Урал / Точка зрения 14 декабря 2009 г. 15:41

Прерванный полет

Interfax-Russia.ru – Жертвами авиакатастрофы на Южном Урале стали восемь человек.

13 декабря неподалеку от города Коркино (Челябинская область) разбился частный учебный самолет СМ-92Т, выполнявший обычный тренировочный полет. На борту судна находились пилот, инструктор и шесть парашютистов. Все они погибли.

Сообщение о падении самолета поступило на пульт "01" в 11:07 в воскресенье. К месту крушения выехала оперативная группа МЧС, представители Челябинского следственного отдела на транспорте и специалисты Уральского следственного управления на транспорте СКП РФ, в том числе криминалисты.

"Самолет вылетел из аэропорта Калачево и упал в полутора километрах от места взлета с высоты 150 метров. Двое пилотов и шестеро парашютистов, судя по всему, летели для совершения тренировочных прыжков", - рассказал агентству "Интерфакс-Урал" представитель следствия. Место падения всего в 12 км от Челябинска и в 6 км от Коркино, в районе Еткульской автодороги. На земле жертв и разрушений от крушения самолета не было.

"Сначала была информация, что самолет упал буквально на взлете, с 30 метров. Потом мы узнали, что высота была гораздо больше. Был ли шанс спастись? Все ребята и девушки имели опыт прыжков с парашютом, - рассказала Interfax-Russia.ru руководитель клуба "Урал-Экстрим" Мария Дружкова. – В принципе высоты в 150 метров впритык хватало для прыжка. Пусть с переломами, с травмами, полученными при приземлении, но шанс выжить был. Видимо, были какие-то обстоятельства, из-за которых никто не сумел выпрыгнуть из самолета с парашютом".

Спортивный клуб "Урал-Экстрим", по словам Дружковой, дает людям возможность заниматься различными экстремальными видами спорта, в том числе и парашютизмом. Поэтому разбившийся самолет в клубе знают хорошо. "Это была не рухлядь, а новая, отличная машина. Этот самолет на 4 тыс. метров моментом поднимается. Совсем недавно, в этом году его возили на авиасалон МАКС в Москву, - говорит Мария Дружкова. – Управлял машиной опытный пилот, инструктор с ребятами также был опытный. Совершенно непонятно, что могло произойти. И очень больно за погибших".

По сообщениям местных СМИ, пилотировал самолет пилот-инструктор, в прошлом военный летчик с тридцатилетним опытом работы. Так что вряд ли он мог так трагически ошибиться, к тому же самолет был полностью исправен. В частности, исправность самолета подтвердил в разговоре с журналистами министр радиационной и экологической безопасности Челябинской области Геннадий Подтесов. "Это частный самолет, 2004 года выпуска, у него была лицензия, ресурсы, необходимые для полета (...) Самолет технически был исправен. У всех находившихся на борту были разрешения, они прошли инструктаж, все прыгали не один раз", - сказал Подтесов.

В настоящее время по факту крушения самолета расследуется уголовное дело по статье ч.3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил эксплуатации и движения воздушного судна, повлекшее по неосторожности гибель двух и более лиц). "Рассматривается несколько версий происшествия. В том числе человеческий фактор - ошибка пилота, отказ техники, погодные условия и сопутствующие факторы", - сообщили агентству "Интерфакс-Урал" в пресс-службе Уральского следственного управления на транспорте СКП РФ.

В понедельник специалисты управления государственного авиационного надзора вновь осмотрели место крушения. Также они допросили авиатехника и диспетчера аэродрома, обеспечивавших вылет, произвели выемку топлива упавшего самолета и разыскивают очевидцев происшествия.

"Кроме того, дополнительно устанавливаются свидетели деятельности служб аэродрома. Решается вопрос о вывозе частей воздушного судна с места происшествия при участии специалистов МАК (межгосударственного авиационного комитета – ИФ)", - сказал представитель пресс-службы. Ход и результаты расследования находятся на контроле руководителя Уральского следственного управления на транспорте СКП РФ.

По словам министра радиационной и экологической безопасности Челябинской области Геннадия Подтесова, предварительная версия падения самолета – погодные условия. Предварительно эксперты высказывают мнение, что крушение могло произойти из-за разности температур в воздушных слоях. "Бывают случаи, когда спортивный самолет при попадании из одного воздушного слоя в другой теряет управление и входит штопор. Такое бывает очень редко, но бывает", - заявил министр. При этом он подчеркнул, что "это лишь одна из версий, выдвигаемых специалистами-экспертами". Точные причины трагедии установит специальная комиссия.

Парашютный спорт сам по себе сопряжен с большим риском. И от несчастного случая не застрахованы ни новички, ни опытные спортсмены. В начале сентября, на праздновании Дня знаний в Тюмени разбился парашютист, выполнявший показательный прыжок с самолета. ЧП произошло на территории стадиона Тюменской сельскохозяйственной академии.

Выброс парашютистов с борта самолета на расстоянии 1,6 тыс. метров от земли произошел благополучно. Но при приземлении один из парашютистов, Александр Кожихов, 1974 г.р., выполняя эффектный разворотот, не справился с управлением парашютом и разбился. Погибший был опытным спортсменом, совершившим более 300 прыжков. Но вот в это воскресенье шесть спортсменов из Челябинска парашютами воспользоваться не успели.

После трагедии власти Челябинской области решили закрыть до завершения расследования аэродром "Калачево", с которого вылетел потерпевший крушение спортивный самолет. Надо сказать, это не первая авиакатастрофа на аэропорте Калачево - они здесь случаются с пугающей периодичностью. В мае 2008 года на аэродроме разбился двухместный спортивный самолет Р-96 Golf-100. Экипаж отрабатывал учебное упражнение – имитацию отказа двигателя на высоте 50-70 м, но самолет потерял управление, упал на землю и загорелся. Пилот-инструктор и курсант погибли. Следствие почитало, что борт разбился из-за ошибочных действий экипажа.

В понедельник в Челябинск приезжает специальная транспортная комиссия из Москвы, которая определит, кто будет расследовать причины авиакатастрофы. По предварительным данным, следов возгорания на месте крушения не обнаружено. В то же время, судя по внешнему виду обломков воздушного судна, сила удара о землю была очень велика.

За прошедшую неделю в Челябинской области погибло 26 человек. Пятеро стали жертвами дорожно-транспортных происшествий, двое погибли в шахте, один человек – при столкновении тепловоза и бульдозера, еще десять нашли смерть в пламени пожаров. В последний день недели восемь жизней унесло падение самолета.

Обозреватель Елена Глушкова