Урал / Точка зрения 20 июня 2011 г. 14:01

Приговоренные к работе

Interfax-Russia.ru – Приговоренные к исправительным работам курганцы не могут трудоустроиться и начать отбывать наказание.

Парадоксальная ситуация: есть приговор суда, есть осужденные и есть сотрудники системы исполнения наказаний, обязанные обеспечить исполнение приговора. А на деле приговор исполнить невозможно.

Об этом на заседании комитета Курганской областной думы по экономической политике рассказал начальник отдела по руководству уголовно-исполнительными инспекциями регионального УФСИН Андрей Першин. По его словам, предприятия области отказываются принимать на работу осужденных, ссылаясь на то, что у них нет свободных мест.

В Кургане действует постановление администрации города, в котором перечислены 66 предприятий, на которых осужденные на исправительные работы могли бы отбыть наказание. Но региональное управление Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) по Курганской области постоянно получает от этих предприятий отказы на свои запросы. С начала года в Кургане к исправработам приговорили свыше 60 человек, но трудоустроить их так и не удалось.

"Из-за безработицы и отсутствия вакантных мест администрации предприятий, включенных в перечень, отказывают в трудоустройстве осужденных, так как не испытывают недостатка в рабочей силе и не заинтересованы в приеме на работу данной категории граждан, которые зачастую утратили трудовые навыки, не имеют специальности и образования", - заявил Андрей Першин.

При этом в районах области даже нет аналогичного перечня предприятий, поэтому проблема трудоустройства осужденных здесь стоит еще острее.

Вполне понятно желание работодателя отдать вакантное место добропорядочному гражданину. Да и безработица в Курганской области одна из самых высоких в Уральском федеральном округе – 12%. Но вот в результате такой политики, по данным регионального УФСИН, в этом году семь осужденных на исправительные работы совершили повторные преступления, а двадцати наказание было заменено лишением свободы. Цифры не маленькие, учитывая, что всего по области к принудительным работам было приговорено 170 человек.

Кстати, для тех 20 человек, что попали в места лишения свободы, заключение может оказаться неплохим шансом получить рабочую специальность. Как рассказал Interfax-Russia.ru начальник пресс-службы Курганского УФСИН Руслан Бурсин, в Федеральном казенном образовательном учреждении начального профессионального образования сейчас учатся 387 осужденных.

"Еще 68 проходят обучение так называемым курсовым методом, непосредственно на производстве, - пояснил представитель ведомства. – Наше профтехучилище готовит сварщиков, токарей, столяров, резчиков по дереву, швей и операторов швейного оборудования, каменщиков, машинистов котельной, стропальщиков".

Между тем, на свободе вакансий для судимых практически нет. В этом году специалисты регионального УФСИН направили 175 обращений по трудоустройству освобожденных из мест лишения свободы. И получили только шесть ответов с согласием предоставить вакансию осужденному.

Между тем даже законопослушный гражданин, оставшись без работы на длительный срок, стремительно утрачивает профессиональные навыки, способность к переквалификации и, в конечном итоге, привычку к труду. Что уж говорить о преступниках и правонарушителях!

По информации ГУФСИН по Свердловской области, почти четверть осужденных к исправительным работам злостно уклоняются от трудоустройства. Хотя жилищно-коммунальные службы охотно берут таких граждан в дворники, есть спрос на них и со стороны автотранспортных предприятий.

"В нашем регионе количество лиц, приговоренных к этому виду наказания, гораздо внушительнее – их 1750 человек, - рассказал Interfax-Russia.ru в пресс-службе ведомства. – Из них 425 не исполняют решение суда. Иными словами, мы находим вакансию, направляем гражданина на предприятие, а он отказывается работать".

После нескольких таких отказов дело передается в суд, и судья может принять решение об изоляции преступника от общества. В результате вместо работника, пусть и по приговору, общество получает очередного иждивенца за решеткой.

Впрочем, суды далеко не всегда принимают решение об изоляции. И дело не в либерализме судей. "Маленькие хитрости" преступников и правонарушителей Interfax-Russia.ru раскрыл начальник отдела по руководству уголовно-исполнительными инспекциями УФСИН по Челябинской области Алексей Вакула.

"Закон диктует жесткие сроки по устройству на исправработы, - пояснил он. – Если осужденный не приходит на предприятие, предоставившее вакансию, нам об этом сообщают. После повторного отказа выносится предупреждение. Затем дело передается в суд. Но зачастую гражданин в места заключения вовсе не стремится. Он тут же бежит в любую организацию, к знакомым и друзьям, и получает справку о том, что он якобы устроился на работу туда. Все, перед судом он чист".

По словам представителя южноуральского УФСИН, особенно часто так поступают злостные неплательщики алиментов. Еще одна категория осужденных, которых практически невозможно трудоустроить даже по приговору суда – это лица без определенного места жительства, или бомжи.

"По закону мы обязаны трудоустроить гражданина, дав ему возможность отбывать наказание, в течение 30 дней после приговора, - рассказал Алексей Вакула. – А ведь у этой категории населения, как правило, вообще никаких документов нет. То есть, как минимум ему надо восстановить паспорт. Далее, без заключения медкомиссии его даже в дворники не возьмут, всем известно, насколько среди бомжей распространены различные заболевания. Бывает, и с открытой формой туберкулеза отправляют на исправительные работы. Значит, надо обеспечить ему медосмотр и дальнейшее лечение. При этом в массе своей работать эти граждане вовсе не рвутся".

На Южном Урале, как и в Свердловской области, осужденных на исправление трудом берут на малооплачиваемые и не требующие квалификации работы. И все же, как считают собеседники Interfax-Russia.ru, для многих это мог бы быть шанс подняться со дна.

"Необходима система квотирования мест, - считает начальник отдела по руководству уголовно-исполнительными инспекциями УФСИН по Челябинской области. – Если бы такое решение было принято хотя бы на уровне губернатора и правительства Челябинской области, это помогло бы и нам, и осужденным. А если будут предусмотрены какие-то льготы для предприятий и организаций, идущих на сотрудничество с нашим ведомством, то и у работодателей появился бы стимул нам помогать. В первую очередь это касается предприятий малого и среднего бизнеса, на сегодняшний день они с нами практически не взаимодействуют".

Как рассказали в пресс-службе ГУФСИН по Свердловской области, сейчас сотрудникам уголовно-исправительных инспекций приходится зачастую действовать за счет личных связей. Формально список предприятий, куда можно направить осужденного, есть в каждом муниципальном образовании. На деле инспекторы буквально уговаривают работодателей отдать хотя бы одно рабочее место осужденному. Между тем отсчет срока исполнения приговора начинается с первого рабочего дня после вынесения приговора. Иными словами, гражданин, который уже мог бы начать искупать свою вину перед обществом, принося пользу своим трудом, зарабатывая себе на хлеб и платя налоги, на деле ждет, когда для него освободится вакансия дворника или чернорабочего.

В Курганской области также считают, что необходимы механизмы взаимодействия с предприятиями. Как сообщает пресс-служба регионального УФСИН, глава Зауралья Олег Богомолов уже поручил включить ведомство в программу по подготовке специалистов, востребованных на рынке труда. Пока это касается обучения заключенных. А вот что касается приговоренных к исправительному труду, то для них начнут составлять базу данных по предприятиям в районах области, где требуются дешевые рабочие руки.

Обозреватель Елена Глушкова