Урал / Точка зрения 11 января 2013 г. 11:01

Несостоявшееся усыновление

Interfax-Russia.ru – Журналистская утка о челябинском сироте, умоляющем российского президента позволить ему уехать в США, вызвала вторую волну споров насчет "закона Димы Яковлева".

10 января ряд СМИ сообщил, что 14-летний воспитанник челябинской школы-интерната N13 Максим Каргапольцев, страдающий редким генетическим заболеванием, написал депутатам Госдумы и президенту письмо, в котором попросил разрешить американской чете стать его приемными родителями. Директор интерната категорически опроверг эту информацию, назвав сообщение враньем. Однако новость уже сработала как спусковой крючок, и затихшая было жаркая дискуссия по поводу "антимагнтского закона" разгорелась вновь.

История про "больного сироту" в исполнении средств массовой информации получилась следующей: мальчик общался с американской супружеской парой Уолленов семь лет. Когда американцы все же решили усыновить парня, им помешал "антимагнитский" закон. Максим, мечтающий обрести семью, по версии журналистов, обратился к главе государства и депутатам Госдумы, чтобы они разрешили семье из США усыновить его.

На самом же деле, как сообщил директор школы-интерната N13 Денис Мацко, обращение никто из учеников интерната не писал. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков тоже сообщил журналистам, что в Кремле не получали письмо, адресованное президенту России Владимиру Путину.

"На настоящий момент могу сказать одно: сведения о том, что мальчиком такое письмо отправлено, не нашли своего подтверждения", - заявил журналистам после специальной проверки Дмитрий Песков.

Директор школы-интерната рассказал Interfax-Russia.ru, каким образом появилась информация о письме.

"К нам обратились из одного интернет-порталов в декабре, когда этот закон еще обсуждался, с предложением срежиссировать такую постановку. Конечно, я от этой режиссерской постановки отказался, но идея им (журналистам - ИФ) показалась заманчивой, и они опубликовали это вранье", – пояснил Денис Мацко.

При этом он отметил, что американская семья, которая хотела бы усыновить Максима, на самом деле существует. В течение нескольких лет в школу-интернат приезжала с благотворительными миссиями группа американцев, в том числе и семейная пара, которая познакомилась с мальчиком. По словам директора школы-интерната, у них есть уже взрослые дети, и американцы решили усыновить Максима, подали соответствующие документы в региональное министерство социальных отношений, но получили отказ.

"Отказ был связан с тем, что американцы обратились в частном порядке, а не через агентство, как это положено по законодательству. Повторно подать документы они не успели, так как вступил в силу закон о запрете усыновления российских детей американскими гражданами", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.

Он отметил, что у мальчика нет никаких генетических заболеваний, а также интеллектуальных и физических нарушений. Максим продолжает общаться по интернету с этой американской супружеской парой.

Также Денис Мацко не отрицает, что мальчик расстроен из-за невозможности жить в данной семье.

"Он ребенок и конечно хотел бы оказаться в семье, не важно, российской или американской. То, что сегодня это не получается – плохо", - резюмировал собеседник Interfax-Russia.ru.

На страничке в социальной сети "Вконтакте" у Максима в качестве главной фотографии выставлена та, где он со своими несостоявшимися родителями. Также на стене у него ссылки на публикации о том, что он якобы пишет письмо Путину и запись: "Жаль, что родителей не выбирают... Жаль, что тебя не спрашивают: хочешь ли ты родиться?"

В "твиттере" подросток вначале мечтает, что его следующее рождество пройдет в Вудстоке (США), а затем констатирует: министерство социальных отношений Челябинской области "официально отказала нам в усыновлении".

Между тем, председатель Челябинского губернского родительского комитета Татьяна Кошелева уверена, что ребенка просто используют "антироссийские силы", раздувая всю эту шумиху.

"Это политические игры, причем на мировом уровне. Образование развалили, армию тоже, остались только дети и семьи – это последний козырь. Противники ("закона Димы Яковлева" – ИФ) кричат, что бедные дети не могут уехать в Америку, им там будет лучше! Им там не будет лучше, они там не нужны", - высказала свое мнение Interfax-Russia.ru Татьяна Кошелева.

Со своей стороны уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов также написал в своем "твиттере", что "обращение больного сироты" – "это подделка. Бессовестная спекуляция".

В следующих сообщениях омбудсмен подчеркнул, что "никто не запрещает брать и вывозить детей для проведения лечения, оздоровления, реабилитации за границу, в том числе и в США", и "если люди действительно хотят помочь ребенку-сироте, нуждающемуся в индивидуальном лечении, - возможности есть. Для этого не обязательно его усыновлять".

В общем, несуществующее обращение челябинского сироты к главе государства снова вызвало волну возмущения общественности. Посетители одного из местных форумов возмущаются, что мальчик стал "заложником российских чиновников" и задаются вопросом, сколько детей-инвалидов усыновили российские депутаты. А кто-то в шутку предлагает американцам быстро как актер Жерар Депардье принять российское гражданство и тем самым решить проблему.

На том же форуме сам Максим написал, что семья Уоллен очень хорошая.

"Мне очень жаль, что закон Димы Яковлева в дальнейшем не позволил иметь мне очень хорошую семью, которую я так полюбил, и к которым я привык… Мне очень нравиться моя Родина, но я бы хотел иметь семью в США. Мне бы хотелось лично увидеть ВВП и всех тех, кто принял этот закон", - прокомментировал подросток.

Однако сами работники системы по воспитанию детей-сирот не спешат критиковать этот закон. Директор школы-интерната N13 Денис Мацко отметил, что к закону относится как к объективной реальности.

"Меня больше интересует вторая часть, о чем говорил президент: что для наших граждан будут создаваться условия для усыновления", - подчеркнул директор школы-интерната. Он также добавил, что российским усыновителям порой сложно собрать документы, также они могут не иметь жилплощади необходимого размера и достаточного дохода.

В свою очередь заместитель директора по учебно-воспитательной работе Троицкого районного детдома (Челябинская область) Ольга Цаплина сообщила Interfax-Russia.ru, что она тоже выступает за воспитание российских детей в российских семьях.

"Не должны дети находиться в детских домах. Просто в нашей стране нужно поддерживать семьи, помогать морально и материально одиноким матерям и отцам, тогда детей в детских домах будет меньше. Мы сталкивались с такими ситуациями, что люди от безысходности начинают употреблять спиртное и теряют чувство реальности", - отметила Ольга Цаплина.

На все эти изменения необходим не один год. И за это время Максим Каргапольцев, который пусть и не писал письмо Путину, но хотел бы жить в конкретной американской семье, успеет вырасти.

Впрочем, конкретно для Максима, благодаря поднятому шуму, ситуация, похоже, разрешилась благополучно. Депутат Госдумы от Челябинской области, член ЛДПР Сергей Вайнштейн сообщил, что готов стать попечителем мальчика, хотя и не знаком с ним лично.

"Мы с женой давно думали оформить попечительство над кем-то из детей-сирот", - цитирует депутата пресс-служба фракции.

Сергей Вайнштейн подчеркнул, что "взять на себя ответственность за судьбу Максима - наше совместное решение", Максим при соответствующей поддержке станет полноценным членом общества. А депутат с супругой помогут ему получить качественное образование в России.

Обозреватель Александра Качалова