Урал / Точка зрения 9 марта 2010 г. 17:18

От коровы до покупателя

Interfax-Russia.ru – Рынок молока в России должен стать комфортным для всех участников уже летом.

Национальный союз производителей молока ("Союзмолоко") вновь предложил переработчикам ("Молочный союз России") заранее договориться о закупочных ценах на 2010 год. Вопрос согласования позиций был одним из центральных на съезде производителей, собравшем более 500 делегатов из 65 российских регионов. Выступая перед делегатами и гостями съезда, министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник отметила, что в прошлом году минимальные закупочные цены на молоко доходили до 7-9 рублей за литр. "Такая ситуация не устраивает производителей молока и не может являться стимулом для дальнейших инвестиций в отрасль", - отметила министр.

Главный фактор, влияющий на цену молочных продуктов и рентабельность их производства, по мнению министра, – это сезонный характер рынка. В период "большого молока", когда предложение производителей резко возрастает, переработчики снижают цены. "В настоящее время сезонный коэффициент – разница между объемом производства в высокий (летний) и низкий (зимний) сезоны - составляет 1,6", - сообщила Скрынник. В результате рентабельность в молочном животноводстве колеблется от -3% до +24% в течение года.

Есть и еще одна сторона, кровно заинтересованная в том, какие будут цены на молочную продукцию – это покупатели. Производители молока прекрасно осознают, что резкое подорожание молочной продукции приведет к падению спроса. Поэтому необходимо уже сейчас, до наступления лета, договориться об условиях игры на этом рынке с тем, чтобы и производители, и переработчики, и покупатели чувствовали себя достаточно комфортно.

В работе съезда принял участие в том числе и министр сельского хозяйства Челябинской области Иван Феклин. Теперь в Челябинской области региональное соглашение между производителями и переработчиками – вопрос дней. "До конца недели, как мы надеемся, соглашение будет подписано. Сейчас стороны прорабатывают вопрос механизма ценообразования, – сообщила Interfax-Russia.ru пресс-секретарь южноуральского Минсельхоза Наталья Ушакова. – У нас есть ряд предприятий, которые являются крупнейшими переработчиками молока, и они, разумеется, могут диктовать цены производителям. При этом в животноводческом комплексе области сейчас ситуация довольно напряженная, зимовка была непростой, из-за прошлогодней засухи в некоторых хозяйствах проблемы с кормами".

Со своей стороны Феклин отметил, что и переработчики заинтересованы в согласовании цен. "Подписание региональных соглашений о закупочной цене на молоко связано с федеральными субсидиями переработчикам для компенсации ставки рефинансирования по целевым кредитам на закуп молока у производителей. В случае если соглашения в регионе подписаны не будут, федеральное субсидирование таких кредитов будет остановлено", - приводит пресс-служба ведомства слова министра.

И все же, по какой цене будут сдавать молоко сельчане? На съезде Национального союза производителей молока речь шла о минимальной среднегодовой цене в 11 рублей за килограмм молока базовой жирности и содержания белка (не ниже 3,4% и 3% соответственно). Эта цена не включает НДС, предполагает сохранение государственного контроля соблюдения продовольственного баланса на молоко с Белоруссией, а также исполнение требований техрегламента на молоко. Представители ряда производителей и переработчиков там же, на съезде, подписали соглашение. В то же время руководство Молочного союза, объединяющего крупнейших переработчиков, считает 11 рублей за килограмм слишком высокой ценой.

Как сообщает пресс-служба Молочного союза, новая цена, установленная соглашением, дает почти двукратный рост закупочных цен по сравнению с прошлым годом. Летом 2009 года цена доходила до 6 рублей за литр. Зафиксированная в соглашении цена, по мнению переработчиков, годится только для стабильно работающих крупных хозяйств, способных поставлять на заводы молоко гарантированно высокого качества весь год. "Для остальных предприятий, фермеров, личных подсобных хозяйств мы считаем, что цена может быть не ниже 8 рублей за 1 литр", - цитирует точку зрения руководителя Молочного союза Владимира Лабинова пресс-служба организации. Кроме того, если переработчики все же будут вынуждены следовать предложению "Союзмолока", то питьевое молоко подорожает более чем на 20%, уверены крупные переработчики.

Между тем, исполнительный директор некоммерческого партнерства "Союз животноводов Урала" Елена Стафеева скептически относится к перспективам заключения региональных соглашений о предельных ценах на молоко. "Национальный союз производителей молока и переработчики молока так и не достигли соглашения по цене в 11 рублей на молоко 1 сорта. Крупные перерабатывающие предприятия не готовы подписать такое соглашение. Для Свердловской области подписание такого соглашения также не реально, и даже его подписание ни к чему не обязывает, - считает она. – Без бюджетной поддержки крестьяне все равно останутся в убытке. Нижняя цена 8 рублей для Свердловской области, например, совершенно не адекватна, поскольку коммерческая себестоимость молока в 2009 году составила 11 руб. 55 коп".

Первый вице-премьер Виктор Зубков, участвовавший в работе съезда, пообещал, что если стороны не придут к обоюдовыгодному соглашению, то государство уже в этом году начнет давать производителям субсидии на создание собственных заводов по переработке молока. Уже подписано одно из таких соглашений о создании первого регионального кооперативного молокоперерабатывающего завода в Пензенской области. По информации "Союзмолока", завод начнут строить в мае этого года, ввод в эксплуатацию намечен на май 2011 года. Производственная мощность завода - 250 тонн молока в сутки, срок окупаемости менее 5-6 лет.

И все же этот срок может стать роковым для производителей молока. "Создание малых заводов для переработки молока силами производителей возможно, хотя Зубков ведет речь о строительстве заводов с мощностью 300-400 тонн в сутки, их трудно назвать малыми. Для того чтобы эти заводы заработали и включились в общую систему переработки и реализации, начиная с проектирования и кончая выход на рынок продукции, необходимо минимум три года, - считает Елена Стафеева. - У нас нет на это времени. За три года низких цен на молоко при отсутствии стабильной поддержки из федерального и областного бюджета мы можем потерять половину отрасли".

Глава Минсельхоза РФ Елена Скрынник на съезде озвучила еще одну возможность поддержать производителей – молочные интервенции. "С 2010 года расширен список продукции для проведения интервенций. В него вошли стерилизованное молоко, сливочное масло, твердые сыры и сухое молоко. Совместно с отраслевыми союзами разрабатываются принципы ценообразования при проведении интервенционных закупок. Цены будут опубликованы до 31 марта", - заявила министр. По расчетам федерального министерства для эффективного регулирования цен необходимо провести закупочные интервенции в отношении 300 тыс. тонн молока. В ближайшее время будут определены объемы и номенклатура закупок по субъектам страны.

Но и при проведении молочных интервенций вопрос ценообразования остается основным. Из-за низких закупочных цен на зерно урожая 2009 года зерновые интервенции не принесли сельхозпроизводителям того дохода, на который они рассчитывали. Так, например, в Ставропольском крае в государственный фонд сельхозпроизводители продали всего 15 тыс. тонн зерна, тогда как два года назад регион продал почти 1 млн тонн.

В свою очередь вице-губернатор Алтайского края Борис Неудахин заявил на Зимней зерновой конференции, что в крае зерно вынуждено продается ниже себестоимости. "При себестоимости зерна в 3,1-3,5 тыс. рублей за тонну крестьяне продают его по 2,9 тыс. рублей на государственных интервенционных торгах. И все понимают, в каком положении находятся наши крестьяне", - сказал алтайский вице-губернатор.

Челябинские аграрии также были недовольны ценами на зерно и даже предложили создать в рамках УрФО межрегиональный стабилизационный зерновой фонд, чтобы не терять деньги на интервенционных торгах. Аналогичная картина может сложиться и с молочными интервенциями.

Между тем времени на согласования и отработку механизмов реализации соглашений практически не осталось. Понятно, что работа на молочном рынке должна быть рентабельна для всех участников производственной цепочки. При этом конечные цены на молочную продукцию должны быть доступны для населения.

Тем временем молочное животноводство в России понемногу отвоевывает ранее утраченные позиции. Так, по данным Минсельхоза РФ, в прошлом году в России рост внутреннего производства молока и молочных продуктов составил 0,7% - это 32,6 млн тонн молока. При этом импорт молока и молочных продуктов сократился до 16%. Если производители и переработчики не смогут договориться, то тем самым они нанесут ущерб в первую очередь продовольственной безопасности России.

Обозреватель Елена Глушкова