Урал / Точка зрения 20 сентября 2010 г. 14:44

От катапультирования отказался

Interfax-Russia.ru – В Свердловской области пилот ЯК-52 отказался покинуть падающий самолет и разбился вместе с машиной.

Аэропорт Логиново – тезка небольшой деревни, рядом с которой он расположен. От него до Екатеринбурга всего 50 км. Здесь под эгидой Свердловской областной организации РОСТО жители Свердловской области занимаются парашютным спортом, учебными и тренировочными полетами на спортивных самолетах. Один из таких полетов для летчика-любителя Геннадия Белинкина стал последним.

ЧП произошло 19 сентября днем. Белинкин выполнял на самолете ЯК-52, принадлежавшем РОСТО, фигуры высшего пилотажа. Самолеты были его давним увлечением, и в Логиново Белинкина считали опытным пилотом. Об этом говорит и тот факт, что он выполнил нормативы, достаточные для получения звания кандидата в мастера спорта.

Как сообщили агентству "Интерфакс-Урал" в Уральском следственном управлении на транспорте СКП РФ, пилот совершал частный вылет. "Известно, что ему была дана команда катапультироваться, у него был парашют, но он этого не сделал, пока непонятно почему", - сказал собеседник агентства. Самолет упал на летное поле аэродрома Логиново, разлетелся на несколько частей и загорелся.

Позже стало известно, что перед падением пилот вышел на связь с землей. "Установлено, что на высоте около 500 м от земли пилот по рации успел сделать сообщение, что у него оторвался трос управления. По одной из версий, пилот не стал катапультироваться, потому что хотел избежать падения самолета на поселок Логиново, который находился в километре", - сообщил руководитель пресс-службы ГУВД по Свердловской области Валерий Горелых.

Сложно сказать, сколько жизней спас поступок летчика. Поселок Логиново застроен дачами и коттеджами, в выходные дни в нем много людей. После падения самолета на жилые дома наверняка вспыхнул бы пожар, и не факт, что огонь смогли бы быстро локализовать. Но летчик дотянул до аэродрома. По информации правоохранительных органов, тело Геннадия Белинкина обнаружили в кабине самолета, он был пристегнут.

Пока непонятно, что вызвало сбой системы управления самолетом. Известно, что в этот день именно этот ЯК-52 трижды поднимался в воздух, и ни на какие технические неполадки никто не жаловался. В аэроклубе областной организации РОСТО, которому принадлежал самолет, от комментариев отказались. "Пока идет расследование, никто ничего комментировать не будет", - заявила Interfax-Russia.ru сотрудница клуба.

Между тем по факту крушения самолета СКП РФ возбудило уголовное дело по ч.2 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека). "Ведутся допросы очевидцев, идет работа по изъятию технической документации на самолет из авиаклуба РОСТО, выемка журнала подготовки самолета, изъяты образцы топлива, записи переговоров диспетчера с пилотом", - сообщили агентству "Интерфакс-Урал" в пресс-службе Уральского следственного управления на транспорте СКП РФ.

Стоит отметить, что за последние несколько месяцев это уже третье летное происшествие, связанное с подразделениями РОСТО и самолетами Як-52. Так, 7 июня в Тюменской области в районе города Ялуторовск разбился легкомоторный самолет вместе с экипажем. На его борту находились исполняющий обязанности начальника авиационно-спортивного клуба РОСТО ДОСААФ и инженер клуба. Оба они погибли.

В последствие выяснилось, что экипаж выполнял полет без заявки и разрешения органов воздушного движения на использование воздушного пространства, а также не поддерживал радиообмен с землей. Более того, срок действия свидетельства летной годности самолета истек еще в августе 2009 года. Совершенно непонятно, почему два опытных летчика пошли на множество нарушений.

По данным экспертизы, оба мужчины во время полета были трезвыми. "По предварительным данным, экипаж вылетел на этом самолете для проверки исправности после ремонта", - заявили агентству "Интерфакс-Урал" в пресс-службе Уральского следственного управления на транспорте СКП РФ. Но даже если это и так, то тем более опытные специалисты должны были предпринять дополнительные меры предосторожности.

Прошло несколько дней, и на Дальнем Востоке в 50 км от Благовещенска у поселка Тамбовка разбился еще один легкомоторный самолет. Предположительно, у самолета, принадлежавшего благовещенскому клубу "РОСТО", отказал двигатель. Погибли пилот-инструктор и пассажир-пенсионер.

Стоит отметить, что 20 сентября на Дальнем Востоке разбился еще один самолет. На этот раз истребитель Су-27. К счастью, обошлось без человеческих жертв – экипаж успел катапультироваться. Су-27 находился в ремонте на авиазаводе под Уссурийском, и заводской экипаж поднял самолет в воздух на облет. Самолет упал, не дотянув до взлетной полосы около 100 метров, сообщил агентству "Интерфакс-Дальний Восток" источник на 322-м авиаремонтном заводе. Позднее стало известно, что расстояние до полосы было несколько больше – около полукилометра.

Расследованием причин крушения истребителя сейчас занимается специально созданная комиссия. "Создана комиссия для выяснения причин аварии", - заявил "Интерфаксу" представитель управления пресс-службы и информации Минобороны РФ Владимир Дрик. Он отметил, что истребитель Су-27 разбился на аэродроме "Воздвиженка" в Приморском крае в ходе первого испытательного полета после ремонта. "Экипаж самолета катапультировался. Состояние пилота удовлетворительное, после приземления экипаж был доставлен в медицинское учреждение", - сказал собеседник агентства. По его словам, на земле жертв и разрушений нет.

Что касается катастрофы ЯК-52, то пока ее причины расследуют официальные лица, друзья и одноклубники Геннадия Белинкина активно обсуждают произошедшее в интернет-форумах. И оказывается, как утверждают в одном из форумов, Белинкин владел практически новым самолетом Су-29, но его 19 сентября почему-то не допустили к полетам, и Геннадий полетел на "Яке".

Почему Белинкин отказался катапультироваться с падающего самолета, можно только предполагать. Но его коллеги-летчики считают, что поскольку погибший даже не отстегнулся, то решение оставаться в кабине до конца он принял осознано. Возможно, он надеялся, что все же сможет посадить ЯК-52, возможно не хотел, чтобы самолет упал на головы жителей Логиново. Но факт остается фактом – Белинкин от катапультирования отказался. И упал с небес на землю, оставив вдовой жену и сиротами – двоих детей. Но зато больше на уральской земле от падения спортивного самолета никто не пострадал.

Обозреватель Елена Глушкова