Interfax-Russia.ru - Организаторы праздников формируют базу данных недобросовестных партнеров и заказчиков.
Есть такая профессия - праздники организовывать. Те, кто занимается устройством разного рода торжеств, называют себя ивенторами, а свой сегмент рынка услуг - "ивент-индустрией" (от англ. event - событие). Ивенторы Среднего Урала объединились в альянс, чтобы сообща защищать свои интересы.
Как рассказала Interfax-Russia.ru заместитель президента некоммерческого партнерства "Региональный альянс праздничной индустрии" Юлия Селиванова, предприятия и организации, входящие в альянс, сообщают о заказчиках и партнерах, которые не исполняют обязательства. "Мы объединяем агентства, которые дорожат своей репутацией, с высоким уровнем качества работы. Для них очень важно знать, насколько надежен партнер, не подвеет ли аутсорсер, - подчеркнула Селиванова. - В базу данных заносят не только негативные отклики, но и позитивные рекомендации. Данные доступны членам альянса, а уж окончательное решение руководители агентств принимают сами".
Кроме того, ивенторы намерены информировать профессиональное сообщество обо всех случаях недобросовестной оплаты уже оказанных услуг. Праздничная индустрия почувствовала всю тяжесть последствий экономического кризиса уже в октябре. Объем заказов стремительно упал. При этом "неорганизованные" организаторы праздников в борьбе за клиента начали демпинговать. В таких условиях один неоплаченный заказ может привести к закрытию фирмы. "В декабре мы вынуждены были пересматривать цены в сторону уменьшения. Работали по ценам 2007 года. Сейчас сохраняется уровень цен 2008 года", - говорит Селиванова. Не все сумели выдержать такую нагрузку, больше половины предприятий ивент-индустрии прекратили или приостановили свою деятельность. При этом на одно агентство осенью приходилось пять предприятий, занятых оказанием сопутствующих услуг (пиротехника, фитодизайн, техническое оснащение, декоративное оформление и так далее). Соответственно, и на этом рынке возросла конкуренция за заказчика при общем сокращении количества предприятий.
Члены регионального альянса праздничной индустрии видят два варианта решения проблемы неплатежей. Первый - заключать договоры с клиентами только в письменной форме. Если же в отношении платежеспособности потенциального клиента есть обоснованные сомнения, брать стопроцентную предоплату. Но такие условия устраивают не всех, а потерять заказ - значит, гарантированно потерять деньги.
Еще один парадокс рынка ивент-индустрии: конкуренция за клиента вроде бы должна положительно влиять на качество услуг. Но урезание бюджетов на корпоративные мероприятия приводит к тому, что спросом начинают пользоваться агентства, организующие праздники эконом-класса. В Свердловской области в 2008 году примерно 80% фирм тратят на корпоратив "под ключ" от 60 до 150 тыс. рублей, 20% - от 150 до 300 тыс. рублей. По статистике, в России каждая пятая крупная компания отменила корпоративный новогодний праздник. Ивенторам приходится приспосабливаться к новым условиям.
Челябинское агентство "Мастерская ярких событий" изначально создавалось для организации массовых и корпоративных праздников. Стоимость каждого мероприятия рассчитывалась отдельно, в зависимости от пожеланий заказчика и сценария праздника. Сегодня исходить приходится из бюджета, отпущенного на праздник. "Январь был традиционно "мертвым" месяцем, в феврале ожидаем оживления рынка, - сообщили Interfax-Russia.ru специалисты агентства. - Но теперь клиент заявляет, что он ограничен суммой в 150 тыс. рублей. Приходится искать компромисс, сокращать программу, упрощать оформление и так далее". С неплатежами при такой системе работы агнентству сталкиваться не приходилось. Кроме того, по словам ивенторов, количество фирм в городе сравнительно невелико, а с началом кризиса их количество еще сильнее уменьшилось. Поэтому информация о недобросовестных клиентах или партнерах сразу стала бы достоянием профессионального сообщества.
Новых клиентов "Мастерская ярких событий" рассчитывает привлечь сравнительно новым направлением работы - организацией активного игрового отдыха. Агентство разработало несколько сценариев приключений по направлениям "Историческая миссия" и "военные приключения". Например, серия приключений "Диверсант" имитирует диверсионные миссии в тылу противника. Действие в реальном времени с реальным "противником", боевые столкновения происходят на основе пейнтбольного вооружения и пиротехнических средств. Есть серия приключений "Сталкер", "Темные века", "Поиски клада". Купить участие в миссии может и частный клиент.
Директор тюменской ивент-компании "Академия праздника" Сергей Лосев не считает ситуацию на праздничном рынке провальной. "Конечно, спад ощущается, но люди ведь все равно не перестанут отмечать юбилеи и дни рождений, играть свадьбы. Так что кризисный спад не смертелен, хотя мелкие игроки с рынка либо уже ушли, либо уходят, - заявил Сергей Лосев Interfax-Russia.ru. - У нас есть надежные, проверенные временем партнеры, хотя на сокращение "праздничных" бюджетов жалуются все. Но мы не меняли расценки на услуги с 2007 года, снижать цены нам некуда, а поднимать их сейчас не время".
На Интернет-порталах, где общаются профессиональные ивенторы России, также начали вести "черные списки". Стоит отметить, что в них попадают не только клиенты или партнеры, но и бывшие менеджеры компаний. Схема увода заказчика проста: заказчик находится через клиентскую базу агентства, согласовывается смета, после чего менеджер в частном порядке предлагает клиенту заключить договор на меньшую сумму лично с ним. Руководители агентств предлагают разработать пакет документов в дополнение к трудовому соглашению, чтобы прекратить "пиратство".
Всероссийская общественная организация предприятий малого и среднего бизнеса "Опора России" тоже решила составить свой "черный список" неплательщиков, но уже во всех отраслях и сферах деятельности. "Последствия глобального финансового кризиса стали для российского малого и среднего бизнеса настоящим испытанием. В частности, малые и средние предприниматели практически лишились доступа к банковским кредитам: почти в 90% случаях представители бизнеса либо получают отказ, либо возросшие ставки по новым, а также уже выданным кредитам становятся для них неподъемным", - говорится в обращении руководителей организации к предпринимательскому сообществу. "Однако в последнее время начала проявляться новая негативная тенденция. Ряд крупных предприятий приостановили платежи за поставки товаров и предоставление услуг своим контрагентам - малым и средним предприятиям. По информации, поступающей из регионов России, это явление набирает обороты. На неопределенный срок откладывается оплата за выполненные работы и услуги, предприятия малого и среднего бизнеса вынуждены отправлять персонал в административные отпуска, сокращать рабочие места", - утверждают авторы обращения.
Сейчас на официальном сайте организации идет сбор информации. На его основе будет составлен перечень крупных компаний, которые задерживают платежи малым предприятиям - контрагентам. Список будет передан в правительство РФ. Предприниматели надеются, что правительство не будет торопиться с выделением государственных средств крупным предприятиям, которые игнорируют свои обязательства перед малым бизнесом. "Опора России" уже обратилась в правительство РФ с просьбой рассмотреть вопрос о включении в перечень условий оказания этой помощи требования о 100% расчете указанных предприятий со своими поставщиками.
Кстати, ивент-компании, как правило, тоже относятся к малым и средним предприятиям и имеют полное право сообщать о недобросовестных заказчиках. Таким образом, неоплаченный корпоратив даже крупный холдинг может ввергнуть в серьезные неприятности.
Обозреватель Елена Глушкова