Урал / Точка зрения 2 июня 2009 г. 17:35

Прокурор - лучший друг заключенного?

Interfax-Russia.ru - Прокуроры уральских регионов встали на защиту прав осужденных.

Российский тюремный бунт - дело бессмысленное и беспощадное, беспорядков справедливо опасаются как сотрудники подразделений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), так и родственники заключенных.

Два года назад, когда группа воспитанников Кировградской колонии попыталась прорваться через ограждение, часовые применили огнестрельное оружие. Двое подростков были убиты. Оперативный дежурный по колонии был смертельно ранен, также были ранены еще 15 человек - как сотрудники колонии, так и заключенные.

Поэтому, как только в СМИ Свердловской области появились сообщения о том, что в исправительной колонии (ИК) №12 начались беспорядки среди заключенных, реакция последовала незамедлительно. Причем реакция со стороны ведомства, которое преступники редко вспоминают добрым словом. Несмотря на выходные дни с проверкой в колонию выехали сотрудники прокуратуры Свердловской области во главе с прокурором Юрием Пономаревым.

В ходе проверки сведения о беспорядках среди заключенных и о чуть ли не назревающем в колонии бунте не подтвердились. Кстати, об этом с самого начала говорили руководители Главного управления ФСИН по Свердловской области. "В колонии строгого режима прошли плановые обыски на предмет обнаружения запрещенных предметов, было вывезено несколько машин таких предметов. Изъятие этих вещей вызвало недовольство некоторых осужденных, о котором они, вероятно, рассказали родственникам, приходящим на свидание", - пояснили агентству "Интерфакс-Урал" в ГУФСИН РФ по Свердловской области.

На пресс-конференции в пресс-центре агентства "Интерфакс-Урал" в Екатеринбурге начальник ГУФСИН России по Свердловской области, генерал-лейтенант внутренней службы Александр Ладик вновь подтвердил журналистам: общий обыск был мероприятием абсолютно законным и штатным. "В этом году таких обысков было проведено 408, дополнительных, внеплановых - почти 16 тыс. У заключенных изымали деньги, наркотики, спиртные напитки, - заявил начальник ГУФСИН журналистам. - Простой пример: в декабре прошлого года у нас в УрФО в одном из исправительных учреждений изъяли 2 тонны спиртных напитков заводской выработки! Если бы их не изъяли, если бы заключенные перепились, ни от осужденных ничего не осталось бы, ни от колонии". Генерал-лейтенант напомнил, что бунт в Кировградской колонии начался с того, что группа воспитанников нанюхалась краски.

Еще одна причина недовольства части обитателей ИК №12 - отсутствие работы. По словам Ладика, в системе исполнения наказаний колония считается лидером производства. "Объем промышленного производства сократился на 50%. И больше всего ударил этот процесс по тем учреждениям, которые работают в кооперации, по нашему лидеру - это колония №12. В прошлом году общий объем промышленного производства учреждений ФСИН составил 22 млрд рублей. Одна 12-я колония выпустила продукции на 1 млрд 250 млн рублей", - отметил он. Отсутствие работы вполне может подтолкнуть заключенных к беспорядкам. Плюс вечная болезнь исправительных учреждений Свердловской области - перенаселенность. Например, в СИЗО №1 на каждого арестанта приходится всего 2,3 кв. метра камерной площади.

Проверка областной прокуратуры выявила перенаселенность и в 12-й колонии. "Проверкой выявлены серьезные нарушения, связанные с ненадлежащими материально-бытовыми условиями содержания осужденных, необоснованным применением к некоторым осужденным мер взыскания, - сообщает пресс-служба ведомства. - В частности, в ряде камер ШИЗО (штрафной изолятор, ИФ) при наличии двух оборудованных спальных мест содержатся по трое и больше лиц. В отдельных камерах на одного осужденного приходятся менее двух квадратных метров площади, как того требует Уголовно-исполнительный кодекс РФ. В результате переполнения камер осужденные спали на матрацах на полу". По требованию прокурора области 9 осужденных были переведены из ШИЗО в отряды. А прокуратура Нижнего Тагила начала проверку по надзору за соблюдением в данном исправительном учреждении норм законности. Также, с участием представителей областной прокуратуры проверят, насколько обоснованными были жалобы осужденных, высказанные прокурору области.

В неволе здоровье, а то и жизнь заключенного находятся в прямой и жесткой зависимости от того, что принято называть бытовыми условиями. Переполненная камера, невозможность нормально выспаться - и вот уже копится раздражение, зреет протест. А там и до массовых беспорядков недалеко. Сам начальник Свердловского ГУФСИН не скрывает, что в течение этого года в одной из колоний трижды были волнения среди заключенных. Причина - отсутствие элементарных коммунально-бытовых удобств и условий.

"Самая сложная ситуация у нас в 62-й колонии - и в феврале, и в апреле там были неприятности, и в мае они чуть-чуть не случились. В ноябре прошлого года мы поменяли руководство колонии, но ошиблись с выбором. В середине мая освободили от должности предыдущего начальника. Пришел новый человек с новой командой. Будем надеяться, он сумеет навести порядок", - заявил генерал-лейтенант. Кроме того, решается вопрос с разгрузкой женских колоний. Существующие площади позволяют содержать в заключение 1700 женщин, а их за колючей проволокой 2601. Принято решение перепрофилировать одну из колоний для несовершеннолетних в женскую "зону".

По итогам проверки ИК №12 прокурор области внес представление в адрес начальника ГУФСИН об устранении нарушений законодательства и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Дело продолжает находиться на контроле прокуратуры области.

Впрочем, надо сказать, что нарушения прав заключенных происходят не только в Свердловской области. Так, например, в Ямало-Ненецком автономном округе, самой северной территории Уральского федерального округа, три колонии расположены на Крайнем Севере. Выяснилось, что гражданам, отбывавшим там наказание, не выдавалась теплая одежда и обувь. И обнаружили, и обнародовали эти факты сотрудники окружной прокуратуры!

По сообщению пресс-службы надзорного ведомства, в ходе проверки деятельности администрации колоний было установлено, что в колониях №№3,8 и 18 заключенным не выдается утепленная одежда - куртки, брюки, рукавицы и валенки. А в колониях №№8 и 18 - не выдавали даже постельных принадлежностей, матрацев и одеял. "Также по вине администрации исправительных учреждений нарушались сроки их использования. Аналогичные нарушения выявлены в части обеспечения осужденных нательным бельем", - отмечает пресс-служба. Между тем суточные температуры на Ямале до сих пор "в минусе". Семь должностных лиц колонии привлечены к дисциплинарной ответственности, сообщает прокуратура ЯНАО.

Общественный контроль за происходящим в местах заключения необходим, прежде всего, для эффективной работы системы исполнения наказаний, считают в ГУФСИН России по Свердловской области. Количество колоний в этом регионе больше, чем в других территориях России. При управлении действует общественный Совет, работает наблюдательная общественная комиссия. Следом за прокурором области и начальником ГУФСИН в ИК №12 побывали представители комиссии. Они осмотрели помещения отрядов осужденных, в том числе отряд с особыми условиями содержания, ШИЗО, побеседовали с осужденными. В итоге они подтвердили - никаких массовых беспорядков в ИК-12 не было и нет, ситуация стабильная и контролируема.

Человеческие условия для лиц, отбывающих наказание за совершенные преступления - не роскошь и не прихоть правозащитников. К сожалению, в России никто не застрахован от попадания за решетку. Например, правозащитник Алексей Соколов, еще недавно входивший в общественную наблюдательную комиссию, сейчас находится в СИЗО №1 в связи с обвинением по п."б" ч.4 ст.162 УК РФ ("Разбой в целях завладения имуществом в особо крупном размере").

Обозреватель Елена Глушкова