Interfax-Russia.ru – Правительство РФ намерено выделить не менее 1 млрд рублей на организацию дистанционного обучения школьников.
С 1 сентября этого года курганские дети впервые получат возможность осваивать школьную премудрость, не выходя из дома. В Зауралье начинает работу первая в регионе школа по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями.
По информации главного управления образования региона, озвученной на заседании правительства Курганской области, в дистанционном обучении нуждается 176 детей-инвалидов. Специальное оборудование в этом учебном году установлено в квартирах первых 55 школьников, еще 70 на очереди. Таким образом, работу по подключению детей-инвалидов к системе дистанционного образования планируется закончить за два года.
В России новая образовательная технология начала развиваться в 90-х годах прошлого века, вместе с массовым распространением персональных компьютеров и удешевлением доступа в интернет. Сегодня можно дистанционно пройти подготовительные курсы в высшие учебные заведения, получить дополнительное и высшее образование. Так, Тюменский государственный университет с 2003 года готовит студентов заочной формы обучения с применением дистанционных технологий по 12 специальностям. Свои услуги учащимся предлагают интернет-школы, в том числе получившие официальный статус образовательного учреждения. Но их услуги зачастую платные и не по карману семьям, воспитывающим ребенка-инвалида.
Поэтому новое направление приоритетного национального проекта "Образование" по бесплатному и доступному дистанционному обучению особенно важно с точки зрения защиты прав детей с ограниченными возможностями. Условия для такого обучения должны быть созданы в течение ближайших трех лет во всех регионах страны. На эти цели только в 2009 году планируется выделить из федерального бюджета 1 млрд рублей. Надо сказать, что во многих территориях Урала дистанционное обучение уже успело себя зарекомендовать как современная и эффективная методика.
"Первые выпускники интернет-школы, которая была организована при поддержке правительства области, уже поступили в высшие учебные заведения и показали высокий уровень знаний, - рассказала Interfax-Russia.ru пресс-секретарь министерства образования и науки Челябинской области Юлия Смолина. – Проект реализуется с 2006 года. В первую очередь проект был сориентирован на сельских школьников и учащихся с ограниченными возможностями. Он-лайн уроки позволили им получать знания у лучших педагогов региона. Кроме того, старшеклассники могли дополнительно позаниматься с сетевым преподавателем по нескольким профильным предметам".
В этом учебном году дистанционное обучение на Южном Урале сможет выйти на новый этап. В рамках нацпроекта Челябинская область получила мобильный комплекс спутниковой связи. "Мы еще только составляем планы, как использовать этот комплекс. Это неожиданное приобретение для региона, и возможности у новой системы большие", - цитирует пресс-служба слова регионального министра образования и науки Владимира Садырина. По мнению министра, возможности комплекса пригодятся в среднем и начальном профессиональном образовании для дистанционных занятий. Студия на колесах может отправиться на производство, и преподаватель на реальном материале наглядно объяснит предмет студентам, которые находятся в аудиториях.
Для детей-инвалидов дистанционное обучение – это не только путь к аттестату зрелости, а затем к высшему образованию. Это еще и окно в большой мир, возможность адаптироваться к его условиям, усвоить модели поведения в коллективе. В Тюменской области провели эксперимент, в котором приняли участие 45 детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха и речи. Как рассказали Interfax-Russia.ru в областном департаменте образования и науки, на дом к участникам эксперимента продолжали приходить учителя, чтобы заниматься с ними индивидуально. Но дополнительно на квартирах у школьников установили специальное компьютерное оборудование. Таким образом, ребята смогли посещать обычные школьные уроки в режиме видеосвязи. За год участники эксперимента стали гораздо более контакты, начали общаться со сверстниками и вообще почувствовали себя настоящими учениками. "Дистанционное обучение, безусловно, положительно повлияло на развитие детей. Например, мальчик с аутизмом, ни с кем до того не общавшийся, стал свободно разговаривать со сверстниками, слепая девочка-первоклассница начала писать стихи и сказки, а ребенок с ДЦП - рисовать. И таких примеров множество", - отметила заместитель директора областного департамента образования и науки Людмила Чеботарь.
В Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) первые "дистанционники" появились в 2007 году. На первом этапе обучалось 82 ребенка на базе двух школ Сургута и Нижневартовска. Для того чтобы дети-инвалиды могли учиться, потребовались внушительные затраты. "В образовательных учреждениях оборудованы кабинеты дистанционного обучения, рабочее место учителя. В семьи для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья выданы и подобраны индивидуальные специальные технические устройства согласно медицинским показаниям. В комплект входит: компьютер, принтер, сканер, графический планшет, цифровая Web-камера. Каждый компьютерный комплект оснащен современной операционной системой Makintosh и подключен к сети интернет", - сообщала пресс-служба департамента образования округа.
По итогам первого учебного года среди родителей и учеников провели анкетирование. Результаты обнадежили: 35% опрошенных отметили, что дети научились работать самостоятельно, 23% - что появился интерес к учебе, еще 17% - что повысилась успеваемость. Высоко оценили новые возможности и ученики. Почти половина ребят - 45% - заявили, что хотят знать больше школьной программы. На сегодняшний день дистанционным обучением в ХМАО охвачено почти 40% детей, обучающихся в домашних условиях. На условиях софинансирования с федеральным бюджетом округ в 2009 году выделяет 12 млн рублей на приобретение аппаратно-программных средств для организации дистанционного обучения детей-инвалидов и на курсы повышения квалификации учителей, работающих с детьми-инвалидами по дистанционной форме. На Ямале тоже взяли на учет всех школьников, нуждающихся в дистанционном обучении. Из полутора тысяч человек, стоящих на учете в органах социальной защиты населения, в такой образовательной технологии нуждается 299.
Разумеется, обучение через интернет – не панацея и не может заменить ребенку с ограниченными возможностями полноценного общения со сверстниками, активного участия в жизни школьного коллектива. Но инфраструктура наших городов, увы, до сих пор не приспособлена для беспрепятственного передвижения инвалидов, скажем, на инвалидной коляске. А школьные здания и классы иногда находятся в таком состоянии, что за время обучения целый букет болезней приобретают вполне здоровые дети. Обучаться в такой не слишком благоприятной среде ребенку-инвалиду будет гораздо тяжелее, а то и опаснее, чем его здоровому сверстнику.
Поэтому дистанционное обучение на сегодняшний день – вполне приемлемый вариант получения образования. Кроме того, не будем забывать, что качественное школьное образование позволяет абитуриенту с ограниченными возможностями получить профессиональную подготовку в колледже или вузе. Обучение "в удаленном доступе" становится в профессиональных учебных заведениях все более распространенной технологией. А работодатели, особенно в условиях кризиса, охотнее идут на организацию дистанционной работы офисных специалистов.
Так что новое направление нацпроекта "Образование" открывает новые перспективы перед 35 тыс. детей-инвалидов, нуждающихся, по данным федерального министерства образования, в постижении школьных премудростей на дому. Конечно, вложения в программу "дистанционки" потребует немалых средств. Но они наверняка окупятся, когда во взрослую жизнь вступят сегодняшние школьники, получившие к новому учебному году комплект компьютерного оборудования, сетевых педагогов и виртуальных одноклассников.
Обозреватель Елена Глушкова
Фото ИТАР-ТАСС