.

"Возможно обледенение вертолета, ведь на высоте температура может быть около нуля и ниже. Грозовые очаги - это тоже плохо, ведь в них мощные восходящие и нисходящие потоки, которые могут повредить воздушное судно. Плюс есть опасность попадания в вертолет молнии, не исключен вывод из строя всей электроники", - обрисовал возможную ситуацию Олег Смирнов.

Однако что произошло на самом деле, пока достоверно не известно. Когда пропадают вертолеты, а такое случается, истории бывают как с хорошим, так и с плохим концом. Так, в марте в Туруханском районе Красноярского края пропала связь с вертолетом Ми-2. Вскоре экипаж объявился. Выяснилось, что причиной потери связи была гористая местность, в районе которой находился вертолет.

Вертолет Ми-8, на борту которого находилось шесть человек, пропал в апреле на Камчатке. Воздушное судно совершило жесткую посадку, но, к счастью, никто не пострадал. Поскольку двигатель вертолета был в рабочем состоянии, то пассажиры и экипаж находились в тепле, продуктов у них хватало, и они спокойно дожидались эвакуации.

А в Туве еще прошлой осенью исчез Ми-8, на борту которого находилось, по разным данным, от 12 до 14 человек. Несмотря на масштабную поисковую операцию, вертолет не нашли до сих пор.

О судьбе экипажа и пассажиров Ми-8, пропавшего в ХМАО, можно только гадать. Известно, что Ми-8 оборудован маячком, который в случае нештатной ситуации начинает подавать сигналы, по которым его можно найти.

"Вручную его не включить, он включается автоматически при определенных условиях, например, от сильного удара, от пожара и так далее", - говорит президент фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов.

Но бывает, что аварийные радиомаяки не срабатывают. После пропажи Ми-8 в Туве глава республики Шолбан Кара-оол направлял официальное письмо на имя замглавы МЧС России, в котором призвал оснащать всю малую авиацию современными системами слежения.

Начальник управления организации авиационно-космического поиска и спасания Росавиации Сергей Прусов также признавал, что проблема с аварийными радиомаяками существует, ведь радиомаяк устанавливается в кабине пилотов, но при авиакатастрофе именно эта часть вертолета страдает больше всего.

Посетители одного из авиафорумов, обсуждая исчезновение Ми-8 в ХМАО, также не удивлены отсутствием сигналов с аварийного радиомаяка. "Как обычно маяк не сработал (…) Когда хоть простейшие GPS-трекеры будут на борту...", - задает риторический вопрос один из посетителей.

Однако у вертолета, помимо аварийного маяка, существует и радиосвязь. "Правда УКВ, то есть коротковолновая, ближняя связь, которая работает в условиях видимости. Тот факт, что ее нет, нормально, к этому стоит относиться спокойно", - полагает Олег Смирнов.

Смущает, по его словам, другое: на борту пять человек, у них у всех есть сотовые телефоны, но почему-то сигналов от них нет.

"Возможно, не ловит связь, но все факторы в сумме вызывают тревогу", - добавил президент фонда "Партнер гражданской авиации".

Обозреватель Александра Качалова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook